Классный час «Афганистан — ты боль моей души…»
Михайловская общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней
Классный час
Афганистан – ты боль моей души…
Подготовила
классный руководитель
9 класса
Миронова О.В.
Тема классного часа: "Афганистан – ты боль моей души…"
Цель:
Воспитывать патриотические чувства учащихся
Развить уважительное отношение к участникам Афганской войны
Задачи:
Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
Формирование опыта нравственного поведения личности;
Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям;
Развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: фотографии воинов-интернационалистов посёлка Михайловка, музыкальный центр, картинки о выводе советских войск из Афганистана.
Пусть история всех нас рассудит
И оценку пусть каждому даст.
Пусть о павших никто не забудет,
И хоть кто-то расскажет о нас.
Учитель.
У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
Нашу встречу сегодня я назвала “ Афганистан – ты боль моей души…”. Ещё жива боль и память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане и других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
15 февраля – особый день.
Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.
Прошло уже 23 года с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары, где необходимо присутствие солдат.
Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?
Ученик.
Афганистан (историческая справка)
Государство в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Российской Федерацией.
Территория 647.5 тысяч кв. км
Население 15.5 млн.человек
Более 20 народностей
Официальный язык – пушту и дари
Столица – Кабул
Господствующая религия – ислам
Долгое время – колония Англии
В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость
Война Англии против Афганистана – победой благодаря помощи Советской России. Это первая страна с которой Россия заключила дипломатические отношения.
В январе 1929 года к власти с помощью англичан пришла династия Надир-шаха (правила до июля 1973 года).
27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. В этом же году был заключён советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Классный руководитель
В течении 1978-1979 годов лидеры Афганистана неоднократно обращались к руководству СССР за военной помощью для “ удержания завоеваний апрельской революции”. СССР, для которого эта революция была неожиданностью, официально поддержал её с первых дней, увидев в этом возможность установить влияние в этом регионе. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. Однако этого для удержания власти было недостаточно. Моджахетам (врагам революции) помогали США.
В марте 1979 года Председатель Революционного Совета и премьер-министр ДРА Н.М.Тараки в связи с угрозой взятия города Герат попросил немедленной помощи. Всего правительство ДРА обращалось к руководству СССР 11 раз. Вскоре власть перешла к Х.Амину, политика которого была направлена на сближение с США. Стало известно о гибели Н.М.Тараки по приказу Х.Амина.
Политбюро ЦК КПСС 4 декабря 1979 года приняло решение о направлении в Афганистан спецотряда ГРУ Генерального штаба численностью 500 человек, а 12 декабря на заседании Политбюро было принято решение о вводе войск в Афганистан.
В 15.00 начался ввод советских войск в Афганистан в соответствии с приказом министра обороны СССР. Первыми переправились разведчики, а затем, под руководством генерала К. Кузьмина - 108-я мотострелковая дивизия. В это же время военно-транспортная авиация начала переброску по воздуху основных сил воздушно-десантной дивизии отдельного парашютно-десантного полка на аэродромы Кабула и Баграма. До последней минуты десантники не были посвящены в планы высшего руководства. Для переброски личного состава потребовалось сорок семь часов, за которые было совершено 343 рейса. В Кабул и Баграм было доставлено 7 700 десантников и 894 единиц боевой техники.
До 1 января 1980 года было введено 50 тысяч военнослужащих, в том числе две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии. В январе 1980 года в Афганистан вошли еще две мотострелковые дивизии, и общая численность советских войск достигла 80 тысяч человек. В течение первой половины 1980 года советский военный контингент продолжал усиливаться, особенно за счет четырех полков боевой авиации, трех вертолетных и различных отдельных бригад и полков.
27 декабря 1979 года “ограниченный контингент” советских войск вошёл в Кабул и захватил дворец Х.Амина. Лидер партии НДПА Б.Кармаль был доставлен в Кабул из Чехословакии, где находился в эмиграции, и принял руководство страной. В шутку его у нас называли Борисом Кармалёвым. Наджибулла в 1989. В 1991 году свергнут талибами.
Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. С материальной точки зрения СССР терял в Афганистане от одного до нескольких миллионов рублей в день. Но самыми невосполнимыми потеряли были люди. В Афганской войне погибло более 15 тысяч человек.
15 февраля 1986 года в результате политики М.С.Горбачёва войска генерала Громова были выведены с территории Афганистана. Сам командующий армией пересёк советско-афганскую границу последним.
На афганской земле воевали воины-интернационалисты нашего посёлка:
Бебик Анатолий Леонидович
Зелинский Николай Иванович
Махов Виктор Александрович
Орлик Юрий Сергеевич
Пациков Павел Викторович
Кузьменко Виктор Александрович
Попов Олег Николаевич
Яценко Владимир Тимофеевич
Прокопенко Владимир Афанасиевич
Награнский Анатолий Александрович
Савченко Олег Александрович
Ковальчук Николай Петрович.
Погибли на афганской войне
Белицкий Владимир Иванович и Яценко Александр Павлович.
Минута молчания в память о погибших воинах.
Учащимся предлагаются вопросы, по которым будет вестись обсуждение:
Я не знаю, зачем и кому это нужно.
Нет, в этом не было смысла.
Да, это было необходимо.
Это воинский долг, и это не обсуждается.
Задача участников дискуссии: попытаться доказать именно ту точку зрения которая определена. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для высказывания своего мнения.
На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверно, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения – “Я не знаю, зачем и кому это нужно”.
Ученики читают письма солдат:
“Забыть бы людям все войны во все века! Засадить планету цветами. Жить и радоваться. Я вспоминаю, как в Новый год нарядили мы кипарис вместо елки и назвали его деревом мира. Маленькое деревце кипариса. Вечнозеленое, сильное и хрупкое одновременно”.
Да, если я останусь жить,
То не забуду никогда,
Как надо жизнью дорожить
И помнить эти дни всегда.
“Здравствуй, мам!
… Наконец-то добрались до места. Впрочем – по порядку. Интересно – утром – Ленинград, потом самолетом до Ташкента. Красивый город. В каждом дворике за глиняной стеной – виноград и красивый дом. На вокзале мы с Петькой (земляк) поели настоящих узбекских пельменей “чучара”. И вообще тут народ ест вкусно. И все прямо с пылу, с жару…
Когда приехали в Чирчик, пересыльный пункт, то все перед нами раздвигались. Как же – голубые береты, десантники. Но в этом нашей заслуги еще нет. Потом аэропорт, ТУ-154 и кабул. Отсюда Ан-12 летим до Джелалабада. Стрелок-радист позвал меня в свою кабину, знаешь, под самым хвостом самолета. Он рассказывал и показывал. Прекрасная страна! Пальмы, цветы, красивое небо с большими звездами…”
“Здравствуй, мамочка!
Со мной вышла небольшая история. Чтобы не морочить тебе голову, скажу прямо – получил в бок душманскую пулю. От долгого лежания устаю. Но ходить пока не разрешают. По какой-нибудь хитрой причине прошу, чтобы утром отводили к умывальнику. Теперь мне выведут кишку в полиэтиленовый мешочек. Буду с ним ходить, говорят до полугода. Задета печень. Очень хочу видеть Ташкент. Его фонтаны, бассейны, базары. Мечтаю выпить стакан голубичного соку, а потом с разбегу в оду, чтобы кто-то смеялся, а я отфыркивался под мощными волнами и струями… а потом мороженное с шоколадом…”
15 июля 1986 года его не стало, ему было 21 год.
Ученица читает стихотворение «Русские солдаты»
Когда смотрели мы в прицел,
В лицо холодной тени смерти,
В расплавленном горя свинце,
Мы становились частью тверди.
Мы видели родную стать Степей, лесов, полей и хаты,
Улыбку детскую и мать...
Мы просто русские солдаты.
И, растворяясь в тишине,
В минуты отдыха порою
Мы забывали о войне,
Идя Афганскою тропою.
Но, а сейчас больней вдвойне,
Когда в руках вновь автоматы
В своей разорванной стране...
Мы просто русские солдаты!
В пылу безумной суеты,
И неустроенности жизни,
Не нужно вешать нам кресты,
Земле верны мы и Отчизне.
Но слышим мы извечный зов:
Мы просто русские солдаты!
Ученик читает стихотворение «У стелы павшим героям»
Как бумажный разорванный лист,
Разорвано взрывом столетье!
Капли крови и стоны, и свист
Высекают из душ междометья …
Заключительное слово классного руководителя.
15 февраля – эта дата навсегда останется в нашей памяти и в наших сердцах.
Сегодняшний наш классный час я хотела бы закончить стихотворением «Молитва»
И опять плачут свечи,
Из воска льётся слеза...
Опускаются плечи
И устала душа.
Я молюсь днём и ночью
Неумелой рукой,
Чтобы Бог дал вам силы
Всем вернуться домой.
Может, эта молитва,
Что родилась в душе,
Белой птицей взметнётся
К облакам в синеве.
И услышит Господь наш
Те простые слова,
И вернутся родные
С той войны навсегда.
В сердце тонкие нити -
Между мной и тобой.
Возвращайся, мой милый,
Возвращайся живой!