Мини - проект «Космическое конструкторское бюро»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» комбинированного вида структурное подразделение – детский сад № 177
Мини - проект
«Космическое конструкторское бюро»
Автор разработки:
Воспитатель детского сада
Хлюпина М.О.
г. Нижний Тагил
2018г.
Тип и вид проекта: практико – ориентированный, игровой, фронтальный, групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители
Актуальность.
Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Рассказать коротко о большом космосе, его героическом покорении нашими космонавтами и нелегком труде российских ученых – невозможно.
Конечно, в нынешнее время интерес к космосу уже не так силен, но все – таки есть еще ребята, которые смотрят в небо с любопытством и предвосхищением чуда. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно увлечь и заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос и его покорение? Я считаю, что проектная деятельность позволит дошкольникам усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит как в повседневной жизни, так и на специальных интегрированных занятиях. Содержаниеобразовательной деятельности доступно возрасту, даётдетямспособностьвыразитьсвоиэмоциональные переживания иосвоить новые знанияокосмосе.
Одна из ценностей проекта заключается в том, что знакомство с космическими профессиями будет происходить в условиях сюжетно-ролевой игры, которая направлена на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения.Именно в игре, максимально свободной от всякого принуждения, у ребенка формируется умение управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, формируются представления о профессиях, деятельности взрослых. В подготовительной группе Радужки» в самостоятельной деятельности детей преобладают игры по конструированию, а именно – по собственному замыслу и предложенным условиям и темам недели. Когда был объявлен конкурс игровых проектов, мы с детьми обсудили варианты игр и решили открыть в группе Космическое конструкторское бюро.
Цель проекта: приобщение дошкольников к нравственно – патриотическим ценностям, расширение знаний о космосе, космических профессиях посредством использования конструктивной деятельности в процессе организации сюжетно – ролевой игры «Космическое конструкторское бюро»
Задачи проекта:
Образовательные:
сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства
познакомить детей с историей развития космонавтики, профессиями инженера – конструктора, проектировщика, изобретателя в космической сфере;
учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить его с условиями, имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения.
Развивающие:
развивать на конструктивном материале зрительное внимание, воображение, мышление, мелкую мускулатуру рук
Воспитательные:
прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса
воспитывать интерес к конструированию, совершенствовать коммуникативные навыки при взаимодействии с детьми и взрослым;
поддерживать стремление детей проявлять изобретательность, фантазию, экспериментировать;
создать условия для выбора деятельности детьми на основе их способностей, особенностей и интересов;
способствовать развитию успешности каждого ребенка, проявления его инициативности;
стимулировать позитивное взаимодействие детей друг с другом, закреплять умение работать в коллективе,пользоваться общим набором деталей;
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта у детей сформируются следующие компетенции:
- усвоение детьми знаний и представлений о космосе, отечественной космонавтике
- уважение к трудной и опасной профессии космонавта
- проявление своей инициативы;
- позитивное взаимодействие друг с другом;
- готовность к самовыражению в конструктивной деятельности;
- составление творческих и описательных рассказов.
- проявление стремления фантазировать, изобретать.
Этапы реализации проекта
Беседа«Кого принимают в космонавты?»
Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социально-коммуникативное
Сюжетно-ролевые игры,
коммуникативные игры
интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам»
Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Этапы реализации проекта:
I этап– подготовительный
Определение цели задач проекта
Изучение и подбор художественной и методической литературы по теме
Изучение интернет – ресурсов по теме
Анализ предметной среды группы
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, тематических мультфильмов
Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
Оснащение развивающей среды
Планирование совместной деятельности
II этап – практический
Познавательно – исследовательская
Беседы с использование ИКТ по темам «День космонавтики», «Каким должен быть космонавт», «Звезды – какие они?»,
Опыты и эксперименты по теме
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”
Коммуникативная деятельность
Презентация «Этот загадочный космос»
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Полет на луну», «Незнайка на луне», «Загадочная планета»
Сочинение рассказов на тему «Космическое путешествие»
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов
Заучивание стихотворений О. Ахметова «В космосе так здорово», А.Хайт «Планеты»
Чтение художественной литературы
Чтение произведений о космосе
Разучивание стихотворений
Одгадывание загадок
Изобразительная деятельность
Рисование «Выход в космос», «Подлетая к земле»(акватипия)
Лепка «Веселые инопланетяне»
Обрывная аппликация «Космические пейзажи»
Конструирование
Конструирование из разного конструктора, бумаги, бросового материала: летательных аппаратов, Космогородка, ракеты
Игровая деятельность
Дидактические игры
Конструктивные игры
Сюжетно – ролевые игры
Подвижные игры
Двигательная деятельность
Физкультурно-познавательный досуг «Загадки Вселенной»
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,«Мозаика-синтез»,2014г.
Космос. Детская энциклопедия. Москва 2000
Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»
К.А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»
Г.Черненко «Как человек в космос полетел?»
Майорова Г. «Игры и рассказы о космосе»
Расскажите детям о космонавтике. Развивающие карточки. – М.«Мозаика-Синтез», 2016