Публикация «Минутка чистописания: просто о сложном»
Петухова Екатерина Андреевна
Учитель начальных классов
Тема: «Минутка чистописания: просто о сложном».
Создание проблемной ситуации.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, вы будете согласны, что многие из вас начинали урок именно так:
«Садитесь, дети, открыли тетради, записали число и классная работа, минутка чистописания. На доске написаны буквы, которые вам нужно красиво записать в тетрадь»
-Вернёмся, такое начало урока не вызывает познавательного интереса и не настраивает на хороший результат.
Еще К.Д. Ушинский в своё время писал: «Сделать серьёзное занятие занимательным – вот основная задача обучения». А нас, знаете ли, в педучилищах и институтах не учили, что минутку чистописания можно провести занимательно и интересно. В методических пособиях не особо много информации по методике проведения минутки чистописания на уроках. Понятно, что это этап урока, и он обязательно должен быть. Занятия по чистописанию проводятся ежедневно, согласно требованиям программы.
Ясно одно: механически писать элементы, соединения, буквы – недопустимо. Вывод один: с этим надо что-то делать!
Целью написания минуток чистописания является: формирование навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкое безотрывное письмо.
В зависимости от темы урока можно заранее подготовить минутки чистописания. Они составляются таким образом, чтобы при ответе на ряд вопросов учащиеся могли сами сделать вывод по следам своих рассуждений, какую букву или соединение они будут писать или сформулировать новое понятие, правило, или даже тему урока.
Минутки чистописания занимают 8 – 10 минут учебного занятия.
Учитывая основные требования к проведению минуток чистописания и методику их проведения, я расширила их содержание и выделила в них несколько этапов: подготовительный, мотивационно-поисковый, графический и языковой.
Минутку чистописания начинаю с подготовительного этапа, с упражнений, подготавливающих руку к письму: пальчиковая гимнастика, упражнения с мелкими предметами, массаж пальцев рук. Можно использовать массажный шарик или металлическое кольцо су-джок. Или просто покатать между ладоней ручку. Такая разминка занимает на уроке мало времени, но, считаю, очень полезна для ребят.
После проведения разминки кистей рук учащиеся не приступают сразу к работе, а настраиваются на неё.
Следующий этап – мотивационно-поисковый. Его задачи: мотивировать учащихся, вызвать эмоциональный подъём и интерес к предстоящему делу, активизировать мыслительные процессы и познавательную деятельность.
Тему минутки чистописания не сообщаю сразу, а привлекаю учащихся к её определению во время выполнения небольших заданий, разнообразных по содержанию: вопросы-шутки, головоломки, загадки, анаграммы, шарады, логические задания, занимательные упражнения. Они направлены на развитие внимания, сообразительности, мыслительных операций.
Сюда можно отнести такие задания как: «Поиск звука или буквы», «Узнай букву», «Буква заблудилась», «Буквы рассыпались», «Гласная сбежала», «Найди ошибки» и др. Сейчас по порядку покажу небольшие фрагменты.
На поиск звука:
Пример 1. На доске слова: умный, быстро, захочу, мышка.
– Определите букву, которую мы будем писать. Она находится в корне глагола и обозначает твердый глухой непарный звук. Как называется эта буква? (ха)
На поиск буквы для написания:
Пример №1
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква … (А)
- Какой звук обозначает эта буква? (гласный) - Спишите, найдите закономерность Аа Ааа Аааа.
Пример № 2 - Какая буква потерялась? … ышка, …узей, гро …, ра … ка.
- Сегодня мы будем работать над написанием буквы (эм) М,м.
«Узнай букву» 1 класс
«Узнай букву» (когда уже какие-то буквы изучены) На доске, либо вывести картинкой на экран. Можно хоть в каком классе провести.
«Буква заблудилась» Прочитали – поняли, какую букву мы вернули на место, её пишем.
«Буквы рассыпались» Собрали слово, выбрали какую букву пишем, с какой есть проблемы. Либо прописали красиво слово. Плюс можно включить творчество и составить и записать предложение.
«Гласная сбежала» Можно вывести на экран такую картинку, либо записать на доске, прям прописать гласные, без согласных. Либо слова целиком.
«Найди ошибки» Тут всё понятно
! Особо следует отметить приёмы, направленные на обогащение лексического запаса и развитие речи учащихся: «Игра в рифму», «Доскажи словечко», «Замени одним словом», «Превращения», «Скажи наоборот» и др.
«Игра в рифму» Например, к слову Дружок – пирожок, творожок, снежок. Лапка – шапка, папка, охапка. Травинка – малинка, лезгинка, Маринка.
Где большая картинка, можно выбрать для написания букву Эр (р)
«Замени одним словом»
«Доскажи словечко»
На поиск орфограммы, правила:
Пример №1. в.р.бьи, с.р.ка, в.р.на, м.р.з, х.р.шо.
Напишите сочетание -оро- столько раз, сколько слов с ним увидели.
- Что объединяет эти слова? (словарные)
- Составьте предложения, используя эти слова (творческое задание).
Пример№ 2:
Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах отгадках. Соблюдайте правильные соединения.
1.Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс -верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна).
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
4.Шестой день недели (суббота)
Полученная запись в тетрадях детей: сс нн пп бб - верхнее соединение, пишем по 2 раза
На поиск темы урока, нового знания:
Пример 1. мину..ка, моне…ка, гря…ка, конфе..ка
-Эта буква в лишнем слове (Дд, в слове грядка)
-Сформулируйте тему урока (Написание парных согласных в середине слова)
Все эти задания должны быть посильны для ребят. Тогда они не занимают на уроке много времени и приносят ощутимую пользу: вызывают интерес, создают эмоциональный комфорт, желание активно, прилежно и внимательно выполнять работу.
Работу на графическом этапе минуток чистописания нужно строить в соответствии с традиционной методикой. Слова и предложения на минутке чистописания записываются с целью последующей работы с ними на языковом этапе.
На языковом этапе продолжается работа по формированию языковой компетенции учащихся. Можно использовать пословицы, поговорки и четверостишия. Широко использую скороговорки, которые позволяют не только отрабатывать правильную артикуляцию звуков, но и вести работу по развитию фонематического слуха, внимания. И проговорили, и записали!
По содержанию четверостиший можно проводить небольшие беседы:
Едет зайка на трамвае,
Едет, рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Предлагаю найти в стихотворении многозначное слово, объяснить его значение. Прошу детей подумать, почему безбилетного пассажира называют именно «зайцем», и дать полезный совет зайке из стихотворения.
Существует небольшое количество методической литературы, которые можно использовать.
Можно подытожить, что последовательное и систематическое использование описанных приёмов работы даёт положительный результат.
Перечисленные приёмы работы поддерживают и усиливают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность, повышают эффективность учебного занятия, способствуют развитию интеллектуальных качеств ребёнка (внимания, восприятия, мышления), без которых процесс обучения русскому языку не может быть эффективным.
Выводы. Подведение итогов.
Для меня минутка чистописания является важной частью урока.
Совершенствуя графические навыки ребят, мы закрепляем знания по темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта.
Главное, повышается интерес к русскому языку и усиливается эмоциональный настрой на весь урок.
Обобщая свой опыт работы, могу отметить следующие результаты:
Повышение качества обучаемости по всем предметам.
Личностный рост учащихся, ученики стараются получить только «хороший» и «отличный» результат.
Развиваются интеллектуальные способности учащихся, что не мало важно.
Спасибо за внимание!