12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Сергеевна100

Трофимова Марина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 1»




Просто о сложном русском языке


Как показывают опросы независимых исследователей, для многих современных подростков изучение русского языка представляется сложным и довольно скучным занятием. Перед учителем русского языка стоит весьма сложная задача: не только научить детей грамотно писать и понятно выражать свои мысли, но и привить любовь к родному языку, вызвать неподдельный интерес к его изучению. Чтобы помочь своим ученикам не заблудиться в дебрях грамматики и лабиринте орфографии, я стараюсь придумывать разные интересные мнемотехнические приёмы, благодаря которым усвоение знаний проходит легко и непринужденно.

Так, например, при изучении раздела «Причастие» столкнулась с тем, что ученикам сложно выучить суффиксы действительных и страдательных причастий. Когда же для запоминания предложила ребятам срифмовать: «у действительных причастий есть в суффиксе шипящий - ш или щ» - проблема эта была решена. А далее мы вместе обратили внимание, что страдательные причастия «страдают» или «ноют» даже в своих суффиксах» с помощью сонорных Н и М: ем, ом, им, нн, енн, т.

На уроках мы также иллюстрируем грамматику или шифруем орфографические правила, чтобы лучше их запомнить. Например, чтобы запомнить разряды местоимений-существительных (по программе Бунеева эта тема изучается в 5 классе), мы с учениками прямо в тетради-справочнике рисовали ладошку и заполняли ее примерами местоимений в определенном порядке.


t1652942822aa.png






Каждому пальчику присваивали своё название, в соответствии с разрядом местоимений-существительных: личные местоимения (большой палец- обращен к лицу), возвратное (мизинчик- как самый маленький разряд, состоящий из одного слова), отрицательные (так как указательный палец используем, когда что-то кому-то запрещаем), вопросительно-относительные (средний палец), неопределённые местоимения (безымянный палец — без имени, значит неопределенный). Такой прием позволил ученикам 5 класса быстрее запомнить все разряды местоимений-существительных и не ошибаться, а в 6 классе уже при изучении разрядов местоимений-прилагательных почти 90% учащихся, глядя на ладошку, сразу вспомнили все изученные год назад разряды местоимений -существительных.

Кроме рисунков и шифровок, помогающих запоминать сложные грамматические темы, на уроках я применяю также карточки-форточки, помогающие наглядно представить то или иное орфографическое правило. Например, такая карточка-форточка хорошо помогает при изучении слитного и раздельного написания отрицательных местоимений в 5-6 классах (по разным программам). Прямо на уроке мы создавали карточку-форточку, которая показывает слитное и раздельное написание местоимения никого — ни у кого:

При этом я предлагаю ученикам запомнить волшебную фразу: «Если есть предлог внутри, слов пишем не ОДНО, а ТРИ!».

Это лишь небольшая часть тех занимательных приёмов, которые помогают мне увлечь учеников на уроке, сделать изучение русского языка интересным исследованием, сделать сложное простым!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.