12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна Зубарева257
Учитель русского языка и литературы
Россия, Башкирская респ., Давлекановский район

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»

Основная общеобразовательная программа СОО МОБУ СОШ с. Вперед;

Учебный план МОБУ СОШ с. Вперед на 2018-19 уч. г.;

Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Вперед.

Общая характеристика курса
 

Факультативный курс «Просто о сложном» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ КУРСА:

освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни;

обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки;

подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме (ведь назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы).

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

 

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

Введение в элективный курс.

1

   

Композиция и структура классического сочинения

2

   

Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения

9

2

1

Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис.

14

3

1

Сочинение на ЕГЭ

8

1

1

ИТОГО

34

6

3

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

самостоятельно анализировать поэтическое произведение;

самостоятельно анализировать эпизод;

самостоятельно анализировать литературное произведение;

подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;

составить конспекты критической или литературоведческой работы;

самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;

понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:

при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, вне сюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;

уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);

литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);

стихотворные размеры.

умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе

Содержание рабочей программы

Введение в элективный курс.

Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.

Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.

Композиция и структура классического сочинения.

Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.

Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.

Жанровые разновидности сочинения.

Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.

Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.

Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.

Подбор материалов по следующим направлениям:

    • Отцы и дети
    • Мечта и реальность
    • Месть и великодушие
    • Искусство и ремесло
    • Доброта и жестокость

Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Сочинение на ЕГЭ Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.

В качестве учебных используются пособия:

ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.

ЕГЭ 2018 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2018.

Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2015.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2018.

Календарно - тематическое планирование курса

 

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

фактическая

Введение в элективный курс

1

Введение. Цели и задачи курса.

     

Композиция и структура классического сочинения.

2

Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к декабрьскому сочинению.

     

3

Композиция и структура сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценивания.

     

Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения.

Подготовка к сочинению по тематическим направлениям.

4

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2018-2019учебный год.

     

5

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Отцы и дети»».

     

6-7

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Мечта и реальность». Практическая работа №1

     

8

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Месть и великодушие»

     

9

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

     

10

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Доброта и жестокость». Практическая работа №2

     

11-12

Контрольное сочинение по одной из предложенных тем

     

Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис.

13

Знакомство демоверсией -2019 ЕГЭ по русскому языку

     

14

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

     

15-16

Лексические средства и синтаксические средства выразительности. Стилистические фигуры. Практическая работа №3

     

17

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

     

18-19

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Практическая работа №4

     

20

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8

     

21

Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

     

22

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

     

23

Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях

     

24-25

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. Практическая работа №5

     

26

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ.

     

Сочинение на ЕГЭ

27

Задание 26. Композиция сочинения. Критерии оценивания

     

28

Виды вступлений к сочинению. Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме

     

29

Позиция автора. Аргументация собственного мнения по проблеме

     

30

Типы аргументов. Банк литературных аргументов

     

31

Виды заключений к сочинению. Практическая работа №6

     

32

Речевое оформление сочинения. Фактические ошибки. Нарушение этических норм

     

33

Контрольное сочинение (по типу задания 27 ЕГЭ)

     

34

«Я знаю. Я умею. Я могу». Подведение итогов.

     
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.