Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Просто о сложном» (11 класс)
Пояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»
Основная общеобразовательная программа СОО МОБУ СОШ с. Вперед;
Учебный план МОБУ СОШ с. Вперед на 2018-19 уч. г.;
Положение о рабочей программе учителя МОБУ СОШ с. Вперед.
Общая характеристика курса
Факультативный курс «Просто о сложном» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА:
освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни;
обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки;
подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме (ведь назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы).
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Раздел |
Кол-во часов |
В том числе |
|
Практические работы |
Контрольные работы |
||
Введение в элективный курс. |
1 |
||
Композиция и структура классического сочинения |
2 |
||
Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения |
9 |
2 |
1 |
Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. |
14 |
3 |
1 |
Сочинение на ЕГЭ |
8 |
1 |
1 |
ИТОГО |
34 |
6 |
3 |
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
самостоятельно анализировать эпизод;
самостоятельно анализировать литературное произведение;
подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
составить конспекты критической или литературоведческой работы;
самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.;
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания:
при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, конфликт, вне сюжетные элементы, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза и т. д.), особенности жанра;
уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.);
литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.);
стихотворные размеры.
умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе
Введение в элективный курс.
Основные требования к сочинению. Концептуальные основы экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений. Общие требования к сочинению: понятие текста, темы, идеи сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Композиция и структура классического сочинения.
Разновидности вступления: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение – следствие. Порядок работы над композиционными частями сочинения. Смысловая цельность и логическая последовательность изложения материала. Логические особенности абзаца, лексические средства связи между предложениями.
Жанровые разновидности сочинения.
Литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, эпистолярный жанр.
Стили речи и типы речи. Требования к стилистической цельности создаваемого текста.
Создание текстов определенной стилевой и направленности. Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования.
Особенности написания сочинения с использованием текста-описания. Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения.
Подбор материалов по следующим направлениям:
-
- Отцы и дети
- Мечта и реальность
- Месть и великодушие
- Искусство и ремесло
- Доброта и жестокость
Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Сочинение на ЕГЭ Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
В качестве учебных используются пособия:ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
ЕГЭ 2018 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2018.
Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2015.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2018.
№ |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
||
по плану |
фактическая |
||||
Введение в элективный курс |
|||||
1 |
Введение. Цели и задачи курса. |
||||
Композиция и структура классического сочинения. |
|||||
2 |
Введение. Концептуальные основы сочинения. Общие требования к декабрьскому сочинению. |
||||
3 |
Композиция и структура сочинения. Жанровые разновидности сочинения. Стили речи и типы речи. Классификация ошибок. Критерии оценивания. |
||||
Обзор основных направлений тем декабрьского сочинения. Подготовка к сочинению по тематическим направлениям. |
|||||
4 |
Анализ экзаменационных тематических направлений на 2018-2019учебный год. |
||||
5 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Отцы и дети»». |
||||
6-7 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Мечта и реальность». Практическая работа №1 |
||||
8 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Месть и великодушие» |
||||
9 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Искусство и ремесло» |
||||
10 |
Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Доброта и жестокость». Практическая работа №2 |
||||
11-12 |
Контрольное сочинение по одной из предложенных тем |
||||
Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. |
|||||
13 |
Знакомство демоверсией -2019 ЕГЭ по русскому языку |
||||
14 |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
||||
15-16 |
Лексические средства и синтаксические средства выразительности. Стилистические фигуры. Практическая работа №3 |
||||
17 |
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. |
||||
18-19 |
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Практическая работа №4 |
||||
20 |
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8 |
||||
21 |
Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. |
||||
22 |
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. |
||||
23 |
Пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях |
||||
24-25 |
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. Практическая работа №5 |
||||
26 |
Контрольное тестирование в формате ЕГЭ. |
||||
Сочинение на ЕГЭ |
|||||
27 |
Задание 26. Композиция сочинения. Критерии оценивания |
||||
28 |
Виды вступлений к сочинению. Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме |
||||
29 |
Позиция автора. Аргументация собственного мнения по проблеме |
||||
30 |
Типы аргументов. Банк литературных аргументов |
||||
31 |
Виды заключений к сочинению. Практическая работа №6 |
||||
32 |
Речевое оформление сочинения. Фактические ошибки. Нарушение этических норм |
||||
33 |
Контрольное сочинение (по типу задания 27 ЕГЭ) |
||||
34 |
«Я знаю. Я умею. Я могу». Подведение итогов. |