Конспект лекции «Мир через искусство ХХ века»
Образовательная область: история искусства
Возраст детей: 13+ лет
ФИО педагога: Шумилина Людмила Владимировна
Пенза
2024 год
План конспект
Цель: Формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. А также знакомство учащихся с русским искусством ХХ века.
Задачи:
Образовательная.
Формировать базовые знания в области истории изобразительного искусства, и универсальные творческие возможности личности, способности к чувственно – художественному восприятию мира и духовности.
Воспитательная.
Воспитывать зрительное представление, творческое воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.
Развивающая.
Развивать интерес к искусству своей страны, образное мышление, память, внимание, кругозор. Обогащать словарный запас.
Вид: Беседа, лекция.
Тип: комбинированный, медиаурок.
Форма организации: групповая.
Методы и методические приемы:
Беседа, лекция, демонстрация наглядного пособия, использование технических средств, практическое задание.
Методическое обеспечение:
1. Дидактический материал
Для преподавателя:
- фотографии, иллюстрации;
- наглядные пособия;
- флешка с презентацией и видео.
Для участников:
- раздаточный материал
2. Материально – техническое оснащение:
Компьютер, проектор.
Структура:
Организационная часть - 5 мин.
Введение в тему - 5 мин.
Объяснение нового материала. Беседа - 30 мин.
Закрепление - 5 мин.
Итог - 10 мин.
Уборка рабочего места – 5 мин.
Содержание:
Приветствие. Проверка готовности.
Введение в тему:
-«Сегодня во время лекции, мы с вами познакомимся с одним из самых увлекательных и интересных периодов в искусстве России – с искусством ХХ века.
Мы узнаем самые значимые имена и сообщества того времени. Поговорим о значении искусства для простого народа и для воспитания подрастающего поколения. А в закреплении решим кроссворд или поиграем в игру «Найди отличия на картинке» или соберем «мини - пазл»
3. Объяснение нового материала:
РУССКОЕ ИСКУССТВО 20 ВЕКА
В развитии русской культуры 20 столетия выделяются два периода – от начала века до 1930-х гг. и 1930-1980 гг. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм и другие – получили в России блестящее развитие. Русские художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно уникальные варианты. Революция в октябре 1917г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В 1пол. 1920-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски. Однако во 2пол. десятилетия художественная жизнь начала испытывать идеологическое давление государства. Многие мастера уехали за границу, оставшиеся лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм – очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана система творческих союзов – Союз художников СССР (архитекторов и т.п.). Наступила эпоха тоталитаризма. Волна «подпольного авангарда» была мощной в 1960-1970-х гг. Ситуация постепенно меняется во 2 пол. 1980-х гг.
ЖИВОПИСЬ 20 В.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) выработал собственный стиль, среди особенностей которого – применение «сферической перспективы» и истолкование цвета на основе первичной триады: красный, жёлтый, синий. В его картинах сложно переплелись впечатления от древнерусской иконописи и живописи эпохи Возрождения. Живописец однажды (в 1938г.!) заявил: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не живописец». В 1912г. был создан шедевр «Купание красного коня». Это произведение резко выделило Петрова-Водкина из круга мастеров начала 20в. Бытовой мотив художник превратил в символ, живописную метафору, выражающую романтическую мечту о красоте и гармонии человека и окружающего мира. В творчестве живописца всегда присутствовала мысль о святости материнства.
Начало 20 века – время развития и становления русского модернизма (от фр.modernновейший, современный), для которого характерно отрицание опыта традиционного искусства, поиск новых форм художественной выразительности. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства – авангардом. Представители различных течений объединялись в группы, разрабатывали уставы, в которых описывают свои взгляды на изобразительное искусство.
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) – один из лидеров примитивизма (сознательного упрощения художественных образов и выразительных средств). Манера работ Ларионова – энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, свобода фантазии. Сюжеты взяты из провинциальной городской жизни, солдатского быта. В начале 1910-х гг. мастер пришёл к идее лучизма – одного из первых вариантов беспредметной живописи (художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов).
Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) (1862-1918) – грузинский художник-примитивист, самоучка, создавал свои произведения на основе фольклорных традиций, подчиняясь интуиции. Детская простота, сквозь которую проглядывает зрелая мудрость, – основное ощущение от живописи этого мастера.
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) – родоначальник абстрактного (беспредметного) искусства (от лат. abstractus-отвлечённый). Художник использовал в своих композициях ритмичные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными или прямыми линиями.
Казимир Северинович Малевич (1878-1935) – основатель супрематизма (от лат.supremus-наивысший) – направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. Композиции организуются из разноцветных плоскостей, имеющих простые геометрические формы. Идейным манифестом становится знаменитый «Чёрный квадрат» (1913).
После революции 1917г. художники-авангардисты с воодушевлением помогали строить будущее. Задачей группы конструктивистов (1919г.) стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов конструирования жизненной среды.
Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) использовал объёмный супрематизм в архитектурных разработках. Свои работы называл «проуны» - «проекты утверждения нового», «пересадочная станция из живописи в архитектуру».
«Ассоциация художников революционной России» – самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. Мастера настаивали на создании повествовательного, жанрового искусства, которое было бы понятно народу и правдиво отражало действительность. Живопись выступает как летопись эпохи.
Георгий Георгиевич Ряжский (1895-1952) прославился благодаря женским портретам, с которых на зрителя смотрят волевые и сильные советские женщины, наравне с мужчинами участвующие в строительстве страны.
Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – основоположник батального жанра в советском искусстве. Им написаны полотна на темы Гражданской войны. Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – наиболее именитый мастер соцреализма, первым возглавил Академию художеств СССР (1947). Художник имел дар легко схватывать портретное сходство. Создал серию портретов советских партийных руководителей и творческой интеллигенции, например, «Портрет балерины О.В.Лепешинской» (1939). В камерных, лирических пейзажах и натюрмортах - влияние его учителя импрессиониста Коровина. Подлинное живописное мастерство в лучшем произведении «После дождя. Мокрая терраса» (1935).
Александр Александрович Дейнека (1899-1969) создавал станковые произведения, плакаты, иллюстрации, мозаики. Основные темы: индустриальный труд, техника, спорт. Динамичные композиции строятся на точном линейном ритме. «Оборона Петрограда» (1928) – первая советская монументальная историко-революционная картина. Картина «Мать» (1932) – воплощение художественной зрелости. Мастер создал образ благородной и прекрасной материнской души. В период Великой Отечественной войны художник пишет величественную героическую эпопею «Оборона Севастополя» (1942).
Павел Фёдорович Никонов (род.1930) – представитель «сурового стиля» (влияние Дейнеки) в искусстве конца 1950-нач.1960-х гг. Художники воспевали трудовые будни простых людей. Картины похожи на плакат или гравюру. Некоторые мастера обратились к «низшим» жанрам – портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные произведения не представляли собой оппозиции соцреализму: художники просто занимались живописью.
Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) – мастер лаконичного и поэтичного пейзажа, наполненного романтическим, радостным настроением. Любимый мотив железной дороги – из впечатлений детства.
Николай Михайлович Ромадин (1903-1987) создавал проникновенные лирические пейзажи средней полосы России (серия «Волга-русская река» (1944-45гг.)). В его произведениях пленэрность, свежесть восприятия природы сочетается с эпической сказочностью («Берендеев лес» (1963)).
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) – живописец, работавший в разных жанрах. Его портреты жизнерадостны. Любимые модели художника – члены семьи. Эпическим слогом звучит русская природа в пейзажах. Самая узнаваемая картина мастера – «Натюрморт. Сирень «героическая»» (1933).
Владимир Фёдорович Стожаров (1926 - 1973) продолжал лучшие традиции русской реалистической школы. Все его творчество было посвящено одной теме – российской деревне, родной земле. Живописец был наделен редким колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны. Особое место в творчестве занимает натюрморт. Предметы крестьянского быта хранят тепло человеческих рук.
ГРАФИКА 20 В.
В 20в. всё большее значение приобретала графика, в том числе книжная, – искусство, предназначенное для тиражирования, доступное народным массам.
Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964), выдающийся художникиллюстратор и педагог, работал в технике ксилографии – гравюры на дереве. Он стремился к синтетическому оформлению книги, когда все художественные элементы – иллюстрации, заставки и шрифты – составляют единый образно-стилистический ансамбль. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпического и лирического начала. Евгений
Адольфович Кибрик (1906-1978) иллюстрировал произведения русских классиков, советских и зарубежных писателей, работал в технике литографии – гравюры на камне. Формирование художника произошло при его работе над книгой Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1936). Особую известность получил образ Ласочки, своего рода «Деревенской Джоконды», по выражению писателя.
4. Закрепление.
I вариант:
У вас на столах лежат листочки с кроссвордом по русскому искусству ХХ века. В кроссворде зашифровано слово – загадка, и чтобы его разгадать, нужно решить кроссворд. Приступайте к решению. У вас 5 минут.
5. Итог.
Вы сегодня все молодцы, отлично поработали, все верно отгадали. А теперь посмотрим небольшое видео про, угаданною вами, картину художника. Спасибо за внимание и творческих вам успехов! Всем спасибо! До свидания!
6. Уборка рабочего места.
Кроссворд к методической разработке:
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
4 |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
||||||||||
1. Мы рисуем стенгазету,
И скажу вам по секрету,
Что рисуем не в альбом,
А рисуем мы на нем.
Лист огромного формата.
Что же это? Белый...
2. Краски я на ней мешаю,.
Получаю новый цвет.
Не всегда она большая,.
Но удобна, спору нет.
С красками она дружна.
Ну, скажите, кто она?
3. Цилиндрический футляр.
И бумага и чертёж,
Ничего ты не помнёшь.
Если ты его возьмёшь…
4. Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
5. Используют школьники в графике.
И живопись тоже нуждается в них,
В этих мелках необычных таких.
От латинского «теста» названье, поверь.
И отвечай, что же это?
6. Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Все раскрасит...
7. Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?