Лекция на тему «Развитие навыков позитивной социализации учащихся через толерантное воспитание и образование»

2
0
Материал опубликован 25 February 2020

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Наталья Федоровна Тарасова

магистр социальной работы, социальный педагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение - Лицей №2

Российская Федерация, Саратовская область, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается позитивная социализация учащихся через толерантное воспитание и образование. Автор делает акцент на тот факт, что на социализацию детей значительное влияние оказывают социальные проблемы в обществе. Стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, его социализации и адаптации. В связи с этим, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов позитивной социализации детей, и как один из вариантов, автором, предлагается толерантное воспитание и образование подрастающего поколения.

Ключевые слова: негативные процессы в обществе, позитивная социализация, подрастающее поколение, толерантное воспитание и образование учащихся.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF POSITIVE SOCIALIZATION OF STUDENTS THROUGH TOLERANT UPBRINGING AND EDUCATION

Natalia Fedorovna Postelnikova

Master of Social Work, Social Educator

Municipal educational institution - Lyceum №2

Saratov Region, Saratov, 1 Liniya, 9/4

E-mail: postelnikova_nat@mail.ru

Abstract. The article deals with the positive socialization of students through tolerant upbringing and education. The author emphasizes the fact that socialization of children is greatly influenced by social problems in society. The rapid growth of negative processes in society, the media and social networks create an extremely aggressive and negative information background, which, in turn, affects the behavior of the younger generation, its socialization and adaptation. In this regard, it is necessary to intensify the process of searching for effective mechanisms for the positive socialization of children, and as one of the variants, the author proposes tolerant upbringing and education of the younger generation.

 Keywords: negative processes in society, positive socialization, growing generation, tolerant upbringing and education of students.

Социализация, будучи, по своей природе всеобъемлющим и универсальным процессом, способна, при правильной организации, привести к позитивным результатам практически во всех сферах деятельности, где человек взаимодействует с другим человеком, с группой людей, большим коллективом, обществом. 

Термин «социализация» обозначает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни [4].

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других [1].

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, а также способности к самоизменению и осуществлению жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира [5]. Поэтому помощь учащемуся в социализации личности в образовательном процессе будет осуществляться за счет применения педагогом методов, форм, средств организации психолого-педагогического воздействия, стимулирования, а также толерантного воспитания и образования.

Сегодня толерантное воспитание и образование весьма актуально, так как, стремительное нарастание негативных процессов в обществе, СМИ и социальные сети создают крайне агрессивный и негативный информационный фон, который, в свою очередь, отражается на поведении подрастающего поколения, позитивной социализации и адаптации детей, вызывая у подростков агрессию, асоциальное поведение, нетерпимость и недоброжелательность к людям. Таким образом, вопрос о позитивной социализации и толерантности стоит очень остро.

В процессе работы по развитию навыков позитивной социализации учащихся мною используются различные формы и методы толерантного воспитания и образования, среди которых:

классные часы, беседы, диспуты;

видеолектории;

социальные и благотворительные акции;

тренинги;

проектная деятельность;

разработка и распространение буклетов и листков-памяток.

Мною проводятся классные часы по толерантному воспитанию на темы: «Будь милосердным!», «Поговорим о дружбе», «Жизнь без конфликтов», «Семья и Отечество». Классные часы проводятся в игровой форме, с элементами тренинга. Проводя данные занятия, главной задачей для меня является воспитание у учащихся чувства доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, среди которых и одноклассники, и родственники, и люди с ограниченными возможностями здоровья и люди другой национальности, вероисповедания.

При проведении видеолекториев с учащимся я предлагаю посмотреть видеоролик или отрывок фильма и потом проанализировать увиденное, подискутировать и сделать выводы. В прошлом году мы с учащимися просмотрели фрагменты фильмов:

«Рожденные равными» - фильм о людях из разных слоев населения;

«Чучело» - фильм о проблеме нетерпимости и жестокости в детском коллективе;

«Сотворившая чудо» - экранизация биографии незрячей и неслышащей американской писательницы Хелен Келлер.

А также видеоролики о толерантности.

Ежегодно под моим руководством проводится социальная акция «Красный тюльпан надежды», приуроченная к всемирному дню борьбы со СПИДом, результатом которой стало то, что учащиеся стали толерантно относится к людям больным ВИЧ, СПИДом и создали ролик «Бояться не нужно – нужно знать!!!».

Тренинговые занятия – еще одна эффективная форма работы с учащимися в данном направлении. Мною проводятся следующие тренинги:

"Могу ли я сочувствовать чужим проблемам";

«Пойми себя и ты поймешь других»;

«В мире добра»;

«Будь толерантным!».

Проводя тренинги, я подбираю упражнения, ставя цель развить у учащихся сплоченность, доброту, доверие, эмпатию, доброжелательное отношение к себе и другим людям, развивая тем самым у них навыки позитивной социализации.

Другой формой работы является проектная деятельность. Под моим руководством учащимися 10-11х классов был подготовлен проект «Маркетинг социальных услуг», в рамках которого был проведен ряд мероприятий по оказанию помощи пожилым людям и вручению подарков семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Учащиеся ходили за продуктами, помогали в уборке по дому, чистили снег во дворе, вручали подарки к 1 сентября и Новому году.

С данным проектом учащиеся неоднократно участвовали в научно-практических конференциях, занимая призовые места.

Занимаясь проектной деятельностью, ученица 8 класса Бокова Вероника заняла первое место во Всероссийском конкурсе социальных проектов с работой «Социальная политика и общество в отношении детей с ограниченными возможностями». В ходе работы над этим проектом было проведено:

изучение социальной политики и законодательства России в отношении детей - инвалидов;

рассмотрены основные льготы и гарантии, предоставляемые детям с ограниченными возможностями и их семьям;

опрошено 80 учащихся нашего лицея об отношении к детям - инвалидам и инклюзивном образовании;

созданы и распространены памятки с основными правами и льготами для детей-инвалидов среди данной категории подростков.

Немаловажной является и работа по созданию буклетов и листков-памяток. Разработка и распространение информационных буклетов по толерантности позволяет задуматься учащимся о проблеме толерантного отношения, развить толерантные установки и положительные качества личности, закрепить знания которые они получили в ходе вышеуказанных занятий, развить навыки позитивной социализации.

Подводя итог своей работы приведу данные анкетного опроса 600 учащихся нашего лицея, в результате которого у 80% опрошенных выявлен высокий уровень толерантного отношения к окружающим их людям и у 82% позитивная социализация.

«Детство» в индивидуальном варианте – это устойчивая последовательность актов взросления растущего человека. И от того, как пройдет вхождение ребенка в социум, зависит его дальнейшая жизнь.

Библиография:

 

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2014. – 272 с.

Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / И.С. Кон // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕДАГОГИКА, 2009. – С. 191-205.

Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков // Народное образование. - №7 - 2000. С. 60-67.

Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА – М, 1998. 672 с.

Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. 480 с.

Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - №6 - 2003. С. 56-59.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.