А.Т. Твардовский и его идейно-духовная культура

3
0
Материал опубликован 17 December 2020 в группе

Духовная культура и творчества, и жизни поэта предельно человечна, ведь всем известно, что его самоотдача не знала границ. Скольким литераторам, молодым поэтам он помогал порою в ущерб своему творчеству. Поэтому для всей духовности Александра Трифоновича, для всего его существа чужд всякий культ личности. Для Твардовского любой культ руководителя, особенно жестокого - это антикультура, это бесчеловечность и психическая аномалия.

Для поэта и гражданина Твардовского самой главной является идейно-духовная сторона культуры. Поэтому для него очень важно социальное, идейно-духовное самовыражение народа в понятных для него формах и мотивах. Поэт считал себя в ответе за всех, за будущее народа, за перспективы его общественного устройства. Главное в поэтических думах поэта, в его прозе-выдвижение на передний план общественных, социальных, идейно-духовных, моральных сторон жизни народа.

Возникает вопрос: откуда такая высокая социальная, самоотверженная идейность, народная духовность Твардовского как поэта, как личности7 Ответ можно дать такой: из всего лучшего в русской интеллигенции конца 19-начала 20 века. Ведь всё лучшее было в это время народным, идейно-историческим, социально-романтичным, подвижническим. В детские, юношеские годы становление личности. Гражданственности поэта проходило под влиянием русско-славянской культуры, которая дышала жаждой общественных перемен. Родители Твардовского были грамотными людьми, впитавшими все веяния общественного, духовного подъёма 1870-1900-х годов. Позже учительская, вузовская смоленская интеллигенция оказала огромное влияние на личность молодого поэта.

По цели своего творчества и всей деятельности Твардовский- это великий радетель народа, желавший переделки социализма в исконно русском, народном, справедливом и праведном устройстве нового общества.

Идейно-духовная цивилизаторская культура поэта сближала, казалось бы, несовместимое: идеи коммунизма и повседневный быт.

Для идейно-духовной культуры Твардовского характерен многоаспектный. Эволюционно-исторический и целостный подход к пониманию путей и механизмов исторического развития народа. Социальные, общественно-политические конструкции советского общества он старается соотнести с народным менталитетом, с культурно-психологическими особенностями российского крестьянина, рабочего, интеллигента. Поэтому он призывал учитывать психологию крестьянства.

В идейно-духовной культуре Твардовского можно выделить ряд фундаментальных критериев, стержневых принципов развития народа, личности, из которых сложилась жизненная творческая позиция самого поэта.

Первое. Не народы, люди должны напрягать себя, жертвовать своими благами ради каких-либо самых заманчивых идей, идеалов, а наоборот, идеи, идеалы должны «служить» оздоровлению и развитию народа. Сам поэт старался быть «внутри народного сознания», быть его носителем.

Второе. Твардовский считал, что в реальной исторической жизни «управляющим фактором» является не только « пласт теоретических учений» и «партийных программ», а исторически сложившийся психологический склад, народный дух и «строй мыслей2, ценностей, народное понимание «правильной, справедливой жизни», когда возможность 2нормально2 жить дана всем и каждый ценится по его вкладу.

Третье. Целью жизни и деятельности людей, народа не должен быть какой-то определённый общественный строй, а наоборот, люди, основные слои общества, их благо должны быть целью и смыслом любого общественного устройства. Например, «Тёркин на том свете» всячески клянёт бесчеловечный бюрократизм. Бездушие, формализм, которые встречает на каждом шагу, в которых нет человека как цели, ценности.

Четвёртое. Какие бы важные, планетарные ни были цели, они не должны превращать людей в «средство», в «винтики» планетарных дел. Наоборот, любые глобальные дела должны совершаться ради улучшения жизни людей.

А вот если говорить о соотношении государства, правления. Власти и человека, народа, то к партийному диктату Твардовский всегда относился отрицательно. Не люди, слои общества должны жить, работать ради государственных структур, государственного режима, а они должны служить благу, самосохранению, саморазвитию народа, его групп и слоёв. Говоря о «героях в литературе», Твардовский призывал раскрывать суть человечности, содействовать расцвету «человеческого обаяния, обаяния щедрого сердца, доброты, благородства, любви к людям».

Человек должен быть в центре забот всех институтов общественного устройства: «не только проблемы производственной жизни, но и быт, отношения в семье, любовь, отцовство и материнство, - словом, все сложности жизни» людей должны быть предметом этих забот и целей.

Твардовский исходит из признания важности экономических, политических процессов и целей. Но сверхзадачей, сверхцелью он считал «нравственное обеспечение» общественного устройства, «воспитание человеческих душ, психологии нового человека».

Комментарии
Комментариев пока нет.