Мир детский и мир взрослый
Занятие для родителей «Мир детский и мир взрослый»
Цель занятия: развитие навыков жизнестойкости, навыков распознавания эмоций, социальной гибкости.
Время: 55-60 минут.
Форма проведения: игровое занятие с элементами тренинга.
Необходимые материалы: запись релаксационной музыки, бумага формата А4, цветные карандаши.
Процедура проведения
Разминка
Упражнение «Найти общее»
Время: 10 минут.
Цель упражнения: создание доверительной атмосферы в группе, настрой на работу.
Ведущий: «Ваша задача – за короткое время найти нечто общее, что объединяет всех присутствующих здесь участников. Вы можете свободно передвигаться по всей комнате, общаться и говорить о своих увлечениях, образуя пары, основанные на общих интересах. После того, как вы объединитесь в пары, необходимо объединиться с другой парой и найти общий интерес уже для всех четырех участников. И так продолжаем, пока не станем одной командой».
Рефлексия: «Здорово! Сложно ли было найти что-то общее с другими? Может быть, вы узнали что-то новое еще и о себе? Поделитесь, что помогло взаимодействовать с другими участниками? Что вы почувствовали, выполнив задание?»
Ведущий: «Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за стремления сделать назло родителю. Однако так бывает не всегда. В основе нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие причины:
– требование внимания к себе или комфорта;
– получение желаемого;
– избегание чего-то нежелательного и другие причины.
Взрослые часто считают, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является более воспитывающим, чем любые нравоучения. Для осознания, понимания разницы между «мирами» ребенка и взрослого предлагаю выполнить следующие упражнения».
Упражнение 1 «Погружение в детство»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: создание условий для формирования родителями жизнестойкости детей через осознание разницы в восприятии мира ребенком и взрослым.
Необходимые материалы: мяч, запись релаксационной музыки.
Примечание: участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми. Дается задание представить себя на месте ребенка. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций.
Ведущий: «Сохранение оптимальной работоспособности, активности в стрессогенных ситуациях, и самое главное, психологического здоровья особо важна высокая развитость жизнестойкости, которая формируется у ребенка путем перенятия от взрослого. Давайте попробуем заглянуть в мир детских переживаний и понять механизмы ее формирования. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.
Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза».
Примечание: в медитации актуализируется чувство привязанности, которое создает основу для развития жизнеспособности ребенка.
Ведущий: «Проживание данной ситуации ценно тем, что оно позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в детском возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности ребенка в дальнейшей жизни».
Рефлексия: Что вы чувствовали в момент проведения упражнения?
Ведущий: «Совершенно естественно, что в наших отношениях с детьми бывают ситуации, когда вас что-то раздражает, злит, обижает, огорчает. Но вместо того, чтобы сказать об этом ребенку прямо, мы часто говорим не о своих чувствах и желаниях, а даем оценку самому ребенку: «Какой ты несобранный, одевайся быстрее!», «Ты вечно разбрасываешь свои игрушки», «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!». Такие сообщения называются «Ты-высказывания»; в них оцениваются поведение и личностные качества того, к кому они обращены.
Такими сообщениями мы посылаем ребенку сообщения, что мы выше и имеем право оценивать его. Однако такие высказывания часто в общении (не только в детско-родительских отношениях) вызывают у того, к кому мы обращаемся, раздражение и желание защититься. И далее часто разгорается конфликт, который связан не столько с ситуацией или проблемой, сколько с полученной оценкой личностных качеств. В детско-родительских отношениях ребенок чувствует, что он плохой, не соответствует ожиданиям родителей, обижается на них. Негативный психологический смысл «Ты-высказываний» заключается в том, что родители неосознанно внушают ребенку личностные качества, которые делают детей неуспешными в какой-либо деятельности, навешивают на ребенка ярлыки, которые отрицательно сказываются на его самооценке.
Сегодня мы выполним упражнение по замене «Ты-высказываний» на «Я-высказывания», которые будут содержать информацию о ваших чувствах, желаниях, видении ситуации, но без оценивания личности ребенка и без обвинений.
Соответственно, у собеседника (ребенка) не будет возникать желания защититься и закрыться. Конфликт не разгорается, так как нет обсуждения личности ребенка, а лишь ситуация, которая вызывала у вас те или иные эмоции. Таким образом, ребенок чувствует, что он продолжает быть для вас хорошим и любимым, но понимает, что именно его поведение сейчас не понравилось вам. Таким образом, мы не задеваем самооценку нашего ребенка, выстраиваем правильную коммуникацию с ним, что в будущем принесет вам большие плоды в виде доверительных отношений.
Есть определенная схема, по которой строится «Я-высказывание».
Обязательная структура:
Факт. Начинаем «Я-высказывание» с обозначения факта, который вызвал эмоциональную реакцию. Рассказываем о ситуации без нападения, обвинений, агрессии. Пример с ребенком, который играет в игрушки и не убирает их на место:
– «Когда я вижу разбросанные по дому игрушки…».
Чувство. Здесь также доброжелательно и открыто говорим о том, какие чувства вызывает этот факт. Пример: «Я начинаю злиться».
Объяснения. В этой части можно подробнее рассказать, почему мы на это так реагируем. Пример: «Потому что я трачу много сил на то, чтобы в нашем доме было убрано и чисто».
Дополнительно можно добавить еще один элемент структуры:
Просьба-пожелание. В этой части говорим о своих желаниях в связи с происходящим или озвучиваем просьбу. Пример: «Поэтому прошу тебя, когда поиграешь, убери, пожалуйста, игрушки на место».
Также в этой части «Я-высказывания» можно стимулировать ребенка к выработке совместного решения в связи с происходящим или размышления над ситуацией. В этом помогут вопросы: «А что ты думаешь в связи с этим?», «Какие бы ты предложил варианты решения проблемы?»
Давайте зафиксируем еще раз схему «Я-высказывания» через предложенные варианты начала каждого структурного элемента. Это будет служить вам подсказкой на первых этапах:
1) Описание ситуации, вызвавшей напряжение. Можно начать так:
– Когда я вижу, что…
– Когда я слышу, что…
– Когда я сталкиваюсь с тем, что …
–Точное название своего чувства в данной ситуации:
– Я чувствую (я испытываю) … (раздражение, злость, обиду, боль, беспокойство и т.д.).
2) Обозначение причины своих чувств и эмоций:
– Потому что…
– В связи с тем, что…
3) Формулировка желаемого поведения:
– Мне бы хотелось, чтобы …
– Мне было бы приятно (радостно, спокойно и т.д.), если бы …
Вот пример, как можно вместо «Опять ты испачкался! Ну почему ты такой грязнуля!» более конструктивно передать суть с использованием «Я-высказывания»:
Описание ситуации - Когда я вижу, что твоя одежда опять грязная
Мое эмоциональное состояние - Я испытываю досаду
Объяснение причины своих чувств и эмоций - Потому что прикладываю много сил, чтобы ты ходил в чистой и опрятной одежде.
Формулировка желаемого поведения - Мне бы хотелось, чтобы ты был более аккуратным.
А теперь давайте потренируемся в замене «Ты-высказываний» на «Я- высказывания».
Далее ведущий разбивает участников на пары и раздает карточки с примерами высказываний, которые нужно переделать.
Участники в парах переделывают высказывания. Затем каждая пара озвучивает на каждое высказывание свой вариант. Ведущий помогает сформулировать или вносит правки, если есть у участников затруднения или высказывание не совсем верно представлено по схеме.
Ведущий: «А теперь давайте разберем, что не надо делать при использовании «Я-высказываний». Важно помнить, что эти высказывания не для манипуляции!
Например, «Я чуть не умерла», «Твое поведение в гостях меня убивает», «Я очень плохо себя чувствую теперь. Сердце болит». Такие выражения не содержат прямого обвинения ребенка, но вынуждают его испытывать чувство вины.
Есть варианты построения «Я-высказывания», когда в нем звучит обвинение, так как оно выстраивается не по схеме. Например: «Я злюсь, потому что ты разбросал игрушки» или «Я в бешенстве, так как ты отвлекаешься, когда я говорю».
Это обвинение, с которым ребенку справиться тяжело. Ребенок чувствует себя виноватым, так как расстроил, разозлил, теперь ему надо что-то сделать, чтобы исправить это. Или «Я-высказывание» произносится диктаторским тоном, наполнено гневом, раздражением, злостью. Например, «Я хочу, чтоб ты всегда убирал за собой грязную посуду!» Такая фраза звучит как приказ. Это не высказывание пожелания, а именно приказ.
«Я-высказывания» не должны превращаться в угрозу. Это происходит, когда родитель злится и требует подчинения его требованию. Например: «Ешь быстро кашу! Я начинаю злиться!» Это не выражение эмоции, а угроза. Когда фраза строится таким образом, ребенок становится ответственным за эмоцию родителя. Родитель злится из-за того, что ребенок плохой и ест кашу медленно. Родитель не говорит о своем желании в таком высказывании, а требует подчинения.
Уважаемые родители! Использование «Я-высказываний» – один из эффективных приемов для конструктивного общения, основанного на взаимопонимании и доверии. Сначала может быть сложно говорить о своих чувствах. Постепенно строить «Я-высказывания» будет все проще, как и достигать взаимопонимания с детьми. Такая техника высказываний действительно способствует лучшей коммуникации, а ваши дети на вашем примере будут учиться выражать свои мысли, чувства, эмоции социально приемлемым способом и конструктивно общаться.
Упражнение 2 «Мое настроение»
Время: 10 минут.
Цель упражнения: вербализация собственных эмоций и эмоциональных состояний.
Необходимые материалы: листы А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры по числу участников.
Ведущий: «Уважаемые родители! Расскажите о своем настроении здесь и сейчас с помощью метафоры. Например, вы можете его нарисовать, сравнить с чем-либо, спеть или изобразить в движении».
Рефлексия: «Расскажите о своих впечатлениях. Как вы себя чувствовали, когда надо было сказать о своем настроении непривычным способом, выразив метафорически? Легко ли вам было? Что помогло вам выполнить упражнение? Что было самым сложным?»
Заключение: «В завершение попрошу вас высказаться, что для вас сегодня стало наиболее полезным, насколько актуальна для вас информация».