План-конспект классного часа «Мир эмоций людей» (4 класс)

6
0
Материал опубликован 13 October 2022 в группе

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «Мир эмоций людей»

Класс: 4

Цель: развитие эмпатии через понимание эмоций других людей.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания о понятии «эмпатия»;

Способствовать формированию умения распознавать и понимать свои чувства и эмоции, а также других людей;

Способствовать формированию знаний о правилах управления эмоциями;

Способствовать формированию умения анализировать поступки людей по отношению друг к другу.

Развивающие:

Развивать умение высказывать свою точку зрения;

Развивать мышление, воображение посредством участия в ситуационно-ролевых играх;

Развивать коммуникативные навыки посредством фронтальной работы, участия в ситуационно-ролевых играх.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в классном коллективе;

Воспитывать чувство сопереживания, сорадования посредством участия в ситуационно-ролевой игре.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал (памятки, надписи с названиями эмоций).

Этап /часть, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступительная часть


Время: 3 мин.

- Здравствуйте, ребята, Я рад(а) вас всех видеть!

Давайте поприветствуем друг друга:

Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

- Сегодня мы продолжим говорить об эмпатии - особом, важном умении поставить себя на место другого и суметь всей душой посочувствовать ему или порадоваться за него. Человек в своей жизни злится и радуется, обижается, волнуется, бывает охвачен гневом или восторгом, может испытывать тревогу и страх. Каким словом мы можем назвать эти переживания? (эмоции).

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на классном часе? Предположите тему классного часа.

- Верно, тема классного часа: «Мир эмоций людей»!

Приветствуют учителя и одноклассников.

Настраиваются на занятие.

Формулируют тему классного часа.

2. Основная часть


Время: 32 мин.


- Что же такое эмоции? (это душевное волнение; яркие и бурные переживания…).

- Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.

- Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем! Они  помогают человеку регулировать своё поведение.

- Где выражаются эмоции? (на лице).

- При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта).

- Верно, т.е. при помощи мимики лица.

- А ещё при помощи чего? (при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений).

- Итак, при хорошем настроении человек испытывает  положительные  эмоции, а при плохом – отрицательные!

- Ребята, вспомните ситуацию, когда вы испытывали какие – либо эмоции, представленные на экране, и поделитесь с нами (учащиеся вспоминают ситуации, когда испытывали радостные эмоции. После каждого рассказа классный руководитель задает вопрос: «Ребята, а вы бы какие эмоции испытывали, если бы оказались на месте Пети/Даши?»).

- Итак, значит, эмоции могут быть и положительные, хорошие, и отрицательные, плохие. Просто ли обнаружить, какие эмоции присутствуют в данный момент у другого человека?

- Проведем эксперимент. Пожалуйста, приглашаю к доске 2 учеников. Каждый из вас получает задание изобразить то, что написано у вас на листах.

* 2 учащихся выходят к доске. Первый должен молча изобразить человека, который чем-то недоволен, расстроен и поэтому злится на всех. Второй должен молча изобразить веселого, доброжелательного человека, с широкой улыбкой на лице.

- Ребята, каких людей мы видим перед собой? (первый - недовольный, злой; второй - веселый, улыбчивый, доброжелательный).

- Если бы вы встретили таких людей на улице, и вам нужно было что-то спросить, к какому человеку вы бы подошли – к первому или второму и почему? (ко второму человеку, так как кажется, что с ним легче общаться).

- Ребята, а как вы думаете, из-за чего первый человек мог быть недоволен, зол? (его могли обидеть, плохо поступить с ним).

- Верно. Ребята, запомните – плохие эмоции – не значит то, что человек плохой. Возможно, у него произошла какая-то особая ситуация. Вообще, часто бывает сложно понять других людей. Поэтому говорят, что понимать других – это искусство.

- Предлагаю вам сейчас попробовать понять другого человека без помощи слов, лишь с помощью передаваемых эмоций.

Упражнение: «Маски»: каждый из учащихся дается лист, на котором написана эмоция; затем учащийся выражает с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные определяют, удалось ли изобразить «маску».

- Отлично! Молодцы!

- Как вы думаете, возможно ли управлять своими эмоциями и нужно это? (да).

Позвольте дать несколько рекомендаций по управлению эмоциями и чувствами (раздаются памятки).

Управление эмоциями:

Уважайте чувства других;

Проявляйте терпимость к чьей – то бурной эмоции;

Поощряйте в других желаемое для вас поведение;

Откажитесь от конфликтов, грубости, агрессии;

Нейтрализуйте желание отомстить;

Если вас переполняют отрицательные эмоции, переведите тему разговора.

- Учитесь управлять своими эмоциями.

- Ребята, сложно ли понимать человека с помощью одних лишь передаваемых им эмоций? (учащиеся аргументируют).

- Верно! Все мы разные, но живем совместно с другими людьми, поэтому нужно стараться понять другого человека во всем! Как же называется такое умение - поставить себя на место другого и суметь всей душой понять его? (такое умение называется эмпатией).

- Ребята, какие эмоции вы испытываете, когда вам дарят подарки? А какие эмоции вы испытываете, когда ваш друг радуется подарку?

- Сейчас я предлагаю вам стать участниками ситуационно-ролевой игры, которая назевается: «День рождения» (приложение).

Отвечают на вопросы учителя.

Вспоминают ситуации, когда испытывали ту или иную эмоцию.

Изображают эмоции с помощью мимики.

Анализируют правила управления эмоциями (памятка).

Участвуют в ситуационно-ролевой игре. Анализируют ситуацию.

3. Заключительная часть


Время: 5 мин.

- Вы сегодня много узнали про чувства людей. Ваши эмоции не должны приносить вред – это главное. Ваши эмоции должны быть положительными – от этого зависит ваш успех. Если вы будете относиться к людям с хорошими чувствами, они будут отвечать тем же.

Упражнение «Икебана приятных событий»

- Много интересных эмоций пришлось пережить нам сегодня. В завершение хочу предложить вам составить икебану приятных событий.

* Икебана – композиция.

- На вырезанных элементах икебаны вам нужно дополнить фразы: Я счастлив, когда… Я весел, когда… Я радуюсь, когда…Мне приятно когда… (далее соединяем элементы в композицию и получаем икебану приятных событий).

- В заключение нашей с вами встречи я бы хотел(а) вас поблагодарить за работу на классном часе, и сегодня от нашей встречи я получила только положительные эмоции, а какие эмоции получили вы? У вас на партах различные смайлики, выберете тот, который выражает ваши эмоции от нашей встречи, и поднимите вверх!

- Спасибо за классный час! До свидания!

Отвечают на вопросы, подводят итоги классного часа вместе с учителем.

Оценивают собственную деятельность на занятии.


Приложение

Ситуационно-ролевая игра

Название: «День рождения»

Цель: развитие эмпатии через понимание эмоций других людей

Количество игроков: 6 человек

Условия проведения: учебный кабинет

Время проведения: 4-8 минут

Оборудование: изображение различных детских игрушек, деньги.

Ход игры: игроки определяются жеребьевкой. Учитель оглашает название игры, ее правила, воображаемую ситуацию (сюжет игры); игровую задачу; распределяются роли (самостоятельно участниками игры с помощью жеребьевки/считалки), проговариваются функции ролей. Оборудование игроки могут использовать исходя из потребностей (игроки могут использовать «воображаемое» оборудование исходя из собственных действий). Далее учащимися проигрывается ситуация, исход которой неизвестен, его учащиеся определяют самостоятельно. Также дальнейшие действия для достижения результата игроки определяют сами исходя из обстановки вокруг, действий других участников.

По окончании игры происходит рефлексия (обсуждение ситуации) с формулировкой выводов. Совместно с учителем обсуждается итог игры и варианты достижения конечного результата игры участниками и зрителями.

Ученики, которые не задействованы в игре, являются зрителями и им необходимо следить за ходом игры.

Правила игры:

Игрокам необходимо распределить роли;

Игрокам необходимо ознакомиться с ролями и их действиями;

Игрокам необходимо ознакомиться с ситуацией;

Игрокам необходимо инсценировать ситуацию согласно заданной роли;

Игрокам необходимо строго придерживаться заданной роли;

Игрокам необходимо использовать оборудование исходя из потребностей (игроки могут использовать «воображаемое» оборудование исходя из собственных действий);

Игрокам необходимо оценивать поступки и действия других игроков, понимать и осознавать их чувства и эмоции, планировать свои действия и прогнозировать их результат;

Игрокам необходимо действовать исходя из игровой задачи, выбирать способы игрового взаимодействия с другими участниками.

Ситуация: выбор подарка в магазине, вручение имениннику.

Игровая задача: решить, как поступить с подарком от дяди, вручить подарки имениннику.

Исход игры: выбирается самими игроками.

Роли игры: именинник Юра, папа, мама, кассир, брат именинника Игорь, дядя именинника Валера.

Игровые действия ролей:

Мама, 38 лет. Рассматривает игрушки, советуется мужем. Хвалит выбранный Игорем подарок брату. Идет оплачивать покупку. Возвращается домой, поздравляет именинника.

Папа, 41 год. Рассматривает игрушки, советуется с женой. Хвалит выбранный Игорем подарок брату. Идет к кассе. Возвращается домой, поздравляет именинника.

Брат именинника Игорь: 11 лет. Находит подходящий подарок брату Юре (роликовые коньки). Рассказывает об этом родителям. Идет к кассе. Возвращается домой, поздравляет именинника.

Дядя именинника Валера, 34 года. Не находит нужного подарка (футбольный мяч), идет вместе со всеми к кассе. Возвращается домой, поздравляет именинника.

Кассир, 27 лет. Замечает, что у одного покупателя нет покупки.

Именинник Юра, 10 лет. Ждет дома гостей. Принимает подарки, радуется.

Обсуждение инсценировки.

Педагог обращает внимание на взаимоотношения учащихся во время проведения игры, направляет игроков при возникновении затруднений. Подводится краткий итог работы игроков в ролях. Исходя из этого, формируется оценка ситуации с учащимися (происходит обсуждение ситуации). Задаются вопросы: «Какие чувства вы испытывали, когда дядя не нашел нужный подарок?», «Как вы думаете, что чествовала в этот момент дядя?», «Какие чувства вы испытывали, когда вручили подарок имениннику?», «Что чувствовал именинник?» и т.д. Учитель, игроки и зрители обсуждают результат игры (как поступить с подарком от дяди, вручить подарки имениннику) и варианты достижения конечного результата игры (пример: помочь дяде выбрать подарок в другом магазине; не покупать подарок и т.п.).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.