12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ.











Методическая разработка.

Классный час «Мир балета».

Подготовила: Демина С.В.









2023, июнь.





Тема классного часа: «Мир балета»

Цель мероприятия:

познакомить студентов с историей возникновения европейского и русского балета.

Ход урока.

Сегодня на классный час мы пригласили

Нелли Константиновну Ончурову, члена Российского Союза писателей, театрального критика. Нелли Константиновна написала книгу о русском балете, которая называется «Борис Хохлов. Русский балет».

Слово Нелли Константиновне.

Ребята, Родина балета - Северная Италия. Родился балет в эпоху Возрождения. В переводе с итальянского балет означает «танцевать».

Вначале балет не являлся спектаклем, это были лишь танцевальные эпизоды, передающее определенное настроение. Перед началом общего большого танца выходили один или два танцора, представлявшие героев греческих мифов. Балет был доступен только богатому сословию. Итальянские вельможи обожали пышные празднества, но танцы простолюдинов им не подходили. Появились учителя танцев - танцмейстеры, которые перед балами репетировали с дворянами отдельные движения танца, фигуры. Постепенно танец усложнялся, становился более театральным

Как я уже сказала, Италия - родина балета, но дальнейшее его развитие происходило во Франции. В 1581 году балетмейстер из Италии Бельджойозо создал во Франции первый спектакль-балет «Комедийный балет Королевы». Балет в то время не был только танцевальным спектаклем. Балет прошел путь от балета-маскарада, помпезных мелодраматических балетов на рыцарские и фантастические темы, в которых не только танцевали, но и исполняли вокальные арии, декламировали стихи до современного балета, поражающего мастерством, артистизмом, красотой артистов.

Людовик XIV, король Франции, любил принимать участие в балетах. В период его правления придворные балеты достигли особого великолепия. Король-Солнце - такое красивое прозвище правитель Франции получил за исполнение роли Солнца.

Надо отдать должное французскому правителю. Он не только упивался своей красотой и могуществом, участвуя в балетных спектаклях. В 1661 году он распорядился создать первую и единственную на то время Академию музыки и танца. Обучением танцоров занимались тринадцать ведущих танцмейстеров. Директором академии был Пьер Бошан, который прежде обучал придворных и короля танцам.

После создания Академии открылась Парижская опера. Балетмейстером этого заведения назначили Пьера Бошана. Он сформировал балетную труппу. Вначале в её составе были только мужчины. Женщины получили допуск на сцену Парижской оперы только в 1681 году!

Артистические женские костюмы - тяжелые платья, маски, туфли на высоких каблуках не давали возможности танцовщицам выполнять сложные танцевальные движения. Мужчины не были так стеснены костюмами, поэтому танцевали более изящно и грациозно.

Балет уверенно завоевывал популярность в аристократических дворах Европы. Открывались оперные театры. Учителя танцев пользовались спросом, недостатка в работе не ощущали.

К концу XVIII в. В искусстве появилось новое направление. Романтизм оказал сильнейшее влияние на балет. Пуанты появились в романтическом балете. Танцовщицы встали на пуанты. «Пионеркой» пуантов является Мария Тальони.

Днем рождения балета в России принято считать 8 февраля 1673 года,

когда при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское состоялся первый балетный спектакль.

Его подготовил иностранец Николай Лима, считают, что его познания в балете были весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. В 1673 году на сцене Кремлёвского театра Лима исполнял «французскую пляску» в «Балете об Орфее и Эвридике». Это был балет во французском стиле, среди декораций, представляющих собой движущиеся пирамиды, и первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской сцене.

Предпринял организацию русского театра и Петр Первый, создав на Красной площади в Москве общедоступный театр, где вместе с драматическими религиозными выступлениями обязательно исполнялись на сцене и танцы.

Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета.

Приезд в Петербург Жана Батиста Ландэ - начало развития балета и в России, а это в свою очередь говорит о том, что таким образом Россия входила в европейскую культуру.

В 1730-х гг. в Петербурге при дворе Анны Ивановны устраивались регулярные представления оперно-балетных спектаклей. Танцевальные сцены в операх ставили балетмейстеры Ж. Б. Ланде и А. Ринальди (по прозвищу Фоссано). Дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам, поэтому в Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе..

В 1738 году Жан Батист Ланде основал первую в России школу балетного танца — «Собственную Её Величества танцевальную школу», впоследствии Императорскую Балетную Школу в Санкт-Петербурге, ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Эта школа стала второй профессиональной балетной школой в мире — после французской — и поныне так и является второй самой старой балетной академией в мире. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде

В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова.

В 1783 году в Петербурге торжественно открылся Большой Каменный театр — предназначенный в первую очередь для аристократии.

Именно про этот театр писал через несколько десятилетий А. С. Пушкин: «Театр уж полон. Ложи блещут…»

К началу XIX столетия относится развитие крепостного театра. Бахрушин писал: «В провинции балетный театр завоевывал все большее и большее признание. В Нижнем-Новгороде князем Н. Г. Шаховским был открыт публичный театр, в состав которого входила труппа танцовщиц, дававшая отдельные балетные представления.

январе 1825 года в Москве открылся Большой театр.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым,

Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин, существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» (1907).

В советской эпохе именно академическому балету выпала участь стать одним из основных театральных направлений. Советский балет был знаменит во всем мире. Одним из таких новаторов стал балетмейстер Голейзовский, некоторое время даже проработавший на академической сцене в московском Большом театре.

Трудно точно сказать, по какой именно причине, но с 1930 года балетная труппа Ленинградского театра им. Кирова стала постепенно переводиться в Москву в Большой театр, постепенно замещая московских балетмейстеров и исполнителей. В течение нескольких лет основные солисты из Ленинграда были переведены в Москву. Об этом подробно вспоминал И.Моисеев, выдающийся советский балетмейстер. Московское направление русского классического балета было постепенно уничтожено. В дальнейшем во всем Советском Союзе классический балет был представлен только единственным направлением — Петербургско-Ленинградским.

В настоящее время классический балет сосуществует с различными его модернистскими течениями — в России открыто много балетных трупп разных жанров и направлений.

Слово преподавателю.

- Ребята, а сейчас мы посмотрим сцены из балета «Щелкунчик», композитор

П.И.Чайковский.

Первая постановка была в Мариинском театре Санкт-Петербурга 18 декабря 1892 года.

Я благодарю Нелли Константиновну за прекрасный рассказ о балете. Мы ходили на балет «Бахчисарайский фонтан». Вы написали рецензии. Я думаю, что в ближайшее время посмотрим «Лебединое озеро». Благодарю всех студентов.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.