План-конспект тренинга «Властелин эмоций»
План-конспект тренинга «Властелин эмоций»
Тренинг "Властелин эмоций" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе, способной к осознанию и отреагированию собственных эмоций.
Автор: педагог-психолог МОУ «СОШ с.Ивантеевка» - Калёнова Ксения Андреевна
Аудитория: подростки 12-17 лет
Число участников: 10 человек
Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Задачи:
- расширение знаний подростков об эмоциях;
- способствовать сплочению группы;
- установление доверительного климата в группе;
- формирование у подростков коммуникативных навыков.
Вводная часть
- «Здравствуйте»-10 минут
- Упражнение «Образ моего Я»-10 минут
- Упражнение-разрядка «Чудо-ключ»-5 минут
Основная часть
- Упражнение «Мохнатое настроение»-10 минут
- Упражнение «Автопортрет»-20 минут
- Упражнение «Эмоциональная планета»-20 минут
- Упражнение «Глухой смайл»-10 минут
Завершение
- Психологическая игра «Домино»-20 минут
- Общая рефлексия-15 минут
Ожидаемый результат: у подростков расширится багаж знаний об эмоциях человека, получат навыки выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Содержание тренинга
Вводная часть
«Здравствуйте»
Педагог-психолог приветствует подростков, рассказывает о себе. Даёт информацию о понятии «тренинг»: «Тренинг-это особая форма групповой работы со своими эмоциями, способностями, трудностями. По своей сути тренинг представляет собой обучение, получение новых навыков. Каждый участник тренинга занимает активную позицию. В чём разница между игрой, уроком и тренингом? В игре всегда есть победитель и проигравший. На уроке происходит изучение и заучивание каких-то теорий и событий, не относящихся к собственным переживаниям. Тренинг предполагает открытость. Человек в процессе тренинговых занятий готов к изменению, развитию, саморазвитию». Далее группой устанавливаются правила взаимодействия во время тренинга, которые каждый участник должен соблюдать во время тренинга. Примерный вариант групповых правил: правило «Равенство», правило «Активность», правило «Толерантность», правило «Конфиденциальность», правило «Правило «стоп» и т.д.
Упражнение «Образ моего Я»
- Цель: знакомство, установление контакта педагога-психолога и группы, создание атмосферы доверия, сплочение группы.
Инструкция: каждый подросток в открытую выбирает из колоды ассоциативных карт А.Копытина, которая разложена в кругу, ту карту, на которой изображение ассоциируется у него со своим образом «Я». Далее каждый участник по очереди рассказывает, что он видит на выбранной им карте, как это похоже на него, в чём есть отличия.
Рефлексия: обсуждение в общем кругу.
- Трудно ли тебе было выбрать среди множества изображений то, которое похоже именно на тебя сейчас? Почему?
- Какие эмоции испытывали, когда рассказывали о себе?
- Что больше понравилось - рассказывать про себя или слушать других?
Упражнение-разрядка «Чудо-ключ»
- Цель: сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: педагог-психолог предлагает участникам немного подвигаться. Подростки стоят в кругу, держат друг друга за руки. Между первым и вторым висит веревочка со связанными концами, к одному из них привязан ключ. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим подростком. Третий - повторяет действия второго и так по кругу. Во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Когда упражнение завершено, нужно оставить ключ в зоне видимости в качестве символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда».
Основная часть
Упражнение «Мохнатое настроение»
- Цель: отреагирование эмоций, формирование доверительных отношений в группе.
Педагог-психолог: «Каждый из нас когда-нибудь радовался, злился, удивлялся, грустил. В течение жизни человек проживает массу эмоций, и у каждого они выражаются по-своему. На первый взгляд, мы можем видеть грустного человека, а на самом деле, он задумался о предстоящих делах. Сегодня каждый из нас здесь пребывает в каких-то эмоциях. Самое время встретиться с ними и поделиться с участниками группы».
Инструкция: участники сидят в кругу, в центре которого лежит пучок разноцветной синельной (мохнатой) проволоки, атласные ленты. Подросткам необходимо изобразить своё сегодняшнее настроение с помощью материала в центре круга. Количество элементов в образе настроения может быть в неограниченном количестве, любых цветов.
Рефлексия: каждый подросток рассказывает про свой образ настроения:
- Какое твоё настроение сегодня?
- Каким оно цветом? Что это цвет значит для тебя?
- В какой части тела находится твоя эмоция настроения?
Упражнение «Автопортрет»
- Цель: развитие навыка чтения эмоций других людей, групповое сплочение.
Материалы: игровые листки по количеству участников, которые представляют собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.
Инструкция: педагог-психолог выдает игровые листы подросткам, которым в течение 5 минут, нужно нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты педагогу-психологу, который перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке. Далее подростки пишут на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, эмоция подходит человеку, нарисованному на портрете и приятное пожелание на день. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его по кругу по команде педагога-психолога. Подростки, получившие свой автопортрет, также заполняют полоску. Когда портреты «обошли» весь круг, педагог-психолог собирает их. Затем, участники разбирают свои автопортреты. Каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим.
Рефлексия: обсуждение в общем кругу.
- Какая часть упражнения была наиболее интересна?
- Насколько легко определить эмоцию другого человека?
- Как можно распознать эмоции других людей?
- Над чем заставляет задуматься данное упражнение?
Упражнение «Эмоциональная планета»
- Цель: активизация группового взаимодействия, сплочение группы, расширение эмоционального опыта подростков.
Инструкция: участники тренинга делятся на две группы. Каждой группе нужно придумать и нарисовать планету эмоций, дать ей название. Каждый участник группы должен изобразить себя в виде какой-либо эмоции и отделить на ватмане свою зону. Далее, каждая группа представляет свою планету:
- Как название планеты связано с её образом жизни?
- Кто проживает на планете?
- Как вы встречаете гостей?
- Каким образом взаимодействуют жители планеты?
Рефлексия:
- Были ли трудности в отделении личных границ на планете?
- Был ли лидер в группе? Каким образом он был определён?
- Каким был эмоциональный климат в группе в процессе работы?
- Как удалось быть дружной и сплочённой группой?
Упражнение «Глухой смайл»
- Цель: развитие навыка распознавания эмоций человека без слов.
Инструкция: участники сидят с закрытым маской лицом. Первый участник достаёт из мешочка изображение с эмоцией, дотрагивается рукой до плеча соседа справа, тот открывает лицо и смотрит, какую эмоцию ему передаёт первый участник мимикой. Молча, он передает ту же эмоцию своему соседу справа, тот передает далее. Важно чтобы участники сохраняли молчание и не открывали лицо раньше положенного времени. Эмоция проходит по кругу и возвращается к тому, кто ее послал. ВАЖНО, каждому участнику предоставить возможность хотя бы раз начать передавать эмоцию первым.
Рефлексия:
- Та же эмоция вернулась или она трансформировалась в другую?
- Если эмоция изменилась, то в какой момент, почему?
- Как вам было понимать чужую эмоцию и тут же передавать ее другому?
- В чем были трудности?
Психологическая игра «Домино»
- Цель: закрепление знаний подростков об эмоциях человека, навыков выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
Инструкция: каждый подросток выбирает по три карты из метафорической колоды «Зонтики» и три карточки из набора эмоций. Упражнение строится по принципу игры «Домино». По очереди каждый подросток присваивает выбранной карте какую-то свою эмоцию, кратко рассказывает про событие, в котором пережил эту эмоцию. Последовательность карт должна выстраиваться ассоциативным образом. Пример расклада:
Общая рефлексия: подростки дают обратную связь о прошедшем тренинге.
- Что удивило тебя сегодня?
- Что изученного сегодня, на твой взгляд, самое важное?
- О чём бы ты хотел узнать больше?
- В какой момент тренинга тебе удалось лучше всего проявить свои способности?
- С какой эмоцией уходишь с тренинга?
Рагулина Любовь Давыдовна
Калёнова Ксения Андреевна