12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия Михайловна Бабюк36
Россия, Новосибирская обл., Чистоозерное

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Светлячок»







Исследовательский проект

Для детей старшей группы:

«Мир тканей»





t1676436815aa.gif

Разработала воспитатель

высшей кв. категории

Бабюк Л.М.

2019 год

«Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, что его окружает, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

Введение



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений - устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.





Актуальность проблемы:

Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?

Проводя непосредственно-образовательную деятельность по окружающему миру, и знакомя воспитанников с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что некоторые дети не знают, что такое ткань, из чего сделана и какими свойствами она обладает.

Тема для проекта возникла сама собой. Создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.

Для того чтобы приступить к работе, нам необходимо было выяснить: что дети знают о свойствах тканей и что хотели бы узнать. Для этого мы заполнили «Модель трёх вопросов».



Что мы знаем

Что хотим узнать

Где мы можем об этом узнать

Маргарита К.- одежда это то, что носят.

Аня Б.- кто шьёт такую красивую одежду?

Матвей Л.- спросить у воспитателя или у мамы.

Данил Т.- одежда нужна, чтобы не замёрзнуть.

Паша С.- из чего шьют одежду?

Арина Ш.- сходить на экскурсию в ателье и посмотреть, как шьют одежду.

Настя А.- чтобы быть красивой.

Рома Ж.- какую одежду носили рыцари?

Настя А.- посмотреть по телевизору "Модный приговор".

Данияр М.- её продают в магазине.

Даша Б.- кто придумал одежду?

Никита А.- сходить в магазин одежды.

Арина Ш.-бывает тёплой и холодной.

Снежана Т.- почему у всех разная одежда и где её берут?

Олег Р.- посмотреть журналы.



Цель проекта: 

формирование представлений детей о тканях и их свойствах.

Задачи проекта:

познакомить детей со свойствами тканей с помощью экспериментальных действий;

расширять представления детей о разнообразии изделий из ткани, их назначении.

развивать мотивацию к познавательной деятельности;

активизировать речь, расширять словарный запас;

дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир ткани.

Гипотеза: чтобы ткань приносила пользу, нужно понять ее важность в жизни человека.

Методы исследования:

Подбор материала по теме; проведение опытов с изделиями из ткани; чтение художественной литературы; изготовление альбомов родителями; экскурсия в ателье; экскурсия в магазин одежды;

Ожидаемые результаты:

Получить первичные представления о свойствах тканей;

Создать предметно - развивающую среду для развития исследовательской деятельности;

Провести ряд исследований о свойствах тканей;

Организовать экскурсию в «Ателье», в магазин одежды;

Привлечь для участия родителей в реализации проекта;

Создание родителями альбомов: «Такая необычная ткань»;

Пригласить в детский сад бабушку Арины Шефер (швея), чтобы она рассказала и показала, как ткань превращается в красивую одежду.



Оценка результатов

Эффективность работы в ходе выполнения проекта будет оцениваться педагогическим советом и родителями.

Своеобразным отчетом в рамках работы над проектом будет проведена презентация с применением ИКТ - технологий «Мир тканей».

Участники проекта: воспитатель подготовительной группы, дети и их родители, старший воспитатель.

Направление работы: исследовательское.

Методы и приёмы:

Коммуникативные (ситуации общения);

Наглядные (демонстрация рисунков, фотографий, просмотр слайдов);

Практические (исследования, наблюдение воспитателя и детей, работы родителей и детей).



Содержание проектного исследования

I этап – подготовительный

п/п

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Срок


1.

Консультация «Проектная деятельность в ДОУ»

Обсуждение цели и задачи проекта, формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель

Родители

Январь

2019 год


2.

Поиск информации в Интернете, в познавательной литературе по теме проекта

Создание условий для реализации проекта

Старший воспитатель

Воспитатель

Январь

2019 год

3.

Чтение художественной литературы «Рассказы о тканях»

Формирование интереса к художественной литературе

Воспитатель

Январь

2019 год


4.


Подбор наглядно-дидактического материала «Ткань»

Создание условий для реализации проекта

Воспитатель

Январь

2019 год


5.

Изготовление родителями

альбомов : «Такая необычная ткань»

Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом

Воспитатель

Январь

2019 год


II этап - Исследовательский


1.

НОД

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы, тема Ткань – это интересно!»


Формирование представлений о тканях;


Закрепление знаний о строении и свойствах тканей



Воспитатель

Январь 2019год


2.

Познавательно-исследовательская деятельность

«Свойства ткани»

Развитие познавательной деятельности, желание узнать, о свойствах тканей

Воспитатель

Январь

2019 год


3.

Ситуация общения «Ткани, какие они?»

Помочь детям понять, что все ткани разные

Воспитатель

Январь 2019год


4.

Исследовательская деятельность «Ткани и их свойства»

Помочь детям узнать, что происходит с тканями в воде, какие они на ощупь, на вид, какими свойствами они обладают

Воспитатель

Воспитанники

Январь

2019 год


5.

НОД Познавательное развитие

«Для чего нужны ткани?»


Расширять представления детей о значении и применении ткани

Воспитатель

Январь

2019 год


6.

Экскурсия в «Ателье»

Расширить представления о том, как из ткани появляется одежда

Воспитанники, воспитатель

Январь

2019 год




III этап – Обобщающий



1.

Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Мир тканей»

Обобщить знания детей о тканях

Руководитель проекта

Январь

2018 год


2.

Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ

Подвести итог проектной деятельности

Руководитель проекта

Февраль 2019 год











Календарный план реализации проекта

Форма организации детей

Название

Задачи

Срок

Участники

Ответственные

НОД приоритетная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы.

Тема «Свойства тканей», чтение рассказа, опыт


Формирование представлений о свойствах тканей

7.10.2018 год


14.10.2018 год

Воспитатель

Воспитатель

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок про деревья, пальчиковая гимнастика «Деревья», чистоговорки, стихотворения о деревьях.

Русская народная сказка «Золотое веретено».
В.Осеева «Волшебная иголочка».
Н.Носов «Заплатка».
Е.Благинина «Научу одеваться и братца».
Л.Чарская «Большая стирка».
Казахская сказка «Чудесная сказка».
К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
З.Воскресенская «На кончике нити».
Е.Благинина «Шинель».
З.Александрова «Сарафанчик».
В.Орлов «Портниха».
А.Барто «Сто одёжек».
В.Зайцев «Я одеваться сам могу».
Н.Саконская «Снежный ком».
В.Лившиц «Валины перчатки».
«Сказка про то, как одежда обиделась»


Формирование интереса к художественной литературе

4.10.2018-15.10.2018 год

Воспитатели

Дети 6 лет

Воспитатель

Познавательно-исследовательская деятельность просмотр иллюстраций

Тема:

«Ткани и их свойства»

Развитие исследовательской деятельности «Ткани» посредством экспериментальной и игровой деятельности

4.10.2018-15.10.2018 год

Дети 6 лет

Воспитатель

Воспитатель

Ситуация общения

«Для чего нужны ткани?»

Дать представление детям о пользе ткани для человека

6.10.2018

год

Дети 6 лет

Воспитатель

Воспитатель

Исследовательская деятельность (опыты)

Ряд исследований о свойствах тканей

Помочь детям узнать, что происходит с тканями в воде, какие они на ощупь, на вид, какими свойствами они обладают

4.10.2018-15.10.2018 год

Дети 6 лет

Воспитатель

Воспитатель

НОД «Познавательное развитие»

«Удивительный мир ткани»,

«Ткани разные нужны, ткани разные важны»

Дать детям представление о роли ткани в жизни человека

11.10.2018

год,


4.10.2018 год

Дети 6 лет

Воспитатель

Воспитатель

Экскурсия в «Ателье»


Расширить представления о том, как из ткани шьют одежду

18.10.2018

год

Дети 6 лет


Воспитатель

Презентация проекта в форме мультимедийной презентации

«Мир тканей»

Обобщить знания детей о тканях

22.10.2018

год

Дети 6 лет

Воспитатель

Воспитатель

Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ


Подвести итог проектной деятельности


Дети 6 лет

Родители

Воспитатель

Воспитатель







В результате реализации проекта:

Создана предметно - развивающая среда для развития исследовательской деятельности;

Проведен ряд исследований о свойствах тканей;

Организована экскурсия в «Ателье», в магазин одежды;

В реализации проекта активное участие приняли 60% родителей. Они проявили творчество и создали альбомы «Такая необычная ткань» и д.р.













































Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окру­жающим и социальной действительностью. Старшая и подгото­вительная группы / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с. – 18ВИ5-9491-050-9.

Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражне­ниями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М.: Изд-во ГНОМиД, 2003. – 120 с. – 18ВЫ 5-296-00308-х.

Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: метод, рекомендации для воспитателей, учите­лей и родителей / А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Аки­мова, И. К. Белова. – М.: Баласс, 2003. – 304 с. – 18ВЫ 5-8939- 195-1.

Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умствен­ных способностей у детей дошк. возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова. – М.:Просвещение, 1989..– 127 е.: ил. – 18ВМ 5-09-001129-х.

Дыбина, О.В. Что было до Игры-путешествия в про­шлое предметов / О. В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 160 е.:цв. вкл. – (Серия «Вместе с детьми»). – 18ВК5-89144-093-8.

Развитие речи. Окружающий мир: дидакт. материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт.-сост. О. В. Епифа­нова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 18ВК 978-5-7057-1395-0.

Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способно­стей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 е.: ил. 18ВК 57797-0004-4.

Интернет – сайты:

1) http://www.maam.ru

2) doshkolnik.ru

3) nsportal.ru



Опубликовано


Комментарии (2)

Колесникова Татьяна Сергеевна, 15.02.23 в 08:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный проект. Расписан поэтапно грамотно и конкретно.
Панов Егор Игоревич, 15.02.23 в 09:37 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.