Исследовательский проект для детей старшей группы: «Мир тканей»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Светлячок»
Исследовательский проект
Для детей старшей группы:
«Мир тканей»
Разработала воспитатель
высшей кв. категории
Бабюк Л.М.
«Детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, что его окружает, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений - устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Актуальность проблемы:
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Проводя непосредственно-образовательную деятельность по окружающему миру, и знакомя воспитанников с видами современной одежды, и из чего она сшита, оказалось, что некоторые дети не знают, что такое ткань, из чего сделана и какими свойствами она обладает.
Тема для проекта возникла сама собой. Создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Для того чтобы приступить к работе, нам необходимо было выяснить: что дети знают о свойствах тканей и что хотели бы узнать. Для этого мы заполнили «Модель трёх вопросов».
Что мы знаем | Что хотим узнать | Где мы можем об этом узнать |
Маргарита К.- одежда это то, что носят. | Аня Б.- кто шьёт такую красивую одежду? | Матвей Л.- спросить у воспитателя или у мамы. |
Данил Т.- одежда нужна, чтобы не замёрзнуть. | Паша С.- из чего шьют одежду? | Арина Ш.- сходить на экскурсию в ателье и посмотреть, как шьют одежду. |
Настя А.- чтобы быть красивой. | Рома Ж.- какую одежду носили рыцари? | Настя А.- посмотреть по телевизору "Модный приговор". |
Данияр М.- её продают в магазине. | Даша Б.- кто придумал одежду? | Никита А.- сходить в магазин одежды. |
Арина Ш.-бывает тёплой и холодной. | Снежана Т.- почему у всех разная одежда и где её берут? | Олег Р.- посмотреть журналы. |
Цель проекта:
формирование представлений детей о тканях и их свойствах.
Задачи проекта:
познакомить детей со свойствами тканей с помощью экспериментальных действий;
расширять представления детей о разнообразии изделий из ткани, их назначении.
развивать мотивацию к познавательной деятельности;
активизировать речь, расширять словарный запас;
дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир ткани.
Гипотеза: чтобы ткань приносила пользу, нужно понять ее важность в жизни человека.
Методы исследования:
Подбор материала по теме; проведение опытов с изделиями из ткани; чтение художественной литературы; изготовление альбомов родителями; экскурсия в ателье; экскурсия в магазин одежды;
Ожидаемые результаты:
Получить первичные представления о свойствах тканей;
Создать предметно - развивающую среду для развития исследовательской деятельности;
Провести ряд исследований о свойствах тканей;
Организовать экскурсию в «Ателье», в магазин одежды;
Привлечь для участия родителей в реализации проекта;
Создание родителями альбомов: «Такая необычная ткань»;
Пригласить в детский сад бабушку Арины Шефер (швея), чтобы она рассказала и показала, как ткань превращается в красивую одежду.
Оценка результатов
Эффективность работы в ходе выполнения проекта будет оцениваться педагогическим советом и родителями.
Своеобразным отчетом в рамках работы над проектом будет проведена презентация с применением ИКТ - технологий «Мир тканей».
Участники проекта: воспитатель подготовительной группы, дети и их родители, старший воспитатель.
Направление работы: исследовательское.
Методы и приёмы:
Коммуникативные (ситуации общения);
Наглядные (демонстрация рисунков, фотографий, просмотр слайдов);
Практические (исследования, наблюдение воспитателя и детей, работы родителей и детей).
Содержание проектного исследования
I этап – подготовительный | ||||||||
№ п/п | Мероприятия | Задачи | Ответственные | Срок | ||||
1. | Консультация «Проектная деятельность в ДОУ» | Обсуждение цели и задачи проекта, формирование интереса у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель Родители | Январь 2019 год | ||||
2. | Поиск информации в Интернете, в познавательной литературе по теме проекта | Создание условий для реализации проекта | Старший воспитатель Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
3. | Чтение художественной литературы «Рассказы о тканях» | Формирование интереса к художественной литературе | Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
4. | Подбор наглядно-дидактического материала «Ткань» | Создание условий для реализации проекта | Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
5. | Изготовление родителями альбомов : «Такая необычная ткань» | Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом | Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
II этап - Исследовательский | ||||||||
1. | НОД Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы, тема Ткань – это интересно!» | Формирование представлений о тканях; Закрепление знаний о строении и свойствах тканей | Воспитатель | Январь 2019год | ||||
2. | Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства ткани» | Развитие познавательной деятельности, желание узнать, о свойствах тканей | Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
3. | Ситуация общения «Ткани, какие они?» | Помочь детям понять, что все ткани разные | Воспитатель | Январь 2019год | ||||
4. | Исследовательская деятельность «Ткани и их свойства» | Помочь детям узнать, что происходит с тканями в воде, какие они на ощупь, на вид, какими свойствами они обладают | Воспитатель Воспитанники | Январь 2019 год | ||||
5. | НОД Познавательное развитие «Для чего нужны ткани?» | Расширять представления детей о значении и применении ткани | Воспитатель | Январь 2019 год | ||||
6. | Экскурсия в «Ателье» | Расширить представления о том, как из ткани появляется одежда | Воспитанники, воспитатель | Январь 2019 год | ||||
III этап – Обобщающий |
1. | Презентация проекта в форме мультимедийной презентации «Мир тканей» | Обобщить знания детей о тканях | Руководитель проекта | Январь 2018 год |
2. | Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ | Подвести итог проектной деятельности | Руководитель проекта | Февраль 2019 год |
Календарный план реализации проекта
Форма организации детей | Название | Задачи | Срок | Участники | Ответственные |
НОД приоритетная область «Познавательное развитие», ребенок и мир природы. | Тема «Свойства тканей», чтение рассказа, опыт | Формирование представлений о свойствах тканей | 7.10.2018 год 14.10.2018 год | Воспитатель | Воспитатель |
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок про деревья, пальчиковая гимнастика «Деревья», чистоговорки, стихотворения о деревьях. | Русская народная сказка «Золотое веретено». | Формирование интереса к художественной литературе | 4.10.2018-15.10.2018 год | Воспитатели Дети 6 лет | Воспитатель |
Познавательно-исследовательская деятельность просмотр иллюстраций | Тема: «Ткани и их свойства» | Развитие исследовательской деятельности «Ткани» посредством экспериментальной и игровой деятельности | 4.10.2018-15.10.2018 год | Дети 6 лет Воспитатель | Воспитатель |
Ситуация общения | «Для чего нужны ткани?» | Дать представление детям о пользе ткани для человека | 6.10.2018 год | Дети 6 лет Воспитатель | Воспитатель |
Исследовательская деятельность (опыты) | Ряд исследований о свойствах тканей | Помочь детям узнать, что происходит с тканями в воде, какие они на ощупь, на вид, какими свойствами они обладают | 4.10.2018-15.10.2018 год | Дети 6 лет Воспитатель | Воспитатель |
НОД «Познавательное развитие» | «Удивительный мир ткани», «Ткани разные нужны, ткани разные важны» | Дать детям представление о роли ткани в жизни человека | 11.10.2018 год, 4.10.2018 год | Дети 6 лет Воспитатель | Воспитатель |
Экскурсия в «Ателье» | | Расширить представления о том, как из ткани шьют одежду | 18.10.2018 год | Дети 6 лет | Воспитатель |
Презентация проекта в форме мультимедийной презентации | «Мир тканей» | Обобщить знания детей о тканях | 22.10.2018 год | Дети 6 лет Воспитатель | Воспитатель |
Обработка и оформление проектного материала для сайта ДОУ | | Подвести итог проектной деятельности | | Дети 6 лет Родители Воспитатель | Воспитатель |
В результате реализации проекта:
Создана предметно - развивающая среда для развития исследовательской деятельности;
Проведен ряд исследований о свойствах тканей;
Организована экскурсия в «Ателье», в магазин одежды;
В реализации проекта активное участие приняли 60% родителей. Они проявили творчество и создали альбомы «Такая необычная ткань» и д.р.
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы / Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с. – 18ВИ5-9491-050-9.
Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М.: Изд-во ГНОМиД, 2003. – 120 с. – 18ВЫ 5-296-00308-х.
Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: метод, рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова. – М.: Баласс, 2003. – 304 с. – 18ВЫ 5-8939- 195-1.
Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошк. возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова. – М.:Просвещение, 1989..– 127 е.: ил. – 18ВМ 5-09-001129-х.
Дыбина, О.В. Что было до Игры-путешествия в прошлое предметов / О. В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 160 е.:цв. вкл. – (Серия «Вместе с детьми»). – 18ВК5-89144-093-8.
Развитие речи. Окружающий мир: дидакт. материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт.-сост. О. В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 18ВК 978-5-7057-1395-0.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 е.: ил. 18ВК 57797-0004-4.
Интернет – сайты:
3) nsportal.ru›
Колесникова Татьяна Сергеевна
Панов Егор Игоревич