Программа дополнительного образования технологической направленности «Мир вокруг нас» (1 класс)

1
1
Материал опубликован 14 October 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Мир вокруг нас»

 

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» имеет технологическую (научно-познавательную) направленность.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение культурных традиций народов «малой» Родины в школе позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. Это особенно актуально в современном мире, когда наблюдаются различные формы девиантного поведения подростком и молодёжи.

Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Её содержание направлено на технологическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Технологическая культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общезнакомительному принципу. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на первый год обучения в начальной школе. Материал творчески переработан с учётом реализации образовательных и воспитательных целей и задач курса на первый год обучения. Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов «малой» Родины.

Содержание программы первого года обучения было интегрировано в шесть тем: «Здравствуй, школа!», «Район, в котором я живу», «Пермь – город, в котором я живу», «Рождественские обычаи и традиции в старину и в наши дни», «Пермь театральная», «Подвиг пермяков в годы ВОВ на фронте и в тылу».

Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, района, города;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;

-формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

 

Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Занятия будут проводиться во внеурочное время. Состав групп – постоянный, количество обучающихся – класс.

Срок реализации программы один год, занятия проводятся раз в неделю по 2 часа, 64 часа в год. Общий объём программы – 64 часа. Продолжительность занятия – 60 минут.

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями, экскурсионные.

 

В результате обучения по программе «Вокруг меня мир» обучающиеся должны:

- знать историю, традиции родной школы, района, города;

- иметь общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;

- знать жизнь героев ВОВ – фронта и тыла;

- иметь представление об архитектуре памятников старой Перми;

- знать основные театры, музеи, памятники района, города;

- уметь видеть красивое в окружающем мире;

- уметь вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование родителей.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставка рисунков и просмотры творческих работ ребят;

- создание фотоальбомов;

- открытие занятия;

- выступление с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

по курсу «Мир вокруг нас»

(64 часа; по 2 часа в неделю)

 

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Здравствуй, школа!»

6

2

4

Занятие 1. Экскурсия по школе № 44.

1

0

1

Занятие 2. Экскурсия в районную библиотеку.

2

1

1

Занятие 3. Беседа: Почему улица, на которой находится школа №44 носит название проспект Парковый.

2

1

1

Занятие 4. Конкурс рисунков «Первый раз в первый класс»

1

0

1

Тема 2:

«Район, в котором я живу»

8

2

6

Занятие 1. Беседа: Правила поведения в транспорте и общественных местах.

2

1

1

Занятие 2. Экскурсия в музей-диораму.

2

0

2

Занятие 3. Экскурсия в музей оружия под открытым небом.

2

0

2

Занятие 4. Викторина «Дзержинский район».

2

1

1

Тема 3:

«Пермь – город, в котором я живу»

10

2

8

Занятие 1. Беседа: Правила поведения в транспорте и общественных местах.

2

1

1

Занятие 2. Экскурсия по памятным местам Перми.

4

0

4

Занятие 3. Экскурсия «Пермь старинная».

2

1

1

Занятие 4. Фотоальбом «Пермь – город, в котором я живу»

2

0

2

Тема 4:

«Рождественские обычаи и традиции в старину и наши дни»

9

1

8

Занятие 1. Беседа: Рождественские обычаи и традиции Прикамья.

1

1

0

Занятие 2. Игровое занятие. Рождественские песни и танцы.

2

0

2

Занятие 3. Экскурсия в музей Славянова.

4

0

4

Занятие 4. Праздничный концерт для родителей «Рождественские встречи»

2

0

2

Тема 5:

«Пермь театральная»

14

2

12

Занятие 1. Беседа: Правила поведения в театрах и музеях.

2

1

0

Занятие 2. Экскурсия в ПГКМ.

2

0

2

Занятие 3. Экскурсия в музей цирка.

2

0

2

Занятие 4. Экскурсия «За кулисами Театра оперы и балета имени

П.И. Чайковского».

2

0

2

Занятие 5. Посещение спектакля

П.И. Чайковского «Щелкунчик».

2

0

2

Занятие 6. Знакомство с ТЮЗом. Посещение спектакля.

2

0

2

Занятие 7. Посещение музея и спектакля в Театре кукол.

2

0

2

Занятие 8. Журнал «Пермь театральная»

1

1

0

Тема 6:

«Подвиг пермяков в годы ВОВ

на фронте и в тылу»

17

1

1

Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

1

1

0

Занятие 2. Конкурс презентаций «Война в моей семье» (с помощью родителей)

2

0

2

Занятие 3. Экскурсия «Памятники героям ВОВ и труженикам тыла в Перми».

3

0

3

Занятие 4 Экскурсия в ПГКМ

«Война и дети».

3

0

3

Занятие 5. Конкурс песен и стихов, посвящённых ВОВ.

2

0

2

Занятие 6. Концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

2

0

2

Занятие 7. Возложение венков к памятникам ВОВ.

2

0

2

Занятие 8. Выставка рисунков «Я за мир».

2

0

2

 

Комментарии

Спасибо за программу! Очень нужно и актуально!

25 February 2018

Похожие публикации