Программа дополнительного образования технологической направленности «Мир вокруг нас» (1 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Мир вокруг нас»
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» имеет технологическую (научно-познавательную) направленность.
Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение культурных традиций народов «малой» Родины в школе позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. Это особенно актуально в современном мире, когда наблюдаются различные формы девиантного поведения подростком и молодёжи.
Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Её содержание направлено на технологическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Технологическая культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.
Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общезнакомительному принципу. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на первый год обучения в начальной школе. Материал творчески переработан с учётом реализации образовательных и воспитательных целей и задач курса на первый год обучения. Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов «малой» Родины.
Содержание программы первого года обучения было интегрировано в шесть тем: «Здравствуй, школа!», «Район, в котором я живу», «Пермь – город, в котором я живу», «Рождественские обычаи и традиции в старину и в наши дни», «Пермь театральная», «Подвиг пермяков в годы ВОВ на фронте и в тылу».
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, района, города;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;
-формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Занятия будут проводиться во внеурочное время. Состав групп – постоянный, количество обучающихся – класс.
Срок реализации программы один год, занятия проводятся раз в неделю по 2 часа, 64 часа в год. Общий объём программы – 64 часа. Продолжительность занятия – 60 минут.
При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями, экскурсионные.
В результате обучения по программе «Вокруг меня мир» обучающиеся должны:
- знать историю, традиции родной школы, района, города;
- иметь общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;
- знать жизнь героев ВОВ – фронта и тыла;
- иметь представление об архитектуре памятников старой Перми;
- знать основные театры, музеи, памятники района, города;
- уметь видеть красивое в окружающем мире;
- уметь вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей.
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставка рисунков и просмотры творческих работ ребят;
- создание фотоальбомов;
- открытие занятия;
- выступление с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей и др.
Тематический план
по курсу «Мир вокруг нас»
(64 часа; по 2 часа в неделю)
Наименование занятий, тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
Тема 1: «Здравствуй, школа!» |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Экскурсия по школе № 44. |
1 |
0 |
1 |
Занятие 2. Экскурсия в районную библиотеку. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 3. Беседа: Почему улица, на которой находится школа №44 носит название проспект Парковый. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 4. Конкурс рисунков «Первый раз в первый класс» |
1 |
0 |
1 |
Тема 2: «Район, в котором я живу» |
8 |
2 |
6 |
Занятие 1. Беседа: Правила поведения в транспорте и общественных местах. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 2. Экскурсия в музей-диораму. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 3. Экскурсия в музей оружия под открытым небом. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 4. Викторина «Дзержинский район». |
2 |
1 |
1 |
Тема 3: «Пермь – город, в котором я живу» |
10 |
2 |
8 |
Занятие 1. Беседа: Правила поведения в транспорте и общественных местах. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 2. Экскурсия по памятным местам Перми. |
4 |
0 |
4 |
Занятие 3. Экскурсия «Пермь старинная». |
2 |
1 |
1 |
Занятие 4. Фотоальбом «Пермь – город, в котором я живу» |
2 |
0 |
2 |
Тема 4: «Рождественские обычаи и традиции в старину и наши дни» |
9 |
1 |
8 |
Занятие 1. Беседа: Рождественские обычаи и традиции Прикамья. |
1 |
1 |
0 |
Занятие 2. Игровое занятие. Рождественские песни и танцы. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 3. Экскурсия в музей Славянова. |
4 |
0 |
4 |
Занятие 4. Праздничный концерт для родителей «Рождественские встречи» |
2 |
0 |
2 |
Тема 5: «Пермь театральная» |
14 |
2 |
12 |
Занятие 1. Беседа: Правила поведения в театрах и музеях. |
2 |
1 |
0 |
Занятие 2. Экскурсия в ПГКМ. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 3. Экскурсия в музей цирка. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 4. Экскурсия «За кулисами Театра оперы и балета имени П.И. Чайковского». |
2 |
0 |
2 |
Занятие 5. Посещение спектакля П.И. Чайковского «Щелкунчик». |
2 |
0 |
2 |
Занятие 6. Знакомство с ТЮЗом. Посещение спектакля. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 7. Посещение музея и спектакля в Театре кукол. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 8. Журнал «Пермь театральная» |
1 |
1 |
0 |
Тема 6: «Подвиг пермяков в годы ВОВ на фронте и в тылу» |
17 |
1 |
1 |
Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. |
1 |
1 |
0 |
Занятие 2. Конкурс презентаций «Война в моей семье» (с помощью родителей) |
2 |
0 |
2 |
Занятие 3. Экскурсия «Памятники героям ВОВ и труженикам тыла в Перми». |
3 |
0 |
3 |
Занятие 4 Экскурсия в ПГКМ «Война и дети». |
3 |
0 |
3 |
Занятие 5. Конкурс песен и стихов, посвящённых ВОВ. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 6. Концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 7. Возложение венков к памятникам ВОВ. |
2 |
0 |
2 |
Занятие 8. Выставка рисунков «Я за мир». |
2 |
0 |
2 |
Сингаевская Наталья Валерьевна