Внеклассное мероприятие «Мира не узнаешь, не зная края своего»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Мира не узнаешь, не зная края своего»
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
личностные
воспитание любви к малой родине, чувства гордости, желания изучать прошлое и настоящее родного края, бережного отношения к природе, пропаганды здорового образа жизни.
метапредметные:
развитие творческого воображения, внимания, речи, умения работать в паре, группе.
предметные:
систематизирование, закрепление и проверка знания о истории, культуре, природе родного края.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день!
«Мира не узнаешь, не зная края своего» -НА СЛАЙДЕ
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
Как вы думаете ребята, о чём пойдёт речь сегодня? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, мы будем говорить о нашей Родине, о родном крае.
Многие жители России мечтают увидеть и узнать о чём-то новом в далёких тёплых странах, но не всегда за необычным надо ехать за пределы своей страны, республики, края. Много удивительного, красивого, интересного можно увидеть и у нас, если не сидеть дома, а отправиться в путешествие.
Учитель: - Ребята, а вы любите путешествовать, ходить в походы, экспедиции? (Да)
- А где вы побывали? Куда ездили? (Ответы детей).
Слово «путешествие» образовано из двух слов - «путь» и «шествие», то есть идти по своему пути неторопливо и примечать всё вокруг себя, по крупицам собирать информацию. СЛАЙД
Я приглашаю вас в путешествие по нашему району.
Как он называется? (Барабинский район)
В этом году наш район отмечает 85-летие. СЛАЙД
(о Барабинском районе - сообщение)
Название Бараба происходит от народа особого, который в этой стороне проживал. Так и звался бараба или барама. Народец был немногочисленный - всего-то 3 тысячи человек. А ещё известно, что Барабой на языке тюркском птицу-сойку величали – рыженькая такая, с пятнышком небесно – голубым у сгиба крыла. Птица эта была священной для людей проживавших между реками Обь и Иртыш. Так или иначе, только прозвище «Бараба» прилипчивым оказалось. Через все народы прошло и уцелело до сих пор. Оттого на карте физической низменность называется Барабинской. На карте есть город Барабинск. Жителей местных барабинцами кличут.
А ещё «Бараба» в переводе с татарского означает «многоводье» или «наличие воды». И действительно в нашем крае много озер и болот.
НА ДОСКЕ КАРТА БАРАБИНСКОГО РАЙОНА
Итак, мы с вами в нашем родном любимом районе. Все здесь нам близко и знакомо. Давайте посмотрим на наш герб. НА СЛАЙДЕ
Герб Барабинского района: В Красном шаре два журавля с поднятыми крыльями и золотым кувшином, наполненным молоком.
"Золотой (жёлтый) цвет — символ радушия, гостеприимства, справедливости
Синий, голубой цвет — символ благополучия, мира, верности, движения вперёд, большого количества озёр.
Красный цвет — символ мужества, смелости, любви.
Два танцующих серебряных журавля символизируют постоянное движение — «перелёт», встречу, жизнь. Золотой кувшин, наполненный до краёв молоком, символизирует постоянный достаток, олицетворяя «чашу изобилия», а также развитое в Барабинской лесостепи молочное животноводство.
-Ребята, как вы заметили, на нашем гербе нашли отражения особенности нашего растительного и животного мира.
Есть на территории нашего района место, которое заслуженно считается одним из чудес света в России. Это Государственный природный заказник федерального значения «Кирзинский»
А что такое "заказник"? (Ответы детей)
Найдите значение этого слова в толковом словаре или соберите из фрагментов. ( Деление на группы по рядам (2*6 чел), каждая группа ищет определение и читает)
Зака́зник — это охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс, так и некоторые его части: только растения или только животные. НА СЛАЙДЕ
Кирзинский заказник основан в 1958 году, имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. НА СЛАЙДЕ
На территории заказника расположено более 50 озер.СЛАЙД
Но основным водным объектом является самое крупное озеро в Западной Сибири. Название его в переводе с тюркского — "сосуд больших размеров". Может быть вы догадались, как оно называется? (Ответы детей)
Да, это озеро Чаны. СЛАЙДНайдите его на карте.
Чаны — бессточное озеро, расположенное в Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Озеро располагается на территории пяти районов: Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского, Чистоозёрного. Озеро возникло в конце ледникового периода (10-13 тыс. лет назад).
На озере около 70 островов. В озере Чаны обитают 16 видов рыб.
ЗАДАНИЕ (работа в паре 6*2 чел)
В поле кроссворда ,заполненном буквами ,найдите названия наиболее многочисленных рыб (слайд)
А | К | А | С | Ч | О | К | У |
П | А | Р | Ь | А | М | О | Н |
А | Е | Н | А | Т | С | А | Ь |
С | А | Т | З | Р | У | Д | О |
М | З | А | Н | Е | Н | А | К |
СЛАЙД- ПРОВЕРКА
Найдите на доске изображения этих рыб и поместите их в озеро на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)
На всех участках заказника гнездятся и останавливаются на пролете более сотни видов, сотни тысяч особей.
Давайте разгадаем ребусы и узнаем названия птиц ( Группы по рядам парт 3*4 человека)
1. , К=В
ЛЬ (журавль)
2. ,,, ,,
Н (коршун)
3. ,,,, ,,
Е В (тетерев)
4. ,, ,
АРЬ (глухарь)
5. ,,,
(грач)
6. ,, 2,3,4,5 ,,
В (жаворонок)
7. 2,3,4
(филин)
8.
(сорока)
СЛАЙД ПРОВЕРКА
Многие птицы, отмеченные в Кирзинском заказнике, занесены в Красные книги НСО и РФ
Найдите изображения птиц и поместите их на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)
Здесь так же обитают около 80 видов млекопитающих.
Отгадав загадку, узнаете какое животное обитает в нашем крае. (ФРОНТАЛЬНЫЙ)
Найдите зверей и поместите их на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)
1. Хвост пушист,
быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса)
2. Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц)
3.Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
4. Есть в лесу свирепый зверь.
Встретишь - убегай скорей.
Ест он желуди, и в грязь
Любит залезать подчас.
Полосатые штанишки
Носят все его детишки.
Знаешь, кто у них родня?
Всем известная свинья.
Отгадай загадку сам…
Ну, конечно же, ... (кабан)
5. Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Сплю я только на спине.(барсук)
6. Промысловый зверь пушной:
Хищный, ловкий, небольшой,
По ветвям весь день гоняет,
Птичьи гнёзда разоряет,
Белкой может поживиться.
А зовут его ...(куница)
СЛАЙД.
Основная по площади часть заказника представлена лесами и лугами. Из редких растений заказника, нуждающихся в охране необходимо отметить следующие: ковыль Залесского, прострел раскрытый, бурачок искривленный, рябчик малый, тюльпан поникающий, гусинолук Федченко.
СЛАЙД
Лесные насаждения представлены средневозрастными и спелыми березняками, а также березово-осиновыми колками. Кустарники представлены черемухой, боярышником, калиной, несколькими видами ив и изредка крушиной. Так же растет шиповник, малина, черная смородина, дерн татарский.
А какой лес без грибов!
Грибы в различные периоды лета, представлены: груздем настоящим, подгруздком белым, сыроежками, волнушками, опенками, сморчками, белым грибом, подосиновиком, подберезовиком, шампиньонами, дождевиками, мухоморами. СЛАЙД
Задание : Разделить грибы на съедобные и несъедобные по корзинкам (по одному к доске, выбирают гриб, называют и помещают в корзину).
Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Конечно, очень хорошо, что существуют особые охраняемые территории: заповедники, заказники. Ребята, а что каждый из нас сможет сделать, чтобы в нашем районе продолжали жить разные виды растений и животных? (ответы детей)
Нужно быть природе другом.
Давайте составим памятку друзей природы.
(Работа в паре. Из предложенных условных знаков выбирают те, которые подходят. Прикрепляют на доску. С обратной стороны фрагменты рисунка торта )
ИТОГ и рефлексия.
Ребята, посмотрите что у нас получилось? (Торт)
Торт ко дню рождения нашего района. Что можно пожелать на ДР? (Отвечают)
А ещё на торте принято зажигать свечи.
Если наше сегодняшнее путешествие по району вам понравилось, было интересно, узнали что-то новое, тогда приклейте свечу с огнём, если не понравилось, было скучно и ничего нового не узнали, тогда ваша свеча не загорелась, приклейте потухшую.
(По два человека к доске приклеивают свечу)
Спасибо за работу на мероприятии.