Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Мира не узнаешь, не зная края своего»

​​​​​​​ Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

личностные

воспитание любви к малой родине, чувства гордости, желания изучать прошлое и настоящее родного края, бережного отношения к природе, пропаганды здорового образа жизни.

метапредметные:

развитие творческого воображения, внимания, речи, умения работать в паре, группе.

предметные:

систематизирование, закрепление и проверка знания о истории, культуре, природе родного края.


Оборудование: компьютер, презентация.

Ход мероприятия:

Учитель: Добрый день!

«Мира не узнаешь, не зная края своего» -НА СЛАЙДЕ

t1681141406aa.gif

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Как вы думаете ребята, о чём пойдёт речь сегодня?  (Ответы детей)

Учитель: Правильно, мы будем говорить о нашей  Родине, о родном крае.


Многие жители России мечтают увидеть и узнать о чём-то новом в далёких тёплых странах, но не всегда за необычным надо ехать за пределы своей страны, республики, края. Много удивительного, красивого, интересного можно увидеть и у нас, если не сидеть дома, а отправиться в путешествие.

Учитель: - Ребята, а вы любите путешествовать, ходить в походы, экспедиции? (Да)

- А где вы побывали? Куда ездили? (Ответы детей).

Слово «путешествие» образовано из двух слов - «путь» и «шествие», то есть идти по своему пути неторопливо и примечать всё вокруг себя, по крупицам собирать информацию. СЛАЙД

t1681141406ab.gif

Я приглашаю вас в путешествие по нашему району.

Как он называется? (Барабинский район)

В этом году наш район отмечает 85-летие. СЛАЙД

t1681141406ac.gif

(о Барабинском районе - сообщение)


Название Бараба происходит от народа особого, который в этой стороне проживал. Так и звался бараба или барама. Народец был немногочисленный - всего-то 3 тысячи человек. А ещё известно, что Барабой на языке тюркском птицу-сойку величали – рыженькая такая, с пятнышком небесно – голубым у сгиба крыла. Птица эта была священной для людей проживавших между реками Обь и Иртыш. Так или иначе, только прозвище «Бараба» прилипчивым оказалось. Через все народы прошло и уцелело до сих пор. Оттого на карте физической низменность называется Барабинской. На карте есть город Барабинск. Жителей местных барабинцами кличут.

А ещё «Бараба» в переводе с татарского означает «многоводье» или «наличие воды». И действительно в нашем крае много озер и болот.


НА ДОСКЕ КАРТА БАРАБИНСКОГО РАЙОНА


Итак, мы с вами в нашем родном любимом районе. Все здесь нам близко и знакомо. Давайте посмотрим на наш герб. НА СЛАЙДЕ

t1681141406ad.gif

Герб Барабинского района: В Красном шаре два журавля с поднятыми крыльями и золотым кувшином, наполненным молоком.

"Золотой (жёлтый) цвет — символ радушия, гостеприимства, справедливости

Синий, голубой цвет — символ благополучия, мира, верности, движения вперёд, большого количества озёр.

Красный цвет — символ мужества, смелости, любви.

Два танцующих серебряных журавля символизируют постоянное движение — «перелёт», встречу, жизнь. Золотой кувшин, наполненный до краёв молоком, символизирует постоянный достаток, олицетворяя «чашу изобилия», а также развитое в Барабинской лесостепи молочное животноводство.


-Ребята, как вы заметили, на нашем гербе нашли отражения особенности нашего растительного и животного мира.


Есть на территории нашего района место, которое заслуженно считается одним из чудес света в России. Это Государственный природный заказник федерального значения «Кирзинский»

А что такое "заказник"? (Ответы детей)

Найдите значение этого слова в толковом словаре или соберите из фрагментов. ( Деление на группы по рядам (2*6 чел), каждая группа ищет определение и читает)


Зака́зник — это охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс, так и некоторые его части: только растения или только животные. НА СЛАЙДЕ

t1681141406ae.gif

Кирзинский заказник основан в 1958 году, имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. НА СЛАЙДЕ

t1681141406af.gif

На территории заказника расположено более 50 озер.СЛАЙД

t1681141406ag.gif

Но основным водным объектом является самое крупное озеро в Западной Сибири. Название его в переводе с тюркского — "сосуд больших размеров". Может быть вы догадались, как оно называется? (Ответы детей)

Да, это озеро Чаны. СЛАЙДНайдите его на карте.

t1681141406ah.gif

Чаны — бессточное озеро, расположенное в Барабинской низменности на территории Новосибирской области, самое крупное озеро в Западной Сибири. Озеро располагается на территории пяти районов: Здвинского, Барабинского, Чановского, Купинского, Чистоозёрного. Озеро возникло в конце ледникового периода (10-13 тыс. лет назад).

На озере около 70 островов. В озере Чаны обитают 16 видов рыб.

ЗАДАНИЕ (работа в паре 6*2 чел)

В поле кроссворда ,заполненном буквами ,найдите названия наиболее многочисленных рыб (слайд)

А

К

А

С

Ч

О

К

У

П

А

Р

Ь

А

М

О

Н

А

Е

Н

А

Т

С

А

Ь

С

А

Т

З

Р

У

Д

О

М

З

А

Н

Е

Н

А

К

СЛАЙД- ПРОВЕРКА

Найдите на доске изображения этих рыб и поместите их в озеро на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)

На всех участках заказника гнездятся и останавливаются на пролете более сотни видов, сотни тысяч особей.

Давайте разгадаем ребусы и узнаем названия птиц ( Группы по рядам парт 3*4 человека)

1. , К=В

t1681141406ai.jpgt1681141406aj.jpgЛЬ (журавль)


2. ,,, ,,

t1681141406ak.jpgt1681141406al.jpgН (коршун)


3. ,,,, ,,

t1681141406am.jpg Е t1681141406an.png В (тетерев)


4. ,, ,

t1681141406ao.jpgt1681141406ap.jpgАРЬ (глухарь)


5. ,,,

t1681141406aq.jpgt1681141406ar.png(грач)


6. ,, 2,3,4,5 ,,

t1681141406as.jpg В t1681141406at.jpgt1681141406au.jpg (жаворонок)

7. 2,3,4

t1681141406av.jpgt1681141406aw.jpgt1681141406ax.jpg(филин)

8.

t1681141406ay.jpgt1681141406az.jpg(сорока)

СЛАЙД ПРОВЕРКА

t1681141406ba.gif

Многие птицы, отмеченные в Кирзинском заказнике, занесены в Красные книги НСО и РФ


Найдите изображения птиц и поместите их на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)


Здесь так же обитают около 80 видов млекопитающих.

Отгадав загадку, узнаете какое животное обитает в нашем крае. (ФРОНТАЛЬНЫЙ)

Найдите зверей и поместите их на карте. (Ищут из нескольких предложенных и помещают на карту)


1. Хвост пушист,

быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех. (Лиса)

2. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето.(Заяц)

3.Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

4. Есть в лесу свирепый зверь.

Встретишь - убегай скорей.

Ест он желуди, и в грязь

Любит залезать подчас.

Полосатые штанишки

Носят все его детишки.

Знаешь, кто у них родня?

Всем известная свинья.

Отгадай загадку сам…

Ну, конечно же, ... (кабан)

5. Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине.(барсук)

6. Промысловый зверь пушной:

Хищный, ловкий, небольшой,

По ветвям весь день гоняет,

Птичьи гнёзда разоряет,

Белкой может поживиться.

А зовут его ...(куница)


СЛАЙД.

t1681141406bb.gif

Основная по площади часть заказника представлена лесами и лугами. Из редких растений заказника, нуждающихся в охране необходимо отметить следующие: ковыль Залесского, прострел раскрытый, бурачок искривленный, рябчик малый, тюльпан поникающий, гусинолук Федченко.

СЛАЙД

t1681141406bc.gif

Лесные насаждения представлены средневозрастными и спелыми березняками, а также березово-осиновыми колками. Кустарники представлены черемухой, боярышником, калиной, несколькими видами ив и изредка крушиной. Так же растет шиповник, малина, черная смородина, дерн татарский.


 А какой лес без грибов!

Грибы в различные периоды лета, представлены:   груздем настоящим, подгруздком белым, сыроежками, волнушками, опенками, сморчками, белым грибом, подосиновиком, подберезовиком, шампиньонами, дождевиками,   мухоморами. СЛАЙД

t1681141406bd.gif


Задание : Разделить грибы на съедобные и несъедобные по корзинкам (по одному к доске, выбирают гриб, называют и помещают в корзину).

t1681141406be.gif

Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Конечно, очень хорошо, что существуют особые охраняемые территории: заповедники, заказники. Ребята, а что каждый из нас сможет сделать, чтобы в нашем районе продолжали жить разные виды растений и животных? (ответы детей)

Нужно быть природе другом.

Давайте составим памятку друзей природы.

(Работа в паре. Из предложенных условных знаков выбирают те, которые подходят. Прикрепляют на доску. С обратной стороны фрагменты рисунка торта )

ИТОГ и рефлексия.

Ребята, посмотрите что у нас получилось? (Торт)

Торт ко дню рождения нашего района. Что можно пожелать на ДР? (Отвечают)

А ещё на торте принято зажигать свечи.

Если наше сегодняшнее путешествие по району вам понравилось, было интересно, узнали что-то новое, тогда приклейте свечу с огнём, если не понравилось, было скучно и ничего нового не узнали, тогда ваша свеча не загорелась, приклейте потухшую.

(По два человека к доске приклеивают свечу)

Спасибо за работу на мероприятии.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.