Статья «Мысли вслух. Сотрудничество классного руководителя и родителей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
«Сотрудничество классного руководителя и родителей»
Мысли вслух
Работу выполнила
Пушкина Т. Н.,
классный руководитель 6 класса.
2016 год
«Сотрудничество классного руководителя и родителей».
Мысли вслух
«Воспитание - это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания», - писал В. А. Сухомлинский. Как известно, родители - главные
воспитатели ребёнка. Поэтому необходимо тесное сотрудничество классного руководителя и родителей учащихся класса. В чём оно может проявиться? Классный руководитель организует взаимодействие семьи и школы, ведёт, если это необходимо, педагогическое просвещение родителей. Не секрет, что у классного руководителя возникает порой много претензий к родителям учеников, а у тех, в свою очередь,- к школе. Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если внимательно отнесётся к их критическим замечаниям. Отнесётся внимательно и тактично, не набрасываясь на родителей ученика с яростными претензиями, с упрёками, со злостью. Нельзя разговаривать с родителями бестактно, в грубоватых тональностях, попирая чувства родительские. Такой тон классного руководителя обязательно приведёт к тому, что родители просто перестанут доверять такому классному руководителю, душа родительская отвернётся от такого учителя. Появятся только чувства сожаления, обиды, безысходности в данной сложившейся ситуации. Такого допустить нельзя. Нельзя допускать того, чтобы классный руководитель буквально «набрасывался» на родителей ученика, который почему-то не нравится классному руководителю или доставляет ему много хлопот. В таких критических ситуациях классный руководитель наоборот должен показать весь свой такт, показать желание решить проблемную ситуацию мирно.
Конечно, классному руководителю очень хочется, чтобы в классе были только (или - больше) «хорошисты» и «отличники», были только усидчивые и спокойные дети. К сожалению, это не всегда так. Все прекрасно знают об этом. В наше время очень много гиперактивных, не всегда послушных учащихся, детей с «тройками» Но эти факты не означают, что ребёнок «плохой» или «хулиган» и т. д.
Классный руководитель должен увидеть перед собой и другую сторону характера ребёнка: его отзывчивость, стремление помочь, доброту, ласку, стремление показать себя с хорошей стороны и т. д.
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями»,- писал
В. А. Сухомлинский. Очень правильные и нужные слова. Классному руководителю нужно знать, нужно «ведать», как живётся в классе каждому ученику, даже слабому в учении и проблемному в поведении. «Нужно любить всех учеников, особенно тех, кто тебе ненавистен». Очень мудрые и правильные слова.
Страшно, когда ученик порой слышит от классного руководителя только упрёки, попрёки, испытывает унижение перед своими одноклассниками с подачи классного руководителя.
Каждый ученик с помощью классного руководителя должен думать о школе, любить школу, чтобы потом думать и вспоминать о ней, как о месте, где был счастлив. Классный руководитель должен понимать всех детей. А для этого нужно быть ребёнком в душе.
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для ребёнка очень утомительно без конца им всё объяснять», - писал Экзюпери. Школа должна стать для учеников теплицей, чтобы можно было избежать конфликтные ситуации с родителями. Родители должны приходить в школу с душой, с любовью, с уважением, чтобы обсудить проблемную ситуацию с ребёнком. Родители должны быть уверены в том, что их выслушают, посоветуют, объяснят, помогут, а не «накинутся» с упрёками, грубым голосом и на повышенных тонах.
Нельзя и устраивать «судилище» над мамой провинившегося или слабоуспевающего ученика, собрав в учительской, например, как можно больше учителей-предметников, чтобы все смогли высказать свои претензии в один голос бедной, растерявшейся маме.
Эта ситуация может быть чистейшим оскорблением для родителей и неуважением. Вот тогда и может зародиться в душе родителей чувство отвращения и злости. А этого классный руководитель никак
допустить не может. Не имеет морального права. Хороший классный руководитель вовремя остановится, вовремя остановит развитие конфликтной ситуации с родителями. Он должен показать своё внимание и к ученику класса, и к родителям учеников: без упрёков, без злобы, без злости.
Каждый ученик должен чувствовать себя хорошо в школе. В школе другой мир. Здесь жизнь бурлит. Здесь каждому ребёнку найдётся дело по душе. Здесь каждый учитель любит всех своих учеников.
В школе каждому ученику хорошо. Задача классного руководителя сделать именно так. Тогда и проблем будет с детьми меньше. А будет только любовь и взаимоуважение классного руководителя и ученика класса.
Каждый классный руководитель быстро разрушит барьер между собой и родителями, если начнёт беседу с родителями с того, что начнёт говорить и сообщать о положительных качества ученика.
Как известно, радость - это лучшая воспитательница. А. С. Макаренко считал, что «учительское мастерство приобретается точно так же, как и другое. С детьми работать без доброго сердца нельзя». Между классным руководителем и его учениками должно быть полное взаимопонимание и полное сотрудничество. Доброта классного руководителя должна и преследовать только благородные цели. Тогда и отношения с родителями сложатся по-другому: правильно, тактично, доброжелательно, цивилизованно. А это великая сила в работе любого классного руководителя.