Статья «Основные функции современного классного руководителя»
Основные функции современного классного руководителя
Сазанова Анастасия Александровна
ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»,
г. Лиски, Воронежская обл.
Воспитательный процесс в техникуме представляет собой целую систему, организованную согласно плану учебно-воспитательной работы, утвержденной заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Особую роль в такой работе играют классные руководители. Они входят в состав «Методического объединения классных руководителей, мастеров производственного обучения и воспитателей». Методическое объединение как форма общественного устройства является центром воспитательной работы в техникуме. Целью объединения является разработка программы воспитательной работы, изучение новых методов воспитания, обобщение опыта работы классных руководителей, мастеров п/о и воспитателей. Для более продуктивной работы каждый классный руководитель разрабатывает индивидуальный план воспитательной работы. Такой план включает в себя основные направления работы классного руководителя, а именно: работа со студентами; работа с родителями; работа с преподавателями-предметниками; работа со структурными подразделениями техникума; работа по подготовке и принятию участия во внутритехникумовских, городских, региональных и др. мероприятиях; методическая работа.
Основным структурным элементом является группа. Именно в группе организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися. В группе решаются проблемы обучающихся, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Именно классный руководитель является организатором деятельности в группе.
В работе современного классного руководителя можно выделить следующие основные функции:
Воспитательно-коррекционная. Данная функция включает в себя взаимодействие с педагогом-психологом по проблемным вопросам и медиком образовательной организации. Классный руководитель контролирует своевременное прохождение медицинского обследования обучающихся. Так же к основному направлению данной функции относится развитие креативных способностей по средствам проведения различных внеклассных развивающих мероприятий. Классный руководитель как наставник пробуждает интерес и мотивирует к участию в таких мероприятиях.
Контролирующая. Сюда можно отнести контроль посещаемости и успеваемости, а так же контроль соблюдения правил внутреннего распорядка и единых требований к одежде обучающихся. Для профилактики нарушения посещаемости или успеваемости в процессе воспитательной работы проводятся индивидуальные беседы с обучающимися или же общие собрания группы.
Организационная. Организация разнообразной деятельности обучающихся, согласно плану учебно-воспитательной работы техникума. Важную роль занимает организация взаимодействия обучающихся с преподавателями, а преподавателей с родителями.
Развивающая. Развивающая функция хорошо проявляется в проведении учебных занятий с применением различных активных и интерактивных форм обучения. Так же сюда можно отнести проведение различных тематических часов с непосредственным участием в них каждого обучающегося группы.
Коммуникативная. Сюда можно отнести создание взаимоотношений «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - родитель», «родитель - преподаватель», а так же регулирование межличностных отношений между обучающимися. Такое регулирование особенно важно на первом этапе сплочения коллектива.
Аналитическая. Каждый классный руководитель на первом этапе знакомства и общения с группой собирает аналитическую информацию о каждом обучающемся с целью более продуктивной работы как с группой в целом, так и с каждым отдельным обучающимся. В сборе аналитической информации хорошо помогает составление социально-педагогического паспорта группы. Особую роль в проведении аналитической работы составляет посещение общежития техникума для контроля детей, переехавших в другой город и находящихся в определенной группе риска. Такие посещения помогают настроить контакт между классным руководителем и обучающимися. Так же к данному пункту можно отнести работу с родителями, которая заключается не только в проведении родительских собраний, но и в индивидуальной работе с каждым родителем.
Список литературы
Александрова М. А. Планирование воспитательного процесса. Современные подходы и технологии / М. А. Александрова, Е. И. Баранова, Е. В. Володина. – М.: Изд-во «Педагогический поиск», 2011. – 208 с.
Горбачева Л. А. Словарь современных форм воспитательной работы / Л. А. Горбачева // Воспитание школьников. – 2001. – с. 16-20.
Лизинский В. М. Советы классному руководителю, воспитателю, родителю и учителю / В. М. Лизинский. – М.: Изд-во «Педагогический поиск», 2011. – 160 с.