МИССИЯ: ФОРМИРУЕМ ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

1
1
Материал опубликован 26 February

ПОРТФОЛИО

МИССИЯ: ФОРМИРУЕМ ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Скорикова Елена Николаевна – учитель 1 категории, радиоинженер, изобретатель, автор книг и научных статей,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр «Формат»,

Приморский край, п. Зима Южная


Как вы думаете, кто лучше всех сформирует у детей инженерное мышление? Думаю, ответ прост — тот, кто знаком с этой профессией. Я закончила политехнический институт по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры», с отличием. В 90-е годы пошла работать в школу, так как другой работы не было. Инженерное мышление – это способность решать назревшие проблемы человечества, изобретая и конструируя новые устройства или товары. На уроках я показываю ученикам, как использовать знания по геометрии в астрономии, находить число Фибоначчи на теле человека, как найти высоту недоступного объекта. При подготовке к ЕГЭ мы решаем задачи по физике, останавливаемся на силах, как векторах, изучаем закон Архимеда. Только в этом году мне дали 11 класс. Школа у нас новая, поэтому в 11 классе только одна ученица, но какая... Я готовлю её к профильному экзамену по математике, используя материалы вебинаров, организованных «Приморским краевым институтом развития образования» и «Московским государственным педагогическим университетом». Еженедельно мы получаем задания, которые за три дня выполняем и отчитываемся. Моя ученица показывает хорошие результаты, получает за работ 4 и 5.

Кроме ПКИРО, мне помогли курсы «Трудные задачи ОГЭ и ЕГЭ», пройденные в ДВФУ, и множество других, сертификаты которых я прилагаю. Мною проведен видеоразбор заданий ЕГЭ на вебинаре с ПКИРО. На курсах мы разработали проект с заданиями по дифференцированной работе с учащимися для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Заняли первое место.

Получен диплом за победу в международном конкурсе с разработкой уроков для мотивации учащихся к обучению. Так, единичную окружность по теме Тригонометрия, я показываю на примере радара и экрана оператора. Это инженерные устройства, требующие глубоких технических знаний и умений. При решении задач из Открытого Банка заданий ЕГЭ, я наглядно показываю применение закона Архимеда при определении объёма тела по вытесненой воде в ёмкости. Для усвоения темы Подобие треугольников, решаем задачи на практическое применение — нахождение высоты недоступных объектов, таких, как столбы освещения или высокие деревья. Дети справляются с такими задачами.

Мои интересы выходят за рамки преподавания математики, я участвовала в конкурсе «Классная география» с темой исследования мегалитов Приморья и мира. Сертификат прилагается. Написаны 23 книги об исследовании мегалитов и рельефа Земли, где применяется методика научных исследований, подтверждающиеся сегодня наукой.

С учениками пройдены видеоуроки Банка России по Финансовой грамотности. Обучено 320 человек школы. Пройдены уроки «Час кода» с 8 и 9 классами.

Я была участником конкурсов на Грант Президента России, «Добро.ру» и «Мы вместе».

Выступала на Всероссийском вебинаре, посвященном Разработке рабочих программ обучения по новому ФГОС, с вероятностью и статистикой. Это показано в видео.

В школе мною был организован День математики, за который мною получен сертификат. А за видео «Математика в моей семье» мне выдали диплом 3 степени.

С учащимися мы посещали музей имени В.К. Арсеньева, прошли урок минералогии. В отделении ДВО РАН были в Институте геологии. Так я расширяю кругозор детей и готовлю к выбору будущей специальности. При переподготовке на учителя математики я написала работы «Формирование мотивационного интереса учащихся на уроках математики», за что получила красный диплом и выиграла международный конкурс, образованный ПедАкадемией:



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр «Формат» Надеждинского района Приморского края



   Инновационная разработка педагога 



 

Тема:

«Формирование познавательного интереса учащихся

на уроках математики»

 

Разработку  подготовил:

Скорикова Елена Николаевна

Должность:

Учитель математики

Место работы:

МБОУ

«Образовательный центр «ФОРМАТ»







13 октября  2023 г. 

п. Зима Южная

Российская Федерация

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Значение познавательного интереса в учебном процессе____________3

Анализ содержания школьного курса математики с точки зрения возможности формирования у учащихся познавательного интереса к предмету____________________________________________________3

Организация учебной деятельности, способствующей развитию познавательного интерес_____________________________________________________6

Разработка конспектов уроков, предусматривающих использование различных методов формирования у школьников познавательного интереса к математике________________________________________8

Выводы____________________________________________________24

Список литературы__________________________________________27

































Значение познавательного интереса в учебном процессе.

Математика возникла из практических нужд людей, ее связи с практикой становятся все более и более многообразными и глубокими. Особенно велико значение математики в развитии современной физики, астрономии, химии. Значительное место занимает математика и в таких науках, как экономика, биология, медицина [1].

Как человек, попавший в школу, в числе многих инженеров, во времена разрушения СССР и хаоса перестройки оставшихся без работы, не имея специального образования, я поняла, что, кроме учителей, в стране дефицит понимания практического применения знаний, которыми необходимо мотивировать к учёбе подрастающее поколение. На примере своих изобретений в сфере автоматизации химического производства, когда применение знаний математики и химии, на основе инженерного высшего образования, привело к новизне решений технологических проблем, мне удалось вызвать интерес у учеников к урокам и уважение к себе. Поэтому, имея большой опыт производственной деятельности в разных отраслях, в проведении научных исследований и моделирования технологических процессов на основе набранных статистических данных, я выбрала темой диплома «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках математики».

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы  совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи [1].



Анализ содержания школьного курса математики с точки зрения возможности формирования у учащихся познавательного интереса к предмету.

Цель  - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. 

Задача - это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.

Методика преподавания математики призвана дать ответы на три вопроса: Зачем надо учить математике? Что надо изучать? Как надо обучать математике? По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, развитие логического мышления, пространственного воображения, овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла; воспитание средствами математики культуры личности. Основу программы обучения математике составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Целью изучения математики является получение обучающимися необходимых знаний и приобретение практических умений в области математики, усвоения внутрипредметных и межпредметных связей с физикой, информатикой, экономикой. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах». чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). 

Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Современный урок должен строиться на основе принципа системно-деятельного подхода. Системно-деятельный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирование изучаемых процессов, использование различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа учащихся. Средствами содержания учебного предмета «Математика», используя современные педагогические технологии, в рамках уроков и внеурочной деятельности, учителю необходимо обучать школьников определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные задачи, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности в соответствии с выбранными критериями, организовать учебное сотрудничество при решении учебных задач, создавать условия для выстраивания учащимся индивидуальной траектории изучения предмета. Учащиеся глубже осознают основные особенности математики как формы человеческого познания, научного метода познания природы, а также возможные сферы и границы её применения [1].

Курс математики в школьных учебниках построен по принципу спирального движения – все темы освещаются в учебниках каждого года обучения, расширяясь и усложняясь с переходом учеников в следующий класс. Такие понятия, как числа, вычисления, отрезки, фигуры, тела, их площади и объёмы, графики, диаграммы, уравнения, математическая символика – повторяются из года в год. Я рассказываю ученикам, что в средние века выдающимся изобретением стал телескоп Галилео Галилея. Видение звёзд, понимание устройства Вселенной и её бесконечности, дало толчок развитию астрономии, математики, физики, химии светил, живописи. На картинах изображались небесные жители, на иконах появились звёзды, неся понимающему зрителю схематичное устройство Вселенной. Геометрическая точка – аналог звезды в ночном небе, линии, соединяющие звёзды созвездий – отрезки, сами звёзды и планеты – в форме шара, имеющих разный объём, состав и температуру.

Мои исследования мегалитов показали, что на них изображены созвездия, на теле Земли наблюдаются со спутниковых снимков копии созвездий [2]. Математический анализ форм мегалитов и рельефных изображений показывает соответствие между ними. И православные иконы, и произведения А.С. Пушкина ведут нас в космос [3,4]. Мы живём в эпоху освоения космоса, поэтому эта тема должна освещаться в школе и служить хорошей мотивацией для учащихся.



Организация учебной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса.

Урок должен носить проблемный характер, способствовать формированию планируемых результатов обучения (предметные, метапредметные, личностные) и универсальных учебных действий. Домашние задания могут быть индивидуализированы. Целесообразно использовать длительные индивидуальные проекты; учащимся могут в определенных случаях предлагаться разные задания или задания на выбор, что позволит учащимся разного уровня подготовки чувствовать себя более комфортно; домашнее задание может включать устную часть – чтение (в ограниченном количестве) материала учебника, разобранного на уроке, и подготовка к устному ответу на вопросы и часть письменную, в которой могут быть весьма разнообразные упражнения: и традиционные задания, и задания, в которых необходимо проводить логические рассуждения, и графические задания, и выполнение геометрических построений, и задания на анализ таблиц, диаграмм и их построение и т.п. Возможны задания, предполагающие самостоятельное изготовление моделей учащимися (изготовление моделей фигур, другое моделирование, включая и компьютерное) [1].

Для мотивации учащихся, я использовала такое домашнее задание: вместе с мамами, бабушками (они лучше пап и дедушек помнят младенческие годы детей) построить таблицу данных – рост ребёнка с момента рождения до настоящего возраста с интервалом в 1- 3 года. И мы пришли к открытию, что графиком зависимости роста человека от его возраста до 20-25 лет, когда рост человека останавливается, является часть параболы, симметричной относительно оси Х (рост не имеет отрицательных значений и не превышает 2,5 метра). Формулой, описывающей эту зависимость, является математическое выражение у = √х. По ходу выполнения задания и его анализа, мы с учениками развили интерес к теме у родственников детей, у них самих (дети и не знали свой вес и рост при рождении). Учащиеся повторили и узнали на практике, что такое модуль числа, функция, её вид, статистический набор данных – важное понятие для курса «Вероятность и статистика», знания о математическом языке, применение букв для написания формулы, описывающей зависимость. Наблюдались индивидуальные отличия в графиках по данным учеников.

Проверка домашнего задания должна быть неотъемлемой частью урока.

Современное учебное занятие проектируется следующим образом: учитель определяет цели, отбирает содержание, разрабатывает систему учебных задач, выбирает формы организации учебной деятельности на всех этапах урока. Учебное занятие (комбинированный урок) состоит из этапов: мотивационно-целевой, этап актуализации знаний, изучение нового материала, самоконтроль и самооценка, рефлексия. В основе учебной деятельности на всех этапах учебного занятия лежит решение учебных задач. Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях, которые направлены на познавательную деятельность, коммуникацию и сотрудничество, на самоорганизацию, саморегуляцию и рефлексию и др. Наиболее эффективный путь реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности - дифференцированные индивидуальные задания. Они позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями. Наиболее эффективный путь реализации фронтальной формы организации учебной деятельности эвристическая (сократическая) беседа. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия [5].


Разработка конспектов уроков, предусматривающих использование различных методов формирования у школьников познавательного интереса к математике.

Структура урока  – совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников:

Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания).

Взаимодействие педагога и учащихся на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков (объяснение нового  материала).

Закрепление изученного материала и упражнения.

Диагностика прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением балла или оценки.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Итог урока.

  В структуре комбинированного урока в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Главная цель – установление и удержание интереса учащихся к учебному труду (появился в начале 70-х годов) [1]. Это мой любимый вид уроков. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков:

уроки – лекции;

уроки – семинары (практикумы);

уроки – игры (соревнования, КВН, аукционы, конкурсы и др.);

уроки – консультации;

уроки – экскурсии;

уроки – зачеты;

уроки – деловые игры («суды», конференции, пресс-конференции);

межпредметные и интегральные  уроки.

Первым звеном в системе контроля следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информация об этом у педагога отсутствует, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, которое может сочетаться с обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях (предварительный контроль), который следует провести на первом в учебном году уроке.

Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы:

Характеристика урока, его место в разделе учебного курса.

Каков тип урока?

Какие цели, задачи решались на уроке?

Мотивы выбора структуры урока.

Как распределялось время на уроке?

Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока?

Почему выбраны именно эти методы обучения?

Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся?

В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний?

Какие средства обучения использовались?

За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся?

Реализованы ли все поставленные задачи на уроке?

Какова интенсивность и эффективность урока?

На уроках должен соблюдаться принцип осознанной перспективы (мотивация). Необходимо, чтобы учащийся предъявлял свои рассуждения, как материал для дальнейшего их анализа и обсуждения [1].

Приведу примеры моих разработок комбинированных уроков, развивающих развивающие, познавательные и мотивационные принципы обучения.

Одним из них – урок, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра Первого в 2022 году. Реформы Петра коснулись судостроения, строительства в России и её независимости. Петр Первый прославил Россию и себя созданием современных тому времени парусных кораблей, боевыми победами, строительством величественных храмов и дворцов, развитием науки и школ [6]. Учащиеся дома подготовили сообщения о деятельности Петра, на уроке рассказали, узнали и повторили порядок построения графиков от таблицы научных данных зависимости давления ветра от его скорости [7], (рис. 1) - до построения осей, их название, построение точек с заданными координатами на плоскости, соединение полученных точек плавной линией, вид полученной смоделированной кривой и её название – ветвь параболы в 1 четверти системы координат.

t1740538388aa.jpg

Рис. 1. Таблица данных зависимости давления ветра от его скорости.

Учащиеся наглядно увидели результат выхода судна в шторм или ураган (рис. 2).

t1740538388ab.jpg

Рис. 2. Гибель судна в ураган или шторм.

По завершению урока ученики узнали о вкладе руководителя государства Россия - Петра Первого в развитие науки, прикладной характер математики, роль математики в развитии общества. Получили представление о моделировании природных процессов квадратичной функцией двух переменных (ветра и давления), нахождение сторон прямоугольника или трапеции по её заданной площади для безопасного плавания парусника. Урок получился интересным познавательным. Учащиеся приняли в нём деятельное участие и выполнили самостоятельную работу - 6 и 7 классы рассчитывали площадь прямоугольного паруса, а не трапециевидного, как 8 и 9 классы.

Другим развивающим и мотивационным уроком с практическим применением был разработанный мною урок по теме «Квадратичная функция» для 8 и 9 классов. Подготовка урока явилась итогом обучения на курсах повышения квалификации ГАУ ДПО Приморского краевого института развития образования совместно с Московским государственным педагогическим университетом. Проект получил высокую оценку аттестационной комиссии и занял достойное место среди трёх лучших из 40 групп по учителя математики с разных школ г. Владивостока.

Работа на уроке выстраивается в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. Показаны нестандартные графики зависимости роста человека от возраста и давления ветра от его скорости, разработаны задания для разного уровня подготовки. Неожиданным для учеников является выполнение работы с учебником («Открой учебник и реши!»), где они находят аналогичное решение. Для самых успешных учеников разработаны задания с нестандартным решением, подсказанные преподавателями МГПУ г. Москвы, - с модулем и с равносильными преобразованиями. Это увеличило интерес учащихся к обучению, показало разность в уровнях мышления гетерогенных групп, но всем достались задачи по силам (рис. 3, 4, 5, 6).

t1740538388ac.jpg

Рис. 3. Задание на экране на оценку 3.

t1740538388ad.jpg

Рис. 4. Задание на экране на оценку 4 для группы 1.

t1740538388ae.jpg

Рис. 5. Задание на экране на оценку 4 для группы 2.

t1740538388af.jpg

Рис. 6. Задание на экране на оценку 5 для группы 3.

Самоанализ результатов апробации проекта: явно заметен интерес учащихся принимать помощь от одноклассников. Отмечается дружественность возникающих отношений, укрепление дисциплины и улучшение усвоений знаний и умений по теме урока. Подтверждается вывод учёных о том, что подростки лучше обучаются у ровесников.

Оценка актуальности полученных результатов была представлена в виде презентации и описании урока. В ходе проектного урока оформлена проектная папка, предъявляемая на защите и презентации проекта. Разработанные материалы могут быть использованы другими учителями математики 8, 9 классов. Показана практическая важность темы, собрана и систематизирована информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки, программа действий по уроку: план выполнения урока и отдельных его этапов; промежуточные результаты, слайды.

Достигнуты:

цели обучения – умение строить и распознавать функции, решать задачи нестандартным способом,

контроль - выполнены запланированные результаты с эталонными требованиями ФГОС,

зафиксированы и приведены в систему показателей проверки и контроля,

выставлены оценки - фиксация результатов обучения.

самооценка результатов проекта - хорошая;

зафиксированы затруднения учеников (некоторые не знают всю таблицу умножения),

проанализированы выполнения действий, как выполнялось действие, и в каком месте возникло затруднение (разложение трёхчлена на множители);

найдено, по какой причине оно возникло (частая смена преподавателей и классных руководителей, частый пропуск уроков по болезни и просто прогулы);

поставлена перед собой цель, устраняющую причину затруднения, выбран новый способ действий (интерактивные, дифференцированные уроки, повышающие интерес к математике и к природным закономерностям).

Третьей разработкой мотивирующего и развивающего урока стало начало учебного года. Технологическая карта урока представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Технологическая карта урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Скорикова Елена Николаевна

Место работы

МБОУ «Образовательный центр «Формат»

Надеждинский район, п. Зима Южная

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8, 9, 10, 11

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Урок 1, алгебра

Тема урока

Вводный урок повторения и приобретения новых функциональных знаний - Зачем нужна математика?

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные – понять ценности научного познания, повторить основные математические понятия для обучения на следующем этапе.


Метапредметные - овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями.


Предметные - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

процессы в природе и обществе, изменчивость, моделирование процессов, статистика, функции, истинность утверждений.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

Учащиеся задумаются и получат ответ на вопрос «Зачем нужна математика?», чтобы иметь понимание цели обучения в школе математике и другим наукам – обрести понимание изменчивости процессов в природе и обществе, стать готовым к жизни в обществе, освоить те знания, которыми уже овладело человечество (В.И. Ленин).



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА



БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

После приветствия, учитель знакомит с изменениями в Стандарте школьного образования, о введении деятельностного метода обучения, введении нового раздела «Вероятность и статистика». Перед учащимися ставится вопрос: «В какой среде мы живём?». Они должны ответить, что живут в семье, школе, в России, в Приморском крае, на планете Земля, с атмосферой, водой и горами. Учитель помогает им ответить ориентацией на глобальный масштаб, дополняет, что наша планета движется со скоростью 30 км в час по круговой орбите вокруг Солнца, а Солнечная система движется со скоростью 220 км в сек (https://showslide.ru/1solnechnaya-sistemadvizheni-zemliluna-sputnik-zemlistroenie-orma-840087) вокруг Центра галактики, а наша галактика Млечный Путь – вокруг Центра Вселенной. Мы живём в космическую эру, эру робототехники и новых открытий – к такому выводу подводит учитель учеников.

Описывая мир, в котором учащиеся находятся, мы оперируем математическими и физическими, измеряемыми, терминами: скорость, круг, единицами измерения. Каждый родился из одной маленькой клеточки и вырос до настоящего размера – роста.

На экране демонстрируются фотографии Земли в космосе, галактик, маленького ребёнка и подростка. Демонстрируется таблица роста ребёнка от рождения до взрослого состояния – 5 лет. Реальные данные получены в прошлом году обучения при прохождении темы Функции и графики функций в 7,8,9 классах. Демонстрируется график зависимости роста человека от его возраста. Уравнение функции выглядит, как у = k√х+ 0,5 метра. Точно ли открыт закон роста человека от рождения, оценит такая наука, как «Вероятность и статистика», которую мы будем глубже изучать в этом году в курсе математики. Описывать законы природы и общества должна математика, вместе с другими науками – и такой вывод должны сделать учащиеся под руководством учителя.

t1740538388ag.jpg

t1740538388ah.jpg

t1740538388ai.jpg

t1740538388aj.jpg

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Фронтальный опрос, групповая работа. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- какие единицы измерения знаете, где они применяются,

- какие виды графиков функций помните,

- почему график роста человека располагается только в 1 четверти, как называются другие четверти системы координат.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Цель дальнейшего обучения в школе – повторить, закрепить полученные ранее знания, исследовать новые явления и найти их математическое описание, открыть новые законы природы на более высоком уровне образования (движение по спирали).

Те, кто не усвоил основные понятия ранее, имеют возможность всё повторить, запомнить, научиться применять и получать более высокие оценки, чем раньше.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Следующим этапом будет групповая работа. Группы из 4 человек:

1. Ищут статистические данные в поисковике интернета по выбранной теме, которые демонстрируются на экране:

- изменение климата планеты,

- изменение температуры воздуха в зависимости от времени года,

- изменение численности населения России с 1900 года,

- изменение числа инженеров – выпускников ВУЗов с 1970 года,

- изменение валовой продукции сельского хозяйства в России с 2000 года,

- другая интересная тема.

2. Записывают таблицу данных в тетрадь.

3. Строят графики зависимости и делают вывод, к какому виду они больше подходят, характеризуют зависимость и делают вывод – открыто ли им новое знание.

Вспоминаем параболу, прямую и обратно-пропорциональную зависимости - гиперболу. Может быть, кто-то знает о синусоиде (кардиограмму кто видел)? Если нет, то вы об этом узнаете.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

От каждой группы выбирается учениками один, кто станет рассказывать о проделанной работе у доски, делая набросок полученного графика. Он излагает отобранные данные, характеризует график зависимости, область определения функции, возрастает или убывает, какой вывод сделан группой. С места ответ могут дополнять другие члены группы.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Учащимся предлагается схематически начертить в тетрадях, а одному желающему - у доски, начертить графики параболы, г

иперболы, прямой зависимостей.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

На основании знаний по физике, указать, какому физическому процессу подходят эти графики.

Ответы могут быть такие: парабола – движения мяча при ударе о пол, движение космического корабля и снаряда,

гипербола – изменению температуры воздуха с высотой, при подъёме в гору.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Посмотрим, повторение знаний о функциях и их видах, поможет теперь решить задания ОГЭ и ЕГЭ?

На экране демонстрируется задание – определить, какому заданному уравнению функции соответствуют графика.

Вывод: получилось всё вспомнить или нет? Будем повторять ещё раз? В сентябре предстоит выполнить диагностические работы.

t1740538388ak.jpg

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

На экране демонстрируется каменная Парабола в Ергаках у г. Красноярск. Какой вид имеет линия, ограничивающая овал горы? Ответ – парабола. Выходит, название горы получено знающими математику людьми.

t1740538388al.jpg

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Ученикам предлагается просмотреть страницы учебника алгебры с графиками функций и сделать вывод, какие новые виды функций предстоит узнать – степенные, логарифмические, тригонометрические, в зависимости от класса.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

После ответов всех учащихся, коллективно решается, какой оценки достойны за проявленные знания члены каждой группы. Выявляются пробелы в знаниях членов групп, чтобы впоследствии устранить дефициты.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Учитель спрашивает, понравился ли ученикам урок, повторили ли они знания о математике, связи её с природными процессами, знают ли теперь, зачем нужна математика. Что помогает открывать людям новые законы? Получает ответы. Ожидается – ответ «Да» и «Помогает набор данных – статистика».

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Собрать статистические данные об образовании мам, пап, дядь, тёть, соседей – высшее, среднее, среднее профессиональное, нет образования выше среднего. Записать в таблицу в своей тетради. Чем больше данных, тем лучше. На уроках ВиС вы это поймёте.

На следующем уроке сведём все данные в одну, проанализируем, обработаем данные с точки зрения понятий курса «Вероятность и статистика».

Мои интересы выходят за рамки учебного предмета, поэтому мотивировать учащихся к учёбе не составляет особого труда. С 2015 года занимаюсь изучением мегалитических комплексов Приморья и сделала открытия соответствия форм мегалитов рельефу Земли с применением математического анализа. Результат работы опубликован в журнале «Вопросы науки и образования» [8]. Опубликованы статьи в журналах издательства «Научные исследования» [9], «Достижения науки и образования» [10], книги на сайте Литрес [11], и сотня познавательных видео на странице «ВКонтакте» [12]. Мой видеоролик «Загадочное Приморье» вышел в финал конкурса «Диво России» в 2023 г., проходивший в августе в г. Смоленск. Участие в финале не состоялось по материальным причинам. На сайтах Урок.рф и Инфоурок опубликована статья - исследование «Космические сказки Пушкина», из которой следует правдивость текстов поэта, открытых им в знаменитой «сафьяновой книге» египетских жрецов и записанных им в виде сказок [13].

Раскрыть ученикам тайны мироздания, развить интерес к учебе у учеников, убедить их в необходимости учиться и совершать открытия в познании Вселенной можно на личном примере.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Цифровые образовательные и интерактивные ресурсы позволяют усилить мотивацию обучения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

стимулированию процесса обучения, таких, как восприятие и осознание информации;

повышению мотивации учащихся;

развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;

развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;

осуществлению дифференцированного подхода;

формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;

развитию вычислительных навыков учащихся;

формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;

реализации межпредметных связей;

включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

                 Применение информационных технологий помогают:

создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;

развить познавательный интерес к предмету;

первично закрепить знания учащихся;

проверить прочность усвоения знаний.

Нестандартная подача материала в среде PowerPoint в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

           Очень часто на помощь учителю приходят интернет-ресурсы: серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом, и энциклопедические ресурсы [1].

Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Здесь, кроме научного исследования, необходимо иметь воображение - один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Эта тема является для меня перспективной. Многие творцы стараются обобщать, и чем выше мера обобщения, тем значимей человек для общества. Творцов, сумевших обобщить в достаточной мере, считают великими [1].


Выводы.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях; стимулированием актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного, самостоятельного т творческого отношения к явлениям окружающей действительности; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т.п.

Информационные умения обычно связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Также необходимы умения устанавливать психологический контакт  с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимися; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания; краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.

Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе, методические разработки учёных и преподавателей Санкт-Петербургского университета [14], личные наработки учителя, его разносторонние интересы позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и ученика, повышают мотивацию учащихся, интерес к будущей специальности, способствуют формированию его информационной компетентности.



Список литературы.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://188.120.250.52/msviewtask?ar=5llppi7ej6gxs7lf8uy9fs89m

Материалы лекций курса дистанционного обучения АНО ДПО Санкт-Петербургского университета.

Электронный ресурс. Режим доступа: Скорикова Е.Н. Мегалиты Приморья и морфоскульптура Земли. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=mkzkfp

Электронный ресурс. Режим доступа: Скорикова Е.Н. Космос Православных икон.

https://cyberleninka.ru/article/n/kosmos-pravoslavnyh-ikon

Электронный ресурс. Режим доступа: Скорикова Е.Н. Космические сказки Пушкина. Урок. рф.

https://урок.рф/library/kosmicheskie_skazki_pushkina_070342.html

Электронный ресурс. Режим доступа: Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО. Учебное пособие ПКИРО, г. Владивосток, http://moodle.pkiro.ru/pluginfile.php/90816/mod_resource/content/0/0c28e469-b1c9-4df7-bf72-25dc92f091ae.pdf

Валишевский К. Петр Великий : Историческое исследование. Казимир Валишевский. Москва, АСТ, Москва, Астрель, 2002. 477 с. («Романовы»).

Электронный ресурс. Режим доступа: Методическое пособие «Математическое (численное) моделирование ветровых нагрузок и воздействий», ЗАО «Научно-исследовательский центр СтаДиО» (ЗАО НИЦ СтаДиО). https://www.stadyo.ru/upload/information_system_36/3/1/9/item_3197/information_items_property_15911.pdf

Скорикова Е.Н. Статья «Мегалиты Приморья и морфоскульптура Земли». Журнал «Вопросы науки и образования», № 8 (164), 2022 г. (научно-теоретический журнал, ссылка https://cyberleninka.ru/article/n/megality-primorya-i-morfoskulptura-zemli/viewer).

Скорикова Е.Н. Статья в журнале издательства «Научные исследования», №1(36), март 2021 г. https://scientificresearch.ru/images/PDF/2021/scientific-research-1-36-.pdf

Скорикова Е.Н. Статья в журнале «Достижения науки и образования», № 7 (87), 2022 г. https://scientifictext.ru/images/PDF/2022/87/DNO-7-87-.pdf

Скорикова Е.Н. Электронные исследовательские книги на сайте «Литрес» https://www.litres.ru/author/elena-nikolaevna-skorikova/.

Скорикова Е.Н. Познавательные видео на странице «ВКонтакте» https://vk.com/video635285988_456239192. Видео «Загадочное Приморье». https://vk.com/video635285988_456239193

Скорикова Е.Н. Уроки на сайтах Инфоурок и Урок.рф, 2021 год.

https://урок.рф/library/kosmicheskie_skazki_pushkina_070342.html,

https://infourok.ru/prezentaciya-kosmicheskie-skazki-pushkina-6166392.html.

Образовательный электронный ресурс дистанционного обучения Санкт-Петербургскогоуниверситета, 2023 год: http://188.120.250.52/msviewtask?ar=5llppi7ej6gxs7lf8uy9fs89m.



















t1740538388am.jpg







t1740538388an.jpg

t1740538388ao.jpg



t1740538388ap.jpg



t1740538388aq.jpg








ТАБЛИЦА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОЦ ФОРМАТ

п/п

Дата и времяя проведения урока

Тема урока

Кол-во участников

Кол-во сертификатов

1

5 февраля 2024

Как начать свой бизнес

3

1 на класс

2

5 февраля 2024

Всё про кредиты

15

1 на класс

3

5 февраля 2024

Финансовые инструменты и стратегии

7

1 на класс

4

5 февраля 2024

Всё про кредиты

18

1 на класс

5

5 февраля 2024

Всё про вклады

7

1 на всех, 7а, 7б, 8а, 9а

6

22 февраля 2024

Игра "Личные финансы"

60

1 на всех, 7а, 7б, 8а, 9а

7

5 марта 2024

Игра "Отчаянные домохозяйства"

25

1 на весь 8а

8

11 марта 2024

Урок "Азбука страхования"

40

1 на группы, 9 и 8

9

18 марта 2024

Тесатирование по финансовой грамотности Якласс, Учи.ру

40

Средний балл 60 из 80

10

21 марта 2024

Вебинар "Как начать свой бизнес".

10

1 на всех, 9а

11

21 марта 2024

Вебинар "Азбука страхования"

25

1 на всех, 7а и 7б

12

21 ноября 2024

"Осторожно, мошенники"

40

по 1 на класс, 8а, 9

13

12 февраля 2025

Моя профессия: бизнес-информатик

40

20 сертификатов, 1 групповой




330


t1740538388ar.jpg

t1740538388as.jpg

t1740538388at.png

t1740538388au.png





t1740538388av.jpg

t1740538388aw.jpg





Мt1740538388ax.jpg ною изданы 23 книги на сайте «Литрес»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Николаевна, за комплексное представление направлений и результатов Вашей инновационной деятельности благодарю!

0
26 February