Программа внеурочной деятельности «Инженерные каникулы»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
ИМЕНИ С.Н.КРАВЦОВА
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании педагогического совета от 22 мая 2021 года протокол № 9
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №12 ____________/О.В. Яцкевич 22 мая 2021 года
|
||
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Инженерные каникулы»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 36 недель (36 часов)
Возрастная категория: от 13 до 17 лет
Состав группы: 20 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: авторская
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
В.В. Урбан
педагог
дополнительного образования
ст. Ленинградская, 2021 г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерные каникулы» является программой социально-педагогической направленности.
Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОНиМП КК, РМЦ КК, 2020г.
Актуальность настоящей Программы состоит в том, что она направлена на приобретение учащимися практических навыков и умений. Данная программа поможет детям научиться проектировать постройки с помощью программ, рассчитывать стоимость электроэнергии, водо- и газопотребления, способы уменьшения расходов, бережному отношению к природным ресурсам. Дети приобретут навыки и компетенции в области естественнонаучной грамотности.
Новизна данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные и установки воспитанников.
Отличительная особенность настоящей Программы состоит в том, что Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый ребёнок имел возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный объект работы, приемлемый для него.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе освоения метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребенок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления.
Образовательные технологии:
личностно-ориентированные технологии - обеспечение комфортных условий на занятиях, создание бесконфликтного и безопасного климата для развития имеющихся природных потенциалов.
игровая технология - обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Адресат Программы.
Настоящая Программа рассчитана на детей в возрасте от 13 до 17 лет.
Приём в кружок осуществляется без ограничений к половой принадлежности, предполагаемый состав группы - разновозрастный.
Данная программа может быть реализована для детей с особыми образовательными потребностями – дети, проявляющие выдающиеся способности (одаренные дети), дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, с условием построения индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащихся (уровень готовности к освоению программы).
Уровень образования участников реализации настоящей Программы - положительная степень сформированности интересов и мотивации к курсу.
Настоящая Программа рассчитана на реализацию в течение 36 недель при режиме 1 час занятий 1 раз в неделю. Всего 36 часов, из них 9,5 теоретических занятий и 26,5 практических занятий.
Основной формой занятий является блочное представление теоретического материала, а затем - практические навыки его усвоения.
По всем темам выполняемых учащимися работ - оценка только конструктивная. Педагог отмечает хорошую сторону выполнения работы, обращает внимание на ошибки и недоработки.
Педагог должен создавать на занятиях ситуацию успеха, а также атмосферу доброжелательности и творчества.
Формы обучения: очная
Режим занятий: очный режим - 1 раз в неделю, продолжительность 45 минут, 36 занятия за год.
Виды занятий: изучение теоретического материала, практическое занятие, самостоятельная работа.
Особенности организации образовательного процесса: в пределах группы-учащиеся разного возраста, состав группы-постоянный, занятия-групповые, виды занятий- лекции, практические, мастер-классы, ролевые игры.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы воспитать личность, интересующуюся тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, адекватно воспринимающую общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере, а также обладающую чувством ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах деятельности.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Предметные
- создать у обучающихся целостное представление об энергосбережении как единой межотраслевой производственно-экономической системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм;
- показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
- раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии, показать ее связь с состоянием и развитием мирового сообщества;
Личностные
- убедить обучающихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
- содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни;
- применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающегося.
Метапредметные
- акцентировать внимание обучающихся на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
-развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать конструкторские способности, техническое мышление;
-предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности.
1.3 Содержание программы
№ п/п |
Тема раздела, урока |
Кол-во часов |
Форма аттестации |
||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||||
1 |
Введение |
6 |
1,5 |
4,5 |
Наблюдение, беседа, практическая работа |
||||
2 |
Энергосбережение |
12 |
4 |
8 |
Беседа. Практические занятия |
||||
3 |
Моделирование |
12 |
3 |
9 |
Беседа. Практические занятия |
||||
4 |
Практическая часть (Кейс) |
6 |
1 |
5 |
Беседа. Практические занятия |
||||
Итого |
36 |
9,5 |
26,5 |
|
1.4 Содержание учебного плана
1. Введение (6ч)
Понятие модели и моделирования. Создание модели. «Как сбросить яйцо, чтобы оно не разбилось?»
2. Энергосбережение (12ч)
Техника безопасности. Понятие энергии, мощности и ее потребления. Расчет потребления электроэнергии. Расчет стоимости воды. Расчет стоимости газа. Классы энергопотребления различных приборов. Способы уменьшения расходов на услуги. Экскурсия в ЛТК (строительство). Экскурсия в ЛТК (электричество).
3. Моделирование (12ч)
Техника безопасности. Знакомство с программой Sweet Home 3D. Разбор интерфейса программы. Загрузка макета программы. Создание собственного макета дома с заданными характеристиками. Создание дополнительных моделей. Наполнение дома элементами интерьера. Посещение кафедры информационных технологий ЛСПК.
4. Практическая часть (Кейс) (6ч)
Разбор индивидуальных самостоятельных работ. Получение кейса. Разбор задания. Проектирование дома. Выбор электрооборудования. Расчет стоимости услуг ЖКХ. Защита проектов. Подведение итогов.
1.5 Планируемые результаты
Предметные
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
– творческой деятельности в целом.
Личностные результаты:
- развитие терпения и упорства, необходимые при работе;
- формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимость к чужому мнению;
- активизация мыслительной деятельности обучающегося.
Метапредметные результаты:
- развитие образного и пространственного мышление, фантазии ребенка;
- развитие аналитического мышление и самоанализа, творческий потенциала ребенка, его познавательной активности.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Является составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, содержит в себе комплекс основных характеристик, представленных в Приложении №1 (календарный учебный график).
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов – учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 25 мая.
Количество учебных недель или дней – программа предусматривает обучение в течение 36 недель.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
сухое, теплое, проветриваемое помещение для занятий площадью не менее 20 кв.м.;
столы, стулья;
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
Бытовые электроприборы
Компьютер, интерактивная доска
Школьная меловая доска
Дидактическое обеспечение:
литература.
Кадровые условия реализации программы:
Для реализации программы требуются педагоги: специалист по физике и специалист по ИКТ, знающие специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Формы аттестации
Сроки |
Форма отслеживания |
Объект отслеживания |
Методы |
ноябрь |
стартовая диагностика |
Диагностика знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. |
Наблюдение, беседа |
январь
|
Промежуточная аттестация
|
Диагностика сформированности знаний, умений и навыков по итогам 1 полугодия |
Беседа, |
март |
Итоговая аттестация |
Диагностика сформированности знаний, умений и навыков по итогам года |
Контрольное занятие. Защита проектов |
Методическое обеспечение
Занятия со школьниками должны проводиться в яркой, увлекательной форме и построены на принципах свободного общения, сотворчества, содружества и общего интереса к делу. Это способствует тому творческому порыву, той атмосфере радости и веселья, которые заражают детей положительными эмоциями. Для педагога занятие является строгой продуманной структурной системой
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ), согласно этому методу активизируется логическое мышление учащегося;
– наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);
– практический
– аналитический, согласно этому методу ребёнок учится сравнивать и обобщать изучаемый материал, развивается его логическое мышление;
– эмоциональный, согласно этому методу на уроке осуществляется подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений;
– метод наводящих вопросов (метод развития творческих способностей), согласно этому методу учащийся учится выполнять творческие задания на основе предложенного наглядного материала;
– метод проблемного изложения в обучении, согласно этому методу педагог обнаруживает проблему и вместе с учащимся ищет способы решения этой проблемы;
- индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому учащемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Обще-дидактические принципы:
1. Принцип связи теории с практикой в обучении реализуется в самом процессе обучения – при реализации принципа соблюдается ряд педагогических требований:
- изложение теоретического материала сохраняет систему и логику;
- при организации практической работы все теоретические сведения подчинены логике практической работы и последовательности выполнения;
- трудовые действия учащихся опираются на теоретические знания и обосновываются ими.
2. Принцип доступности положен в основу программы.
3. Принцип системности - учебный материал разбит на темы в соответствии с возрастными возможностями и способностями учащихся. Этот же принцип заложен и в постепенности усложнения заданий.
4. Принцип сознательности и активности.
5. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.
6. Принцип наглядности в обучении играет исключительно важную роль. Он выступает в качестве и метода и принципа обучения и основы методологии. Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на опыт чувственно-практического восприятия, а также на образы реальных предметов.
Воспитывающий характер обучения обеспечен неуклонным требованием дисциплины, ответственности, прилежания, организации рабочего места.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...».
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций".
5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242.
9. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
Для педагога
Барочкин, Зорин: Общая энергетика
Родионов, В. Г. Энергетика: проблемы настоящего и возможности будущего / В. Г. Родионов. – М. : ЭНАС, 2010
Для детей:
Сибикин, Ю. Д. «Технология энергосбережения»
Нидал Даль Эйвинд. «Простая электроника для детей»
http://school-580.ru/energosberezhenie/
https://publicatom.ru/rosenergo/index.php
Для родителй:
Сибикин, Ю. Д. Технология энергосбережения : учебник
Барочкин, Зорин: Общая энергетика
Приложение 1 |
||||||||
№ п/п |
дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Место проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||||
1 |
|
|
Введение |
6 |
|
|
|
|
1 |
|
|
Вводный урок |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
2 |
|
|
Понятие модели и моделирования. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
3 |
|
|
Создание модели. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
4 |
|
|
«Как сбросить яйцо, чтобы оно не разбилось?» |
3 |
|
Групповое |
Школа |
|
5 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
6 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
2 |
|
|
Энергосбережение |
12 |
|
|
|
|
7 |
|
|
Техника безопасности. Понятие энергии, мощности и ее потребления. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
8 |
|
|
Расчет потребления электроэнергии |
1 1 |
|
Групповое |
Школа |
|
9 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
10 |
|
|
Расчет стоимости воды |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
11 |
|
|
Расчет стоимости газа |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
12 |
|
|
Классы энергопотребления различных приборов |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
13 |
|
|
Способы уменьшения расходов на услуги |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
14 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
15 |
|
|
Экскурсия в ЛТК (строительство). |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
16 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
17 |
|
|
Экскурсия в ЛТК (электричество). |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
18 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
3 |
|
|
Моделирование |
12 |
|
|
|
|
19 |
|
|
Техника безопасности. Знакомство с программой Sweet Home 3D. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
20 |
|
|
Разбор интерфейса программы |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
21 |
|
|
Загрузка макета программы. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
22 |
|
|
Создание собственного макета дома с заданными характеристиками. |
3 |
|
Групповое |
Школа |
|
23 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
24 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
25 |
|
|
Создание дополнительных моделей. |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
26 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
27 |
|
|
Наполнение дома элементами интерьера. |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
28 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
29 |
|
|
Посещение кафедры информационных технологий ЛСПК. |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
30 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|
||
4 |
|
|
Практическая часть (Кейс) |
6 |
|
|
|
|
31 |
|
|
Разбор индивидуальных самостоятельных работ. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
32 |
|
|
Получение кейса. Разбор задания. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
33 |
|
|
Проектирование дома. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
34 |
|
|
Выбор электрооборудования. Расчет стоимости услуг ЖКХ. |
1 |
|
Групповое |
Школа |
|
35 |
|
|
Защита проектов. Подведение итогов. |
2 |
|
Групповое |
Школа |
|
36 |
|
|
|
Групповое |
Школа |
|