Формирование инженерного мышления в дошкольном возрасте
Казакова Екатерина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска «Детский сад №176 комбинированного вида»
Епанчинцева Светлана Сергеевна – воспитатель высшей квалификационной категории,
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска «Детский сад №445 комбинированного вида»
Аннотация: сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия.
Ключевые слова: дети, развитие, мышление, мелкая моторка, игра.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». [2, с. 113]
Значение сенсорного развития детей раннего возраста состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром, а также развивает наблюдательность, внимание, мышление, творчество и воображение. Из чего следует, что формирование сенсорных эталонов тесно связано с инженерным мышлением.
«Под инженерным мышлением понимается особый вид мышления, который формируется и проявляется уже в дошкольном возрасте.» [1, с. 29]. Основная цель такого мышления - быстро, точно и оригинально решать, как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
В раннем возрасте мы можем создать фундамент зачатков инженерного мышления.
И я хотела бы представить вашему вниманию систему формирования основ инженерного мышления, посредством развития сенсорных эталонов в младшей группе:
Совместно с логопедом нашего детского сада была создана картотека, в которой подобраны:
- самомассаж (кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние кары головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции);
-пальчиковые гимнастики (пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями).
Каждое утро у нас начинается именно с них.
В свободное время, совместно с педагогом используются игры направленные на развитие сенсорных эталонов:
-сенсорная коробочка с гречкой, сенсорная коробочка с камнями (развивает тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при манипуляциях с природным материалом);
-пальчиковые дорожки (это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность);
-графические тактильные карточки с изображением геометрических фигур, которые позволяют развивать творческое логическое инженерное мышления, посредством сенсорных эталонов;
-уголок творчества (формирование творческого потенциала детей средствами традиционных и нетрадиционных техник изобразительного искусства, развитие мелкой моторики и воображения);
-бизиборд (совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка).
Игры на развитие творческого и инженерного мышления:
1. Мозаики:
-«Ромашка»;
-геометрическая мозаика;
-квадратная;
-«Цветочки».
Мозаика развивает интерес, творчество, чувство ритма, логику и инженерное мышление, а также обеспечивает обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.
2. Магнитная игра с геометрическими фигурами, которая способствует развитию представлений о форме, ориентации в пространстве и развитию воображения.
3. Сюжетно-ролевая игра с предметами заместителями (развивает воображения).
4. Игра с крышками (помогает обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый).
Существуют различные методы, приемы и формы сенсорного воспитания. Формы, используемые при работе с родителями:
- Буклеты:
- «Роль мозаики для развития детей»;
- «Картотека игр по развитию мелкой моторики»;
- «Игрушки заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников».
- Информационные листы:
- памятка для родителей по организации игровой деятельности дошкольников в семье»;
- «Игрушка в жизни ребенка».
- Книга Е. И. Чернова Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги (Упражнения на развитие мелкой моторики)».
Также с родителями было проведено 2 родительских собрания:
- Тема: «Игра – это серьезно».
- Нетрадиционное родительское собрание «Что нужно знать о сенсорном воспитании детей 3-4 лет».
Показать результативность проводимой работы, я хотела бы на примере квадратной мозаики. В начале учебного года мы знакомились с игрой. Изучали ее форму, цвета. Каким образом из нее можно что-то строить.
Сначала мы выстраивали сначала короткие линии, затем длинные.
Потом дети поняли, что можно делать более сложные фигуры (квадрат, цветок).
И после того, как дети усвоили технику создания не сложных фигур, они начали придумывать свои модели.
В начале учебного года, мы знакомимся с играми. Из мозаики про страиваем элементарные линии, затем происходило усложнение.
На данный момент, 30% детей, играя с мозаикой или конструктором проявляют творческое и креативное мышление. Помимо основных фигур они придумывают что-то новое и пытаются реализовать свою задумку.
60% детей проявляют интерес, но просят помощи педагога.
10% детей не проявляют интерес.
Данная статистика основана на наблюдении за деятельностью детей.
В эту группу входят дети, которые регулярно посещают детский сад. К концу года планируется увеличить положительные результаты.
Список литературы
- Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967. – 174с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа,1974. – 288с.