Памятка « Мнемотехнические приемы в математике»
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций Важнейшие принципы мнемотехники:в основе развитой памяти лежат два основных фактора- воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация-это мысленная связь между двумя образами.
Примеры мнемотехнических приемов:
-Рифмование: «Биссектриса-это крыса, бегающая по углам, и делящая их пополам. Высота- красота,глянь-кругом, под прямым углом. Медиана-это дама, подходя к сторонам, делит их пополам»
-При применении распределительного свойства умножения можно использовать ассоциацию «Вежливое правило»: гость, заходя в комнату, здоровается с каждым человеком, находящимся в ней. Роль «гостя» выполняет множитель, стоящий перед скобками, а «люди в комнате» – это слагаемые в скобках.
-При сложении чисел с разными знаками можно использовать древний прием: «+» это «прибыль», «-» -это «долг».
- При перемножении или делении чисел с разными знаками: «+»-друг, «- »-враг. «Друг моего врага- мне враг - +=-; и т.д.»
-При решении уравнений учащиеся имеют проблемы со знаками при переносе слагаемых.Проговариваем правило так: Знак равенства- это граница. Переехал за границу- меняй паспорт.
- При построении точки на координатной плоскости ,следует придерживаться такого правила: первоначально заходим в подъезд ,а затем поднимаемся по лестнице (х; у)
-«квадрат суммы и квадрат разности- семьи, вышли на прогулку (раскрыли скобки)- между «мамой « и «папой» -два ребенка (а+в)2=а2+2ав+в»
Примеры мнемотехнических приемов из опыта работы педагога:
-При применении формул сокращенного умножения: «разность квадратов-две болтающие подружки, они то ссорятся( между ними знак минус), то мирятся ( скобка со знаком плюс) а2-в2=(а-в)(а+в)», -Для применения свойств корня: Знак радикала- это «замОк». Его степень- «ключик».2=()2=а (ключиком открыли замочек, не важно снаружи или изнутри, и вышли)Что бы внести число под знак корня, надо дать ему «ключик», т.е. возвести в соответствующую степень. Это применимо к любой степени радикала. = =- «живут под одной крышей но могут быть в разных комнатах»
- В формулах приведения рассказывается мистическая история: «Графиня-функция превратилась в приведение. Задаем первый вопрос «Изменила ли она свой облик?»(Надо ли менять функцию на кофункцию?) Если угол прилежит к вертикальному диаметру (90° , 270 и т.д ) то будем кивать вдоль вертикальной оси и отвечаем «да», а если угол прилежит к горизонтальному диаметру(1800,3600), то поворачиваем голову слева направо и отвечаем «нет». Вторая часть правила требует определить знак первоначальной функции от сложного аргумента. Говорим, что графиня оставила на память свой знак и ищем его в той местности (четверти), где она жила.
-При запоминании соотношений в прямоугольном треугольнике обращаем внимание на звучание: «там, где синус и косинус- там и гипотенуза, (звучит звонко)», «там, где тангенс и котангенс- там только катеты, (звучит глухо)»
-при построении графиков синуса и косинуса, запоминаем, как они ведут себя в начале координат. КОсинус-«злой кОт»-выгибает спину вверх, т.е. проходит через точку (0;1). А Синус- «добрая киСа»-прогибает спинку и проходит через точку (0;0)
-при установлении связи между функцией и ее производной, можно отождествить их с подругами, которые эмоционально переживают друг за друга. Если у производной «отрицательное поведение», то функция «расстраивается, ее настроение убывает». И ,наоборот, при «положительном поведении» производной, настроение функции «возрастает». А вот к «перепадам настроения»функции ( точки экстремума), производная равнодушна (равна нулю).
.
.