Статья «Приёмы рефлексии на уроках математики в 5 классе»
Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе.
Повысить уровень мотивации учебной деятельности, уровень качественности обучения, побудить ученика осознанно добывать знания и совершенствовать общеучебные умения и навыки, превратить ребенка из объекта в субъект обучения – наиболее актуальные задачи современного учителя, с применением технологий формирования рефлексивных умений школьников[3, с.5].
Цель педагогов – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя.
Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень неуверенности, страха, заинтересованности и т.д.),отношение к изучаемому материалу [1, с.2].
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio –обращение назад. Но мне ближе следующее толкование рефлексии – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Я считаю ,что во время рефлексии с ребенком происходят более «глубокие» процессы в сознании и духовном мире ребенка. С помощью рефлексии ребенок не просто может освоить тему, «вызубрить» правило, отработать универсальные учебные действия, но и более глубоко задуматься над темой, над своей работой на уроке, но и вообще над своими успехами в учебной деятельности (т.е.размышляя над своими математическими знаниями, размышляя над своей работой на уроке, над своими успехами и неудачами и начинает менять свое отношение к обучению в школе, меняет методы, которые использует для достижения своих целей).
На своих уроках, я пока чаще всего использую два вида рефлексии: рефлексия эмоционального состояния настроения и рефлексия деятельности на уроке, и ввожу элементы рефлексии содержания учебного материала.
С наибольшей радостью, и даже восторгом, ученики в 5-х классах реагируют эмоционального состояния и настроения, здесь не остаются равнодушными даже те учащиеся, которые не очень успешны в своей учебной деятельности по математике. Все потому что, во время использования рефлексии учитель и ученик как бы меняются ролями, и уже не только учитель оценивает учеников, но и есть возможность у учеников оценить работу учителя ,им это доставляет удовольствие. В то же время и учитель по результатам рефлексии может сделать вывод насколько успешно он выбрал методы обучения на своем уроке, на сколько комфортную обстановку создает на уроке.
Самым легким в исполнении и не требующей особой подготовки является прием рефлексии «Светофор», когда учащимся перед началом урока раз цветные карточки в виде кружков зеленых ,красных, желтых цветов и по окончанию урока каждый учащийся должен поднять только одну карточку( зеленая – на уроке все было понятно, справился без труда со всеми заданиями, желтая – все было понятно, но столкнулся с небольшими затруднениями, красная – многое было не понятно, было трудно выполнить задания). После того, как учащиеся подняли карточки, становится ясна картина, учащиеся начинают высказываться, происходит рефлексия деятельности на уроке. Прием рефлексии «Солнышко» - на доске прикреплен круг от солнышка, учащимся раздаются лучики желтого и голубого цветов. По окончанию урока лучики нужно прикрепить к солнышку с помощью магнитов: желтого цвета –мне очень понравилось занятие, получил много интересной и полезной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Я считаю, что в 5-7 классах данные, в более старших классах приемы нужно немного менять. Прием рефлексии «Одним» словом тоже имеет большой успех в работе учащихся, ребята с удовольствием выбирают 3 слова, например, из 12,которые наиболее точно передают их состояние на уроке, из результатов данного вида рефлексии я могу сделать большой вывод из проведенного мною урока и работы в целом.
Следующий вид рефлексии, который использую на уроке – рефлексия деятельности на уроке. Наиболее часто использую следующие приемы «Лестница успеха», прием рефлексии «Выбор» (учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке. И очень прием – «Методика незаконченного предложения» (использую устно). Пока «незаконченные предложения», напечатанные на листе ,я прикрепляю на доске, чтобы служил как бы подсказкой для учеников, потому что нужно время, чтобы отработать любую методику, а как известно приемы рефлексии стали обязательной частью урока в среднем звене с недавнего времени, с введением ФГОС. Очень нравится прием рефлексии «Оцени себя на уроке», учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3-м направлениям: «Урок», «Я на уроке», «Итог».
Опыт самоконтроля учащегося является интегративным системным качеством, которое складывается из накопленных знаний, сформированных умений, развитых навыков самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Он может рассматриваться в системе универсальных ценностных: характеристик духовного мира человека, которые в той или иной мере обеспечивают самоорганизацию и саморазвитие личности [2, с.10].
Литература
Монахов, С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы / С.Монахов // Учитель. – 2003.-№5. – С. 4-6.
Ситникова В.Н. и др. «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» / сборник «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» ТОИКПРО, Томск 2010 г.