Материал на проверке

Мнемотехника на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы

2
0
Материал опубликован Вчера в 18:57

     Мнемотехника на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы Мнемоте́хника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования предложенных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники, способствует развитию у учащегося речевых способностей, обогащению словарного запаса, внимания, а так же делает процесс обучения чтению не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Структура мнемотехники включает следующие элементы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. В своей работе использую опорное моделирование, что помогает не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним. Например, в сказке "Колобок" можно использовать цветные геометрические фигуры. На этапе словарной работы, при описании героев сказки, сопровождаю повествование условными мнемоквадратами.

Жёлтый круг - колобок

Коричневый прямоугольник - медведь

Оранжевый треугольник - лиса

Круг и треугольник - баба

Круг и прямоугольник - дед

овала и круг - заяц

Серый треугольника – волк

     Задания с предложенными символами могут быть различного варианта сложности.

     На этапе подготовки к пересказу, при помощи учащихся с использованием мнемоквадратов составляем предложения - мнемодорожки.

bae6aa1efb1c35d296bd43e02c64b1895eead056.JPG

     Выложенные мнемодорожки образуют мнемотаблицу – полное графическое содержание сказки.

2b1e095da6dbfb76bf987d3efe78a7c7515e2cc3.JPG

     В русской народной сказке «Кот, петух и лиса», можно использовать буквы-зверушки.

81a2cf65eced4136ec7ce4bf110a8cd89876c4b1.JPG

     В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по опорным таблицам. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.

     Рассмотрим алгоритм работы над заучиванием стихотворения с использованием мнемотаблицы на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна недаром злится…»:

     Прочитайте учащимся стихотворение.

- Обсудите с ними содержание: о чём говорится в стихотворении, какое время года описывается, где происходит событие и т.д.

- Объясните незнакомые слова, встречающиеся в тексте: «засуетилось» - пришло в движение

«нудит» - вынуждает, заставляет

«трезвон» - церковный звон во все колокола

«хлопочет» - занимается чем-то очень усердно

«пуще» - ещё больше, сильнее

«взбесилась» - очень сильно разозлилась «пустить» (запустить) – бросить в кого-либо, во что-либо

«наперекор» - вопреки

- Внимательно вместе рассмотрите все картинки в таблице к данному стихотворению:

bfa6038d59e1438ec03fb1b4e341f4ca41fb6c40.JPG

- Прочтите стихотворение, обращаясь к картинкам - подсказкам, то есть читайте строку и показывайте детям соответствующую картинку.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, предложите учащимся вам помочь: вы читаете стихотворение построчно, а дети показывают картинку.

- Поменяйтесь с детьми ролями: теперь пусть они рассказывают, а вы помогайте им, указывая на картинки - подсказки.

     Не рекомендуется заучивать стихи хором с детьми, так как при этом искажается или пропадает смысл стихотворения, страдает произношение. Шаблон в развитии речи недопустим - механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.

     Не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.

     Регулярное использование данной техники помогает ребёнку обогатить свой словарный запас, с лёгкостью пересказать литературное произведение иоблегчает заучивание стихов.

     Список используемой литературы:

1. О.А.Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» 1998

2. Е. В. Дрогачёва «Мнемотехника, или простой и эффективный способ запоминать стихи с помощью картинок», Издательский Дом «Литера» 2014 

3. Интернет ресурсы: nsportal.ru›nachalnaya-shkola/raznoe/2022/11/15/…



Комментарии
Комментариев пока нет.