Мнемотехника на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы
Мнемотехника на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы Мнемоте́хника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования предложенных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники, способствует развитию у учащегося речевых способностей, обогащению словарного запаса, внимания, а так же делает процесс обучения чтению не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Структура мнемотехники включает следующие элементы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. В своей работе использую опорное моделирование, что помогает не только наглядно представить какой-либо объект, но и видоизменить его, экспериментировать с ним. Например, в сказке "Колобок" можно использовать цветные геометрические фигуры. На этапе словарной работы, при описании героев сказки, сопровождаю повествование условными мнемоквадратами.
Жёлтый круг - колобок
Коричневый прямоугольник - медведь
Оранжевый треугольник - лиса
Круг и треугольник - баба
Круг и прямоугольник - дед
овала и круг - заяц
Серый треугольника – волк
Задания с предложенными символами могут быть различного варианта сложности.
На этапе подготовки к пересказу, при помощи учащихся с использованием мнемоквадратов составляем предложения - мнемодорожки.
Выложенные мнемодорожки образуют мнемотаблицу – полное графическое содержание сказки.
В русской народной сказке «Кот, петух и лиса», можно использовать буквы-зверушки.
В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по опорным таблицам. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.
Рассмотрим алгоритм работы над заучиванием стихотворения с использованием мнемотаблицы на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна недаром злится…»:
Прочитайте учащимся стихотворение.
- Обсудите с ними содержание: о чём говорится в стихотворении, какое время года описывается, где происходит событие и т.д.
- Объясните незнакомые слова, встречающиеся в тексте: «засуетилось» - пришло в движение
«нудит» - вынуждает, заставляет
«трезвон» - церковный звон во все колокола
«хлопочет» - занимается чем-то очень усердно
«пуще» - ещё больше, сильнее
«взбесилась» - очень сильно разозлилась «пустить» (запустить) – бросить в кого-либо, во что-либо
«наперекор» - вопреки
- Внимательно вместе рассмотрите все картинки в таблице к данному стихотворению:
- Прочтите стихотворение, обращаясь к картинкам - подсказкам, то есть читайте строку и показывайте детям соответствующую картинку.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, предложите учащимся вам помочь: вы читаете стихотворение построчно, а дети показывают картинку.
- Поменяйтесь с детьми ролями: теперь пусть они рассказывают, а вы помогайте им, указывая на картинки - подсказки.
Не рекомендуется заучивать стихи хором с детьми, так как при этом искажается или пропадает смысл стихотворения, страдает произношение. Шаблон в развитии речи недопустим - механическое заучивание речевых штампов может принести только вред.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.
Регулярное использование данной техники помогает ребёнку обогатить свой словарный запас, с лёгкостью пересказать литературное произведение иоблегчает заучивание стихов.
Список используемой литературы:
1. О.А.Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» 1998
2. Е. В. Дрогачёва «Мнемотехника, или простой и эффективный способ запоминать стихи с помощью картинок», Издательский Дом «Литера» 2014
3. Интернет ресурсы: nsportal.ru›nachalnaya-shkola/raznoe/2022/11/15/…