Методическая разработка «Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода»
Пояснительная записка к презентации
Слайд 1
Тема. Анализ урока в начальных классах коррекционной школы с позиции системно-деятельностного подхода.
Новые веяния в образовании коснулись и коррекционных школ. В связи с официальным введением ФГОС с 2016г, где системно-деятельностный подход в обучении является приоритетным и обязательным, то перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами универсальных учебных действий.
Слайд 2
Системно – деятельностный подход состоит из двух понятий, системный и деятельностный.
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Слайд 3
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Слайд 4
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
При проведении открытых уроков в 2015 – 2016 уч. году с использованием системно-деятельностного подхода, мы столкнулись с проблемой, которую попытались решить и представить вам на обозрение- это анализ урока с позиции системно-деятельностного подхода. Мы нашли разные виды примерных анализов урока, но все они предназначены для массовых школ. Пробовали оценить результаты своей деятельности, но как правило получалось, что в старших классах результат педагогической деятельности был выше, чем у педагогов младших классов. При обсуждении методического дня, приняли решение: разработать бланки для анализов уроков по звеньям (у нас 2 звена) и для воспитательной деятельности. Меня назначили ответственной за разработку анализа урока в начальной школе. Результаты представляю вашему вниманию.
Карта анализа урока в начальной (коррекционной) школе с позиции системно-деятельностного подхода (СДП)
Класс _____ ФИО учителя ___________________________________________
Цель посещения _____________________________________________________
Название урока ______________________________________________________
Тема урока __________________________________________________________
Дата посещения ______________________________________________________
Карта анализа урока располагается в таблице, которая содержит колонки с названиями… и примеры буду приводить с открытого урока по теме Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу кошка приносит человеку, как человек о ней заботится.
№ п/п |
параметры |
критерии |
Нали-чие критериев |
оценка |
примечание |
|
1 |
мотивация |
1.Доброжелательность, 2.заинтересованность учебным материалом, 3.интересные формы, 4.нестандартный урок |
1. 2. 3. 4. |
2. |
1эмоциональность 2. было ли интересно? 3. смешанные на письме танцуем, на матем. –стихи и т.д. 4.это нетрадиционная (неустановленная структура: урок-игра, соревнование, аукцион, интегрированный, бинарный – проводят 2 учителя) |
|
2 |
целеполагание |
1.Цель определяется учителем. 2.Цель урока согласуется в обсуждении с учениками. 3.Цель урока обучающиеся формулируют частично самостоятельно |
1. 2. 3. |
Пример из конспекта Для чего нужны кошки? |
В зависимости от класса выставляется оценка, а так же с учётом точности и чёткости её постановки |
|
3 |
Характер учебных заданий |
1.Репродуктивный (выполнение по образцу); 2.Репродуктивный с включением самостоятельной работы; 3. Поисковый, творческий (с элементами творчества) |
1. 2. 3. |
Пример? Определить окрас Как гладить кошку Пример? |
||
4 |
Управление познавательной деятельностью школьника и характеристика деятельности обучающегося на уроке |
Ученик: 1.принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; 2.принимает цели и задачи, поставленные учителем; 3. использует предложенный алгоритм действий; 4. использует предложенные ресурсы; 5. умеет частично формулировать проблему; 6. пытается решить проблему самостоятельно; 7.умеет планировать работу с помощью педагога; 8. частично осуществляет контроль своих действий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Оценка выставляется в зависимости от класса 1-4, от контингента обучающихся и от правильного управления педагога познавательной деятельностью обучающихся |
||
5 |
Формы освоения урока |
1. самостоятельная; 2. работа в парах; 3. работа в группах; 4. индивидуальная; 5. фронтальная |
1. 2. 3. 4. 5. |
Необходимо разнообразие |
||
6 |
Методы, используемые на уроке |
1. проблемное изложение (учитель знакомит с процессом поиска решения той или иной проблемы); 2. репродуктивный (выполнение по образцу или неоднократное воспроизведение сообщённых знаний и способов деятельности); 3. эвристический (учитель организует участие учеников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы); 4. объяснительно-иллюстративный; |
1. 2. 3. 4. |
Выбрать продукты, которыми бы накормили кошку Для чего нужны кошки (лекарь, хорошее настроение, артисты, синоптики) |
3. это методика обучения на открытии или догадке (поисковый метод) |
|
7 |
Применение инновационных технологий (эффективность применения) |
1. ИКТ; 2. проектная деятельность (элементы); 3. элементы проблемно-диалогический урок |
1. 2. 3. |
В коррекц. Шк. Не используется По мере возможности |
||
8 |
Коммуникация учащихся |
1. соблюдает речевые нормы; 2. учатся работать в парах и группах; 3. умеют договариваться между собой; 4. избегают конфликтных ситуаций; 5. задают вопросы на понимание; |
1. 2. 3. 4. 5. |
|||
9 |
Формирование БУД |
1. во время объяснения нового материала активность принадлежит педагогу; 2. объяснение нового материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы; 3. сочетание объяснения учителя с высказываниями обучающихся (из жизненного опыта); |
1. 2. 3. |
|||
10 |
Организация обратной связи на уроке |
1. учитель спрашивает – ученик отвечает; 2. учитель ставит проблему – учащиеся выбирают способы и формы обратной связи; 3. совместное моделирование ситуаций (обсуждение оценок); |
1. 2. 3. |
повадки принесли котёнка домой |
||
11 |
Система оценивания достижений обучающихся |
1. самооценка обучающихся на основе словесной характеристики; 2. включение обучающихся в обсуждение ответа; 3. заявка на оценку с указанием своих причин; |
1. 2. 3. |
|||
12 |
Рефлексия Слайд 5-17 |
1. обучающиеся высказываются по поводу урока; 2. обучающиеся оценивают результат работы; |
1. 2. |
|||
13 |
Результативность урока |
1. результаты урока совпадают с целью урока; |
1. |
|||
14 |
Домашнее задание |
1. задания подобные классным; 2. объём заданий не более 25% от классной работы; 3. задания дифференцированного характера; |
1. 2. 3. |
В 1 классе не задаются |
Выводы: _________Отличный урок, системно-деят. Подход прослеживается на протяжении всего урока и т.д.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:__Опубликовать на сайте, провести для молодых педагогов, - если урок хороший, если есть недочёты, то посетить чьи-то уроки ит.д._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись лица, посетившего урок _____________________________________________________
С выводами и рекомендациями ознакомлена _________________ _________________________
Слайд 5
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя, собственных поступков и прошедших событий.
Слайд 6
Делится на виды:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 7, 8, 9
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Рефлексия деятельности
Слайд 17
Рефлексия содержания учебного материала
- мы проведём рефлексию нашего общения игра «Микрофон». Прошу высказать своё мнение по моему выступлению. (Понравилось? Новое узнали? Было интересно? Настроение хорошее? Дополните: - я поняла, что…, - меня удивило…, - я смогу…)
Слайд 18 “Великая цель образования - это не знания, а действия (Герберт Спенсер)