Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы на тему «М. Смирнова "Таня-неумелочка"»
Урок чтения в 1 классе
Тема урока: М. Смирнова «Таня-неумелочка»
Цель урока: знакомство со стихотворением М. Смирновой «Таня-неумелочка»; работа над содержанием стихотворения и пониманием прочитанного.
Задачи:
Образовательные –
познакомить со стихотворением М. Смирновой «Таня-неумелочка», понять его содержание и основную мысль;
тренировать в плавном послоговом чтении слов с переходом в чтение целыми словами;
учить выразительно читать стихотворение.
Воспитательные –
воспитывать правильное отношение к самостоятельности, чувство ответственности;
формировать нравственные качества (старание, трудолюбие);
донести до детей чувства и эмоциональное настроение выраженное в стихотворении.
Коррекционно – развивающие –
коррегировать и развивать связную устную речь путём составления ответов на вопросы, самостоятельно составленных предложений;
развивать внимание и память посредством упражнений на основе анализа и синтеза;
развивать навык выразительного чтения стихов.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа.
Методы урока: словесные, наглядные (иллюстрация), практические.
ЗУН: должны научиться выразительно читать стихотворение.
Формы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос.
Наглядные пособия: разрезная азбука, сюжетные картинки для фронтальной работы, карточки для развития зрительного анализа.
Оборудование: книга для дополнительного чтения «Спутник букваря» Л.К. Назарова, карточки, предметы для дидактических игр.
Речевая коррекция: наращивание словарного запаса детей, исправление неточностей речи, полные выразительные ответы.
План урока
1. |
Организационный момент |
2. |
Речевая разминка |
3. |
Проверка домашнего задания |
4. |
Физкультминутка |
5. |
Сообщение темы урока |
6. |
Работа над новым материалом |
7. |
Гимнастика для глаз |
8. |
Продолжение изучения нового материала |
9. |
Словарная работа |
10. |
Дыхательная гимнастика |
11 |
Первичное чтение с заданием |
12 |
Повторное чтение стихотворения с разбором содержания. |
13 |
Физкультминутка |
14 |
Закрепление. Работа над выразительным чтением |
15 |
Рефлексия. Итог урока |
Ход урока:
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Организационный момент |
- Прозвенел и стих звонок, Начинается урок. - Доброе утро дети. Сегодня урок чтения у вас проведу я. Зовут меня Светлана Ивановна. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Сядьте, пожалуйста, девочки. - Сядьте, пожалуйста мальчики. |
Готовятся к уроку, аккуратно складывают учебные принадлежности |
2 |
Речевая разминка |
- Начнём урок с речевой разминки. Читаем чётко, правильно, хором. Ма-ма-ма – я сама. Мо-мо-мо – лук помой. Ом-ом-ом – строим дом. Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Му-му-му – в руки мишку я возьму. Ма-ма-ма – всё я делаю сама. - Чётко произносим чистоговорку: Маленькая болтунья Молоко болтала-болтала, Не выболтала. |
Хором проговаривают чистоговорки. Скороговорку сначала тихо, потом с нарастающим темпом. Индивидуально для учащихся с нарушением произношения. |
3 |
Проверка домашнего задания |
- На доске иллюстрации. Посмотрите внимательно на них. Откройте учебник на странице, где вы дома читали стихи. Прочитайте выразительно и подберите к нему рисунок. |
Выразительное чтение стихов, подбор иллюстраций. |
4 |
Физкультминутка |
Топай мишка, хлопай мишка, Веселись со мной братишка. Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись. |
Дети выполняют движения для снятия мышечного напряжения. |
5 |
Сообщение темы урока |
Сегодня мы прочитаем небольшой рассказ, познакомимся со стихотворением, будем учиться его выразительно читать. |
|
6 |
Работа над новым материалом |
а) Словарная работа - Прочитаем слова на с. 33, по столбикам. - Читаем по строчке. - Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. (работа с именами Саша и Шурик) б) Первичное чтение с заданием - Сейчас мы будем читать текст, а вы подумайте, девочку или мальчика зовут Саша? в) – Как определить границы предложений? – Посчитайте, сколько в тексте предложений? (5) - Какой знак препинания стоит в конце последнего предложения? |
Читают слова по слогам, целыми словами. Находят имена, вспоминают правило о написании имён собственных. Чтение предложений из текста на с.33 по цепочке. Отвечают на вопросы. |
7 |
Гимнастика для глаз |
Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз. |
Выполняют гимнастику для глаз. |
г) Вопросы по содержанию с выборочным чтением. - Куда ушла мама? - Кому Лариса помогла надеть ботинки? - Кто хочет одеться самостоятельно? - Как вы думаете, Саша ходит в детский сад или в школу? - Можем ли мы сказать, что Саша старательная девочка? Почему? д) Игра с мячом «И я тоже…». |
Находят в тексте предложения и читают их. Играют с учителем в игру «И я тоже…» (выясняем, что дети умеют делать самостоятельно) |
||
8 |
Продолжение изучения нового материала |
- Мы познакомимся сегодня ещё со стихотворением. а) Смысловая догадка. -Прочитайте заголовок стихотворения и подумайте, о чём пойдёт в нём речь? - Кто автор стихотворения? |
Дети читают заголовок и высказывают свои варианты, осуществляют смысловую догадку. |
9 |
Словарная работа |
девочка чулочки сапожки ножки делать старанья такая какая |
Чтение трудных слов хором на карточках, по слогам и целыми словами. Объяснение лексического значения слов. |
10 |
Дыхательная гимнастика |
Упражнение «Потягушечки» Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз. |
Выполняют дыхательные упражнения. Способствуют развитию речевого дыхания. |
б) Первичное чтение с заданием. - Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. Подумайте, почему Таню так назвали – неумелочка? - Поднимите руку, кто догадался, почему так зовут девочку? в) Первичное понимание прочитанного. - Как вы думаете, автор защищает Таню, или считает, что она ведёт себя плохо? г) Жужжащее чтение. Чтение по цепочке д) Выборочное чтение по заданию учителя. - Что надевают на ножки девочке? - Почему у неё многое не получается? |
Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Читают стихотворение хором вслух. Отвечают на вопросы. |
||
11 |
Физкультминутка |
«Полотёр» |
Выполняют упражнения. |
12 |
Закрепление. Работа над выразительным чтением |
- Сейчас я вам ещё раз буду читать стихотворение, а вы постарайтесь запомнить, с каким чувством я его читаю. а) Сопряжённое чтение стихотворения. б) Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. в) «Развесь фонарики» г) Выразительное чтение стихотворения по желанию. |
Слушают учителя. Начинаем читать вместе, учитель замолкает, а дети продолжают читать хором. Дорисовывают в начале предложения разноцветные фонарики. |
13 |
Рефлексия. Итог урока. |
а) - Какое стихотворение мы с вами читали на уроке? - Кто написал его? - Как вы думаете, нужно уметь самим одеваться, причёсываться, прибирать свои вещи? - Какое задание тебе показалось самым интересным? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Если вам понравилось работать на уроке – поднимите руки вверх, а если нет, опустите вниз. б) Выставление оценок. в) Объяснение д/з. |
Ответы на вопросы. Самооценка своей работы на уроке. |
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Му-му-му – в руки мишку я возьму.
Ма-ма-ма – всё я делаю сама.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Му-му-му – в руки мишку я возьму.
Ма-ма-ма – всё я делаю сама.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Му-му-му – в руки мишку я возьму.
Ма-ма-ма – всё я делаю сама.
Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
девочка чулочки сапожки такая
ножки делать старанья какая
девочка чулочки сапожки такая
ножки делать старанья какая
девочка чулочки сапожки такая
ножки делать старанья какая
Таня-неумелочка.
Есть такая девочка -
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Таня–неумелочка.
М. Смирнова.
Таня-неумелочка.
Есть такая девочка -
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Таня–неумелочка.
М. Смирнова.
Таня-неумелочка.
Есть такая девочка -
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Всё могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка –
Таня–неумелочка.
М. Смирнова.