Мастер-класс
«Мнемотехника на уроках немецкого языка»
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю Вам свой мастер-класс, который называется «Мнемотехника на уроках немецкого языка»
Свой мастер-класс я хочу начать с небольшого эксперимента, который позволит Вам проверить Вашу память.
Я сейчас прочитаю загадку, послушать и постараться запомнить.
Die Sonne lacht,
der Wald wird grun,
der Vogel singt,
die Blumen bluhen.
Солнце смеётся,
Лес зеленый,
Птица поет,
Цветы цветут.
Теперь попробуйте по памяти написать эту загадку.
Удалось ли запомнить с первого раза?
Вот и мне как учителю часто от родителей приходится слышать такие слова – «Ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках, переставляет слова местами». Но при этом родители говорят, что рекламу ребенок запоминает отлично.
В чем же дело?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка.
Что же делать? Как помочь детям запоминать стихи, рассказы?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Слад 2
Для развития памяти очень важна наблюдательность. И в этом очень эффективно помогает особенный прием запоминания - мнемотехника.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Слайд 3
Актуальность темы вижу…..
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
А для того, чтобы выучить загадку, стихотворение удобно использовать специальную мнемотаблицу.
Слайд 4
Мнемотаблица-……
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Слайд5
Работаем по алгоритму
Алгоритм составления мнемотаблиц следующий.
1. «Нарисовать» стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой
таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.
2. К каждому слову, фразе или строчке необходимо придумать простой рисунок-символ, рисунок-ассоциацию, рисунок – схему и изобразить ее в соответствующей ячейке таблицы.
3. Рассмотреть таблицы вместе с ребенком и разобрать то, что на ней изображено. Если в стихотворении встречаются новые или непонятные для ребёнка слова, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.
4. После перекодирования осуществляется составление стихотворения, рассказа с опорой на картинки, символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Давайте еще раз вернемся к загадке , которую мы пытались запомнить в начале нашей встречи. Эта загадка предлагается детям для заучивания наизусть в 3 классе по теме Весна.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«Die Sonne lacht». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (cолнце смеется или солнце и улыбку). Правильно.
Следующая строчка – «der Wald wird grun». Рисуем …. И т.д.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова различных текстов. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Попробуем воспроизвести.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
На начальном этапе учитель предлагает готовый план , а далее дети создают свои схемы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Я познакомила вас с приемом мнемотехники
- Использовали ли Вы ранее этот прием со своими учениками?
- Будет ли полезен данный прием для занятий с вашими детьми?
Хотелось бы отметить, что детям нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве опорного конспекта.А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
- Как вы думаете, этот прием может пригодиться ребенку в дальнейшем?
Их можно использовать при составлении описательных текстов и рассказов, зашифровывать загадки, пословицы и многое другое. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.
Я думаю, что такой приём запоминания, как мнемотехника может пригодиться и понравится не только детям, но и нам. Это очень интересно и увлекательно!
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Благодарю Вас за работу!