Многофункциональное магнитное настенное пособие «По сказочным дорожкам»
Многофункциональное настенное магнитное пособие «По сказочным дорожкам»
Сухомлинский Василий Александрович:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…
Основание пособия сделано из металлической пластины размером 200см Х40см, толщиной 1,5 мм, покрытой самоклеющейся бумагой с изображением сказочной лесной тропинки. К стене оно плотно прикреплено болтами. В состав пособия также входят картинки, наклеенные на плотный пластик, к которому приклеены магниты.
Пособие выполнено в соответствии с принципами:
доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;
здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;
природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;
трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
Актуальность данного пособия
Отличительной особенностью детей с ОВЗ являются неустойчивое внимание, низкая мотивация и работоспособность. Безусловной особенностью всех детей является любовь к сказкам, которая и подтолкнула меня к созданию данного пособия, позволяющего обыграть артикуляционную гимнастику с помощь сказки. Когда я мысленно создавала данное пособие, я думала лишь об одном, как сделать его таким, чтобы дети с удовольствием выполняли артикуляционную гимнастику, чтобы сказки о Язычке вызывали бурю положительных эмоций у детей и желание стать авторами своих интересных, необычных сказочных историй, активными участниками сказочного путешествия язычка. Данное пособие помогло мне избежать монотонности и однообразия в процессе выполнения артикуляционной гимнастики с детьми. На выходе получилось многофункциональное магнитное пособие, которое гармонично вписалось в центре коррекции звукопроизношения в моём логопедическом кабинете.
Цель пособия: повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Многофункциональность его заключается в том, что оно помогает решать множество задач:
-
эффективно проводить артикуляционную гимнастику;
-
обогащать словарь;
-
развивать связную речь;
развивать лексико-грамматические средства языка;
-
развивать фонематическое восприятие;
-
развивать память, внимание, мышление, воображение,
-
совершенствовать мелкую моторику рук;
-
развивать и совершенствовать способность ориентироваться в пространстве;
-
развивать у детей творчество, самостоятельность, инициативность, умение работать в паре, группе.
-
Это пособие можно использовать в работе с детьми от четырёх до восьми лет, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Магнитное настенное пособия ««По сказочным дорожкам» может эффективно использоваться в работе учителями-логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями, и родителями.
Пособие выполнено в соответствии с принципами:
доступности: обеспечивает свободный доступ воспитанников к пособию;
здоровьесбережения: наглядное пособие выполнено в соответствии с требованиями СанПин;
природосообразности: учёта возрастных особенностей детей;
трансформируемости : возможности изменения наглядного материала в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
эстетичности: пособие эстетически оформлено, выполнено из современных красочных материалов.
Данное пособие может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, в совместной деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать в качестве диагностического пособия для обследования речи, познавательных процессов.
Мной использовались сюжеты сказочных историй, картинный материал следующих авторов:
-
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
-
Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
-
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
-
Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
-
Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
-
Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
1. Игра «Живое-неживое» (Распредели картинки на две группы.);
2. Игра «Четвертый лишний» (Посмотри внимательно на картинки, назови их. Найди лишнюю картинку, объясни, почему она лишняя. (Пример: бегемот, медведь, кот, слон-лишний кот, так как он домашнее животное).
3. Употребление предлогов: на, в, по, из, с, под, у, около, через и др.( Дети отвечают на вопросы: на чём сидит бегемот или где сидит бегемот, язычок, дятел, белка? Где находится слон, по чему скачет лошадка, ползёт змея, через чего переходит кот, где стоит лопата, чашка , по чему плывёт лодка и т.д.?
4. Игра «Мой, моя, мои, моё» (Назовите предметы, изображённые на картинках про которые можно сказать мой и т.д.).
5.Игра «Расположи животных, изображённых на картинках по росту».
6. Игра «Найди, кто находится между белкой и котом, слева от бегемота, справа от медведя?» и т.д.
7. Игра «Назови одним словом» ( бегемот, медведь, слон, белка –звери).
8. Игра «Подбери картинку на заданный звук или назови первый звук в слове, изображённом на данной картинке».
9. Игра «Чей малыш?» (у белки-бельчонок, у медведя-медвежонок и т.д.).
10. Игра «Один-много» (Один слон- много…, )
11. Игра «Что бывает…?» (Что бывает деревянным, вкусным, стеклянным, голубым, зелёным?)
12. Игра «Запомни и назови» (На магнитное основание выставляются картинки. Начинать рекомендуется с 3-5 картинок, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей).
13. Игра «Что изменилось? Чего или кого не стало? ( С магнитного основания убираются 1-5 картинок (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Примерные ответы детей: не стало медведя и бегемота.
14. Игра «Найди лишнюю картинку» (Лишний кот, в названии этой картинки нет звука Л). В этой игре можно автоматизировать звук Л в словах.
15.Игра «Чего не бывает?» (лодка не может плыть по тропинке).
16.Игра «Составь предложение с данными картинками».
17. Составление рассказа по картинке.
Таким образом, использование магнитного настенного пособия ««По сказочным дорожкам» в коррекционной работе позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на логопедических занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание дошкольников в течение всего занятия и оказывает помощь в работе учителям-логопедам, дефектологам, психологам, воспитателям, родителям.
Информационные ресурсы и литература
-
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
-
Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.
-
Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
-
Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
-
Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
-
Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
Акманова Наиля Ахмадулловна
Петрова Наталия Валерьевна
Шарандина Валентина Владимировна