12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Шмелева3662
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Многофункциональное Дидактическое пособие «Грамотейки».

Изготовила пособие: учитель-логопед высшей квалификационной категории

Шмелева Екатерина Владимировна.

В настоящее время значительно возросло количество детей с речевыми нарушениями. Данная категория детей характеризуется быстрой утомляемостью, невнимательностью. Им тяжело воспринимать большое количество вербальной информации. Для того чтобы объяснить достаточно сложные понятия, необходимо применять всевозможные символы, модели –схемы и игровые приемы. Следовательно, сочетая классические методы моделей-схем обозначающие качественные характеристики звуков и авторские разработки, в игровой увлекательной форме мы добиваемся более быстрому и качественному усвоению материала, что в настоящее время очень актуально.

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Адресовано: родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений.

Игра №1 Подготовка к обучению грамоте

Цель:

способствовать развитию фонематического слуха и звукового анализа.

Применяя данное пособие на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:

уточнение правильного произношения звуков;

развитие артикуляционной моторики;

различение на слух изученных гласных и согласных звуков;

формирование понятий: звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой);

формирование умения характеризовать звук;

дифференциация гласных и согласных звуков;

дифференциация согласных по твер­дости-мягкости;

дифференциация согласных по глухости-звонкости;

знакомство с графическим изображением звука – буквой;

развитие грамматического строя речи.

Оборудование к пособию:

плакат с изображением девочки в красном платье;

плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;

набор букв (гласные –красные, согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые);

набор цветных фишек «фонариков» обозначающих звуки (гласные –красные, согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые, с колокольчиком –звонкие, без колокольчика -глухие).

Варианты игр.

Вариант I. Знакомство с гласными.

На доске выставляется изображение девочки в красном платье.

-Её зовут Аня (Оля, Ира, Уля, Эля).

-Какой первый звук в ее имени? (А,О,У…)

-Какой это звук? (Гласный.)

-Почему он гласный? (Во рту нет преграды. Нам ничего не мешает долго тянуть этот звук)

-Гласные звуки «дружат» с красным цветом, поэтому девочка к нам пришла в таком красивом красном платье. И в её ладони «горит» красный «фонарик». А в кармашке стоит буква.

-Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

-Почему буква красного цвета? (Гласные дружат с красным)

В дальнейшем дети сами объясняют: почему к ним «пришла» девочка, почему звук гласный, почему у нее в руке красный «фонарик», чем отличается звук от буквы.

Аналогично с другими гласными звуками (А,О,У,Э,И,Ы)

Вариант II. Знакомство с согласными.

На доске выставляется изображение мальчика в синих брюках и зеленой футболке.

-Мальчик дружит с согласными звуками. Сегодня он нам расскажет про звуки Б и Бʼ. Давайте произнесем звук Б. Мы его можем пропеть или протянуть? Нет. А почему? Во рту возникает преграда –губы.

-Звук Б –твёрдый и он дружит с синим цветом, поэтому мальчик держит в ладони синий «фонарик». Звук Бʼ -мягкий, добрый, улыбчивый звук, он дружит с зеленым цветом, поэтому мальчик держит в ладони зеленый «фонарик».

-А если мы закроем уши ладонями и произнесем эти звуки, то поймем что они звонкие, т.к. мы их слышим с закрытыми ушами. Поэтому «фонарики» в руках у мальчика не просто синий и зеленый, а еще и с колокольчиками.

- К мальчику в кармашек мы поставим две буквы Б, одну синюю, а другую зеленую, чтобы вы помнили, что они могут быть мягкими или твердыми.

В дальнейшем дети сами объясняют: почему к ним «пришел» мальчик, почему звук согласный, почему у него в руках синий или зеленый «фонарики», почему на фонарики колокольчик, чем отличается звук от буквы.

Аналогично с другими согласными звуками. Необходимо обратить внимание на твердость-мягкость (существуют звуки, которые бывают только твердые или только мягкие), глухость-звонкость.

Вариант III. Знакомство с йотированными гласными.

На доске выставляется изображение девочки в красном платье. Обращаем внимание детей на то, что у девочки на голове зеленый ободок, а на ногах зеленые туфли. В кармашек вставляется и озвучивается йотированная буква Я. Произнести необходимо утрированно, чтобы было слышно, что это два звука Й и А. Затем вместе с детьми необходимо сделать вывод, что Я это буква, которая состоит из двух звуков. Поэтому девочка, которая «дружит» с гласными, держит два фонарика, обозначающие два звука Й и А. Дети характеризуют звук Й (согласный, всегда мягкий, звонкий) и обозначают его соответствующим «фонариком». Далее характеризуют звук А (гласный) и обозначают его соответствующим «фонариком».Аналогично с другими йотированными гласными буквами (Е,Ё,Ю)

 

 

Игра №2 Логопедическая работа

Цель:

способствовать развитию фонематического слуха и звукового анализа.

Применяя данное пособие на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:

закрепление правильного произношения звуков (автоматизация поставленных звуков);

развитие артикуляционной моторики;

дифференциация поставленных звуков по твер­дости-мягкости;

дифференциация поставленных звуков по глухости-звонкости;

дифференциация поставленных звуков по смешиваемому признаку (с-ш, р-л, ль-й и т.д.);

закрепление графического изображения звука – букв;

формирование навыка чтения обратных и прямых сло­гов;

развитие грамматического строя речи.

Оборудование к пособию:

плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;

набор букв (согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые);

набор предметных картинок на определенные звуки для автоматизации и дифференциации звуков.

Варианты игр.

Вариант I. Автоматизация звуков.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается буква соответствующая автоматизируемому звуку. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет картинку, называет ее (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки. Затем берет следующую картинку и так далее, до тех пор, пока картинок не останется.

Вариант II. Дифференциация звуков.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается буква. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки со звуками, которые необходимо дифференцировать (по твер­дости-мягкости, по глухости-звонкости, по смешиваемому признаку). Ребенок берет картинки, называет их (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки, только те картинки, в которых есть нужный звук.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещаются дифференцируемые буквы. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки со звуками, которые необходимо дифференцировать (по твер­дости-мягкости, по глухости-звонкости, по смешиваемому признаку). Ребенок берет картинки, называет их (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ту ладонь (мальчика /девочки) к которой ближе буква, только те картинки, в которых есть нужный звук.

 

 

Вариант III. Чтение слогов.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В ладони помещаются буквы: согласная - гласная, для чтения открытых слогов; гласная - согласная, для чтения закрытых слогов. Взрослый следит за правильностью произнесения звуков и слияния слогов.


Игра №3 Речевое развитие

Цель:

развивать лексико-грамматический строй речи.

Применяя данное пособие на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:

закрепление правильного произношения звуков;

согласование числительных с существительными;

составление словосочетаний и предложений с предлогами.

Оборудование к пособию:

плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;

набор цифр;

набор предметных картинок;

набор схем-предлогов.

 

Варианты игр.

Вариант I. Согласование существительных с числительными (1-5).

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается цифра от 1 до 5. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет картинку, называет ее (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки и говорит, что получилось (Один колобок, три яблока, пять машин и т.д.). Затем меняет цифру в кармашке и произносит слова (взрослый контролирует правильность согласования слов). Аналогично меняются оставшиеся цифры и картинки.

 

Вариант II. Составление словосочетаний и предложений с предлогами.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается схема предлога (в, на, под, за, между). В ладони мальчика/девочки помещаются предметные картинки. Ребенок называет первую картинку, предлог, затем третью картинку. Взрослый контролирует правильность составления словосочетания. Затем меняются картинки и предлоги. После того как ребенок уверенно освоил составление словосочетаний с предлогами, можно приступать к составлению предложений из двух предложенных слов и предлога, добавляя нужные слова по смыслу.



 

Игра №4 ФЭМП

Цель:

формировать умение составлять и решать арифметические примеры на сложение и вычитание.

Применяя данное пособие на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, решаются следующие задачи:

совершенствование навыков счета в пределах 10;

совершенствование умения выкладывать решение с помощью цифр;

совершенствование умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;

совершенствование умения давать развернутый ответ на вопрос задачи.

развитие мыслительных операций;

развитие внимания.

Оборудование к пособию:

плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;

набор цифр;

математические задачки и подобранный картинный материал.

Варианты игр.

Вариант I. Игра «Назови соседей числа…»

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается цифра от 1 до 10. Ребенку необходимо назвать «соседей» данного числа, затем найти соответствующие цифры и вставить их в ладони к мальчику или девочки. 

Пример: «соседи» числа 5, это 3 и 6.

Вариант II. Решение задач на сложение и вычитание.

На доске выставляется изображение девочки или мальчика. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются цифры от 1 до 10. Взрослый озвучивает условие задачи, при этом можно использовать наглядный материал. Ребенок решает задачу и выкладывает решение: в карман помещается цифра соответствующая ответу задачи, а в ладони помещаются цифры соответствующие условию задачи.


 

Список материалов и инструкция по изготовлению пособия.

Для изготовления данного пособия Вам понадобится:

8 листов белого картона или плотной бумаги (не менее 160 г/м2) формата А4;

4 листа пленки для ламинирования формата А3 плотностью не ниже 80 мкн;

по 1 листу красного, зеленого и синего картона;

2 распечатанных изображения колокольчиков (2×2 см).

Изготовление пособия:

На 4 листах плотной бумаги/картона распечатываем изображение девочки. Отдельно склеиваем верхнюю часть изображения девочки и ламинируем её. Затем склеиваем нижнюю часть девочки и тоже ее ламинируем. Соединяем верхнюю и нижнюю часть при помощи двухстороннего скотча. Затем делаем небольшие прорези в ладонях и кармане, для того чтобы туда можно было вставить необходимый материал. Аналогично изготавливаем плакат мальчика.

Для изготовления фонариков необходимо вырезать из цветного картона (красного, синего и зеленого) по две одинаковых заготовки, по форме напоминающих кружок на палочке, высотой 10 см. Затем заготовки одинакового цвета необходимо склеить между собой –должно получится три «фонарика»: красного, синего и зеленого цвета. Затем с одной стороны на синий и зеленый «фонарик» приклеить по изображению колокольчиков. В итоге должно получится: 1 красный «фонарик», 1 синий фонарик (с одной стороны с колокольчиками, а с другой без них), 1 зеленый фонарик (с одной стороны с колокольчиками, а с другой без них). «Фонарики» вставляются в прорези ладоней мальчика и девочки.

Использованные источники информации:

Для формулирования задач использовалась книга: УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте де­тей старшего дошкольного возраста. I период обучения / СП. Цу­канова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Картинки-схемы с предлогами Школа семи гномов. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет.

Картинный материал с интернет-порталов Яндекс и Google.


Видео представление пособия
WMV / 4.81 Мб

 

Дата проведения: по 6 ноября
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.