Многофункциональное дидактическое пособие «Грамотейки»
Многофункциональное Дидактическое пособие «Грамотейки».
Изготовила пособие: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Шмелева Екатерина Владимировна.
В настоящее время значительно возросло количество детей с речевыми нарушениями. Данная категория детей характеризуется быстрой утомляемостью, невнимательностью. Им тяжело воспринимать большое количество вербальной информации. Для того чтобы объяснить достаточно сложные понятия, необходимо применять всевозможные символы, модели –схемы и игровые приемы. Следовательно, сочетая классические методы моделей-схем обозначающие качественные характеристики звуков и авторские разработки, в игровой увлекательной форме мы добиваемся более быстрому и качественному усвоению материала, что в настоящее время очень актуально.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Адресовано: родителям, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений.
Игра №1 Подготовка к обучению грамоте
Цель:
способствовать развитию фонематического слуха и звукового анализа.
Применяя данное пособие на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:
уточнение правильного произношения звуков;
развитие артикуляционной моторики;
различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
формирование понятий: звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой);
формирование умения характеризовать звук;
дифференциация гласных и согласных звуков;
дифференциация согласных по твердости-мягкости;
дифференциация согласных по глухости-звонкости;
знакомство с графическим изображением звука – буквой;
развитие грамматического строя речи.
Оборудование к пособию:
плакат с изображением девочки в красном платье;
плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;
набор букв (гласные –красные, согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые);
набор цветных фишек «фонариков» обозначающих звуки (гласные –красные, согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые, с колокольчиком –звонкие, без колокольчика -глухие).
Варианты игр.
Вариант I. Знакомство с гласными.
На доске выставляется изображение девочки в красном платье.
-Её зовут Аня (Оля, Ира, Уля, Эля).
-Какой первый звук в ее имени? (А,О,У…)
-Какой это звук? (Гласный.)
-Почему он гласный? (Во рту нет преграды. Нам ничего не мешает долго тянуть этот звук)
-Гласные звуки «дружат» с красным цветом, поэтому девочка к нам пришла в таком красивом красном платье. И в её ладони «горит» красный «фонарик». А в кармашке стоит буква.
-Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).
-Почему буква красного цвета? (Гласные дружат с красным)
В дальнейшем дети сами объясняют: почему к ним «пришла» девочка, почему звук гласный, почему у нее в руке красный «фонарик», чем отличается звук от буквы.
Аналогично с другими гласными звуками (А,О,У,Э,И,Ы)
Вариант II. Знакомство с согласными.
На доске выставляется изображение мальчика в синих брюках и зеленой футболке.
-Мальчик дружит с согласными звуками. Сегодня он нам расскажет про звуки Б и Бʼ. Давайте произнесем звук Б. Мы его можем пропеть или протянуть? Нет. А почему? Во рту возникает преграда –губы.
-Звук Б –твёрдый и он дружит с синим цветом, поэтому мальчик держит в ладони синий «фонарик». Звук Бʼ -мягкий, добрый, улыбчивый звук, он дружит с зеленым цветом, поэтому мальчик держит в ладони зеленый «фонарик».
-А если мы закроем уши ладонями и произнесем эти звуки, то поймем что они звонкие, т.к. мы их слышим с закрытыми ушами. Поэтому «фонарики» в руках у мальчика не просто синий и зеленый, а еще и с колокольчиками.
- К мальчику в кармашек мы поставим две буквы Б, одну синюю, а другую зеленую, чтобы вы помнили, что они могут быть мягкими или твердыми.
В дальнейшем дети сами объясняют: почему к ним «пришел» мальчик, почему звук согласный, почему у него в руках синий или зеленый «фонарики», почему на фонарики колокольчик, чем отличается звук от буквы.
Аналогично с другими согласными звуками. Необходимо обратить внимание на твердость-мягкость (существуют звуки, которые бывают только твердые или только мягкие), глухость-звонкость.
Вариант III. Знакомство с йотированными гласными.
На доске выставляется изображение девочки в красном платье. Обращаем внимание детей на то, что у девочки на голове зеленый ободок, а на ногах зеленые туфли. В кармашек вставляется и озвучивается йотированная буква Я. Произнести необходимо утрированно, чтобы было слышно, что это два звука Й и А. Затем вместе с детьми необходимо сделать вывод, что Я это буква, которая состоит из двух звуков. Поэтому девочка, которая «дружит» с гласными, держит два фонарика, обозначающие два звука Й и А. Дети характеризуют звук Й (согласный, всегда мягкий, звонкий) и обозначают его соответствующим «фонариком». Далее характеризуют звук А (гласный) и обозначают его соответствующим «фонариком».Аналогично с другими йотированными гласными буквами (Е,Ё,Ю)
Игра №2 Логопедическая работа
Цель:
способствовать развитию фонематического слуха и звукового анализа.
Применяя данное пособие на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:
закрепление правильного произношения звуков (автоматизация поставленных звуков);
развитие артикуляционной моторики;
дифференциация поставленных звуков по твердости-мягкости;
дифференциация поставленных звуков по глухости-звонкости;
дифференциация поставленных звуков по смешиваемому признаку (с-ш, р-л, ль-й и т.д.);
закрепление графического изображения звука – букв;
формирование навыка чтения обратных и прямых слогов;
развитие грамматического строя речи.
Оборудование к пособию:
плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;
набор букв (согласные твердые –синие, согласные мягкие –зеленые);
набор предметных картинок на определенные звуки для автоматизации и дифференциации звуков.
Варианты игр.
Вариант I. Автоматизация звуков.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается буква соответствующая автоматизируемому звуку. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет картинку, называет ее (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки. Затем берет следующую картинку и так далее, до тех пор, пока картинок не останется.
Вариант II. Дифференциация звуков.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается буква. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки со звуками, которые необходимо дифференцировать (по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по смешиваемому признаку). Ребенок берет картинки, называет их (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки, только те картинки, в которых есть нужный звук.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещаются дифференцируемые буквы. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки со звуками, которые необходимо дифференцировать (по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по смешиваемому признаку). Ребенок берет картинки, называет их (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ту ладонь (мальчика /девочки) к которой ближе буква, только те картинки, в которых есть нужный звук.
Вариант III. Чтение слогов.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В ладони помещаются буквы: согласная - гласная, для чтения открытых слогов; гласная - согласная, для чтения закрытых слогов. Взрослый следит за правильностью произнесения звуков и слияния слогов.
Игра №3 Речевое развитие
Цель:
развивать лексико-грамматический строй речи.
Применяя данное пособие на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, решаются следующие задачи:
закрепление правильного произношения звуков;
согласование числительных с существительными;
составление словосочетаний и предложений с предлогами.
Оборудование к пособию:
плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;
набор цифр;
набор предметных картинок;
набор схем-предлогов.
Варианты игр.
Вариант I. Согласование существительных с числительными (1-5).
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается цифра от 1 до 5. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются картинки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет картинку, называет ее (взрослый контролирует чистоту произнесения звука) и помещает в ладони мальчика /девочки и говорит, что получилось (Один колобок, три яблока, пять машин и т.д.). Затем меняет цифру в кармашке и произносит слова (взрослый контролирует правильность согласования слов). Аналогично меняются оставшиеся цифры и картинки.
Вариант II. Составление словосочетаний и предложений с предлогами.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается схема предлога (в, на, под, за, между). В ладони мальчика/девочки помещаются предметные картинки. Ребенок называет первую картинку, предлог, затем третью картинку. Взрослый контролирует правильность составления словосочетания. Затем меняются картинки и предлоги. После того как ребенок уверенно освоил составление словосочетаний с предлогами, можно приступать к составлению предложений из двух предложенных слов и предлога, добавляя нужные слова по смыслу.
Игра №4 ФЭМП
Цель:
формировать умение составлять и решать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Применяя данное пособие на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, решаются следующие задачи:
совершенствование навыков счета в пределах 10;
совершенствование умения выкладывать решение с помощью цифр;
совершенствование умения называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число;
совершенствование умения давать развернутый ответ на вопрос задачи.
развитие мыслительных операций;
развитие внимания.
Оборудование к пособию:
плакат с изображением девочки в красном платье или плакат с изображением мальчика в сине-зеленой одежде;
набор цифр;
математические задачки и подобранный картинный материал.
Варианты игр.
Вариант I. Игра «Назови соседей числа…»
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. В кармашек помещается цифра от 1 до 10. Ребенку необходимо назвать «соседей» данного числа, затем найти соответствующие цифры и вставить их в ладони к мальчику или девочки.
Пример: «соседи» числа 5, это 3 и 6.
Вариант II. Решение задач на сложение и вычитание.
На доске выставляется изображение девочки или мальчика. На столе перед ребенком или на доске рядом с пособием располагаются цифры от 1 до 10. Взрослый озвучивает условие задачи, при этом можно использовать наглядный материал. Ребенок решает задачу и выкладывает решение: в карман помещается цифра соответствующая ответу задачи, а в ладони помещаются цифры соответствующие условию задачи.
Список материалов и инструкция по изготовлению пособия.
Для изготовления данного пособия Вам понадобится:
8 листов белого картона или плотной бумаги (не менее 160 г/м2) формата А4;
4 листа пленки для ламинирования формата А3 плотностью не ниже 80 мкн;
по 1 листу красного, зеленого и синего картона;
2 распечатанных изображения колокольчиков (2×2 см).
Изготовление пособия:
На 4 листах плотной бумаги/картона распечатываем изображение девочки. Отдельно склеиваем верхнюю часть изображения девочки и ламинируем её. Затем склеиваем нижнюю часть девочки и тоже ее ламинируем. Соединяем верхнюю и нижнюю часть при помощи двухстороннего скотча. Затем делаем небольшие прорези в ладонях и кармане, для того чтобы туда можно было вставить необходимый материал. Аналогично изготавливаем плакат мальчика.
Для изготовления фонариков необходимо вырезать из цветного картона (красного, синего и зеленого) по две одинаковых заготовки, по форме напоминающих кружок на палочке, высотой 10 см. Затем заготовки одинакового цвета необходимо склеить между собой –должно получится три «фонарика»: красного, синего и зеленого цвета. Затем с одной стороны на синий и зеленый «фонарик» приклеить по изображению колокольчиков. В итоге должно получится: 1 красный «фонарик», 1 синий фонарик (с одной стороны с колокольчиками, а с другой без них), 1 зеленый фонарик (с одной стороны с колокольчиками, а с другой без них). «Фонарики» вставляются в прорези ладоней мальчика и девочки.
Использованные источники информации:
Для формулирования задач использовалась книга: УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Картинки-схемы с предлогами Школа семи гномов. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет.
Картинный материал с интернет-порталов Яндекс и Google.
Видео представление пособия
WMV / 4.81 Мб