12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья42
Россия, Самарская обл., Отрадный


Система работы учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторских пособий на магнитах.

Автор: Казаку Наталья Леонидовна, учитель-логопед,

Место работы: Дошкольная образовательная организация

структурное подразделение государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы №8 имени С.П.Алексеева

детский сад №7г.о.Отрадный


Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы педагоги дошкольного образования не только научили дошкольника буквам и чтению, но и смогли привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4-7 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи.  «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К. Д. Ушинский.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.

Педагоги, которые занимаются с детьми по коррекционным программам, особенно нуждаются в удобных наглядных пособиях. Задача сделать коррекционный процесс динамичным и интересным всегда стояла перед педагогами дошкольных учреждений. Особенности развития психических процессов требуют разумного использования сочетания наглядных, игровых, практических и словесных методов обучения. Работая учителем-логопедом, для себя я разработала комплект дидактических магнитных пособий и хочу поделится опыта использования процессе непосредственно образовательной деятельности, а именно на логопедических занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Основная цель авторского магнитного комплекта: Повышение эффективности коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Задачи, реализуемые при использовании данного комплекта магнитных пособий:

Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;

Развивать навык звукового анализа слова;

Широко использовать фонетические пособия;

Научить детей проводить звуковой анализ слова, качественно характеризовать звуки, вычленять словесное ударение;

развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу.

Комплект авторских магнитных пособий по подготовке к обучению грамоте включает в себя:

- «Магнитный звукоград»

Магнитное пособие «Звукоград» - это дома в которых живут звуки: твердые согласные, мягкие и дом гласных звуков. Они помогают научить воспитанников правильно составлять схемы слов, а в дальнейшем быстро выполнять фонетический разбор слова.

t1617447693aa.gift1617447693ab.gif





















- «Магнитные звуковые смайлы»

Мt1617447693ac.png агнитные смайлики (их размер от 4 см до 6 см) определенно многофункциональны. Их можно использовать при характеристике каких-либо эмоций, а также в руках умелого учителя-логопеда они становятся хорошим инструментом для фонетического разбора слов. Делать фонетический разбор слов с помощью этих магнитных смайлов стало еще удобнее и веселее!

- Магнитное пособие «Фонетический разбор с картинками»

t1617447693ad.gifЭтот набор магнитных карточек-картинок способствует более успешной работе с ассоциациями, поэтому материал становится более понятным даже для малышей. А карточки с терминами позволяют быстро опросить большую часть группы дошкольников и выяснить степень понимания материала детьми.







t1617447693ae.gif«Магнитные карточки для разбора предложений»

Магнитные карточки «Для разбора предложения». Набор состоит в двух размерах: для индивидуальной работы, и для работы перед группой. Например, если карточка, обозначающая слово в предложении, в «маленьком» наборе имеет размер 7 см, то в «большом» наборе она 14 см.









t1617447693af.gif«Магнитные схемы предлогов»

Данные карточки-магниты помогут детям понять значение предлогов и научиться правильно их употреблять.











«Набор будущего первоклассника на занятиях по обучению грамоте»

Комплект магнитных пособий на каждого ребенка. Включает в себя:

t1617447693ag.gif

Табличное поле, для составления слов из букв

3 поля по 4 клетки;

3 поля по 3 клетки;

2. Набор карточек букв.

- ПО ТРИ гласных А, Е, О, И, У, Ю.

- ПО ДВЕ гласных Ы, Ё, Э, Я.

- ПО ОДНОМУ Ъ и Ь, а также

- ПО ДВЕ согласных буквы.

3. Набор для разбора предложения.

4. Набор звуковых смайлов.



И в заключении…

Обучение дошкольника основам грамоты является сложным и очень ответственным моментом для его развития. От его результативности во многом зависит и будущий успех в школьном обучении. Среди многообразия современных предложений по обучению дошкольников грамоте педагогам часто сложно найти полноценную и универсальную для различных детей технологию. Рассмотрев все составляющие своей авторской технологии обучения основам грамоты, я постаралась доказать ее необходимость и оправданность в современном дошкольном образовании. Разработанный мною авторский комплект пособий по обучению грамоте позволяют оптимизировать работу логопеда, повысить интерес детей к занятию. Надеюсь, что данная презентация с представленным материалом окажется полезной педагогам, работающим с дошкольниками, и поможет им оптимизировать процесс подготовки дошкольников к школе, в частности по созданию у них прочных основ грамоты.




Опубликовано


Комментарии (2)

Соколова Елена Борисовна, 03.04.21 в 15:05 1Ответить Пожаловаться
Пособия чудесные, но... Наталья Леонидовна, разве это Ваши авторские пособия? Фото и описание пособий фирмы "Русские магниты"! Вот, например, смайлы - https://russianmagnets.com/products/logopedam/logoped-smaily- Фонетический разбор - https://russianmagnets.com/products/vospitatelyam/nabor-magnitnykh-kartochek-foneticheskii-razbor-s-kartinkami-572-
Наталья, 18.04.21 в 17:20 0Ответить Пожаловаться
Добрый день! Все мои пособия сделаны своими руками. Может задумка в чем-то и совпадает. Все комплекты разработаны на каждого воспитанника.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.