Модель организации внеурочной деятельности школьников через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, четко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества.
Обозначенный переход от знаниевого к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся миру сегодня и завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в свое личностное развитие.
В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются.
Одной из важнейших сфер является воспитание. Новый стандарт в качестве личностного результата рассматривает формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, к труду, к своему здоровью, уважения к окружающим людям, освоение социальных норм, развитие морального сознания и компетентности.
Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Объединение ресурсов этих учреждений создает образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.
Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
Школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно реализовать себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса.
модель организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может осуществляться через :
учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности групп продленного дня;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Ядром новой образовательной системы является процесс, организуемый в целях обеспечения дополнительных образовательных возможностей получения детьми образования.
Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.
Взаимодействие учреждений дополнительного образования и МБОУ «Каменская СОШ» рассматривается через реализацию следующих принципов:
-направленность содержания и организации внеурочной деятельности отвечает образовательным запросам родителей;
-личностная ориентация;
-комплексность;
-обеспечение преемственности;
-усиление творческой, практической и социальной составляющих образования.
Достоинством интеграции дополнительного и общего образования можно считать возможность самостоятельного выбора ребенком пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
Интеграция деятельности осуществляется через:
-использование часов внеурочной деятельности, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования;
-проведение творческих программ и мероприятий для обучающихся;
-методическую деятельность (проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских и т.п.), подготовку методических рекомендаций.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Данные подходы к организации внеурочной деятельности и создание модели взаимодействия МБОУ «Каменская СОШ» и учреждений дополнительного образования служат механизмом модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.
Создавая в школе модель образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, затрагивающую деятельность всей педагогической системы и обеспечивающую погружение учащегося в пространство, способствующее активизации его познавательной и творческой деятельности, то в результате это обеспечит достижение образовательных результатов обучающихся как главного эффекта реализации ФГОС.
За период существования у МБОУ «Каменская СОШ» сложились устойчивые партнерские связи, традиции и способы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования района. Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конференции, конкурсы, концерты, музыкальные гостиные, КВН, общественные акции, семейные вечера, встречи поколений, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности.
Модель
организации внеурочной деятельности через взаимодействие
с учреждениями дополнительного образования
ШКОЛА | Название учреждений дополнительного образования | |
Кружки Бобочинского ГДО | Конкурсы чтецов (-200-летие М.Ю. Лермонтова, -День Матери -День снятия блокады Ленинграда) | |
МБОУ ДОД ШИ «Каменская детская музыкальная школа» | Тематические концерты | |
Клуб каратэ (на базе школы) | Турниры | |
Дзюдо (на базе школы) | -Турнир по дзюдо (памяти капитана А.Жарова) | |
МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» (на базе школы) | -конкурс творческих проектов |
Социальное партнёрство МБОУ «Каменская СОШ»
Название учреждений дополнительного образования | |
в/ч 02511 | -посещение музея -проектная деятельность -встреча с ветеранами |
Дом молодёжной политики (п.Поляны) | -КВН -Зарница -Спортивные соревнования |
Станция юных натуралистов (г.Выборг) | -творческие конкурсы «Дары осени» Акция «Зимующие птицы» |
МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» | Творческие конкурсы в течение года |
«Эрмитаж» (г.Выборг) | Посещение выставок в течение года |
МАУК «Вересковая усадьба» (г.Выборг) | Тематические праздники |
Государственный музей «Выборгский Замок» | Экскурсии в течение года |
Театр «Святая крепость» | Посещение спектаклей в течение года |
ДОЛ «Волна» | Организация детского отдыха |
МАУ «Дом молодёжи» (г.Выборг) (Комитет спорта, культуры и молодёжной политики администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области») | -Фестиваль песни -Военно-спортивна игра«Победа», «День призывника» -Игра по станциям «Всё равно мы молодцы» -молодёжный турнир по дебатам -слёт детских (молодёжных) активов ОУ -смотр-конкурс юных экскурсоводов музеев |
ДЮСШ «Фаваорит» | -соревнования по ОФП |
Ленинградский областной центр развития ДО детей «Ладога» | -конкурс хоровых коллективов «звонкие голоса» |
Ребята школы неоднократно становились победителями и призёрами соревнований и конкурсов различного уровня и направлений. Надо отметить, что инициатива проектов и мероприятий возникает как со стороны учреждений дополнительного образования, так и со стороны ОУ.
Существенным является то, что с каждым годом взаимодействие между учреждениями становится все более системным. Это происходит прежде всего за счет реализации совместных проектов. Учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями в организации образовательной, культурно- познавательной и досуговой деятельности детей и подростков.
К положительному воспитательному эффекту можно отнести тот факт, что участие в мероприятиях школьников имеет продолжение в виде познавательно-творческих выступлений перед родителями. Уже стали традиционными творческие отчетные концерты перед общественностью и родителями. Дети показывают все свои достижения за истекший год. Выступления учеников всегда вызывает искренний восторг зрителей
Слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов дает возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях.
В заключение хочется сказать, что объединение усилий образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования создает условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.