Модель организации внеурочной деятельности школьников через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

1
0
Материал опубликован 28 November 2020
Модель организации внеурочной деятельности школьников через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. МБОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» Выборгский район, Ленинградской области

В федеральном государственном образовательном стандарте – документе, регламентирующем российское образование, четко обозначены основные приоритеты, достижение которых обеспечивает формирование активного, профессионально, социально и нравственно-ориентированного члена общества.

Обозначенный переход от знаниевого к развивающему обучению призван обеспечить способность человека соответствовать качественно меняющемуся миру сегодня и завтра. Ценность знаний рассматривается в контексте приобретения универсальных учебных умений, накопления значимого опыта учебной деятельности, развития способности обучающихся привносить качественные изменения в свое личностное развитие.

В связи с этим одним из ключевых организационных вопросов становится создание условий и соответствующей образовательной среды, которая определяется конкретными задачами и проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются.

Одной из важнейших сфер является воспитание. Новый стандарт в качестве личностного результата рассматривает формирование у обучающихся ценностного отношения к Родине, к труду, к своему здоровью, уважения к окружающим людям, освоение социальных норм, развитие морального сознания и компетентности.

Большая роль здесь отводится организации различных видов внеурочной деятельности, в том числе через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Объединение ресурсов этих учреждений создает образовательную систему с уникальными возможностями в решении вопросов воспитания, в формировании универсальных компетенций, метапредметных знаний и в достижении личностных результатов обучающихся.


Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно реализовать себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса.



модель организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность может осуществляться через :

учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

организацию деятельности групп продленного дня;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

t1606516982aa.png

Ядром новой образовательной системы является процесс, организуемый в целях обеспечения дополнительных образовательных возможностей получения детьми образования.

Свобода выбора, опора на личные интересы и мотивы обучающихся является не только условием, но и важным фактором результативности внеурочной деятельности.

Взаимодействие учреждений дополнительного образования и МБОУ «Каменская СОШ» рассматривается через реализацию следующих принципов:

-направленность содержания и организации внеурочной деятельности отвечает образовательным запросам родителей;

-личностная ориентация;

-комплексность;

-обеспечение преемственности;

-усиление творческой, практической и социальной составляющих образования.

Достоинством интеграции дополнительного и общего образования можно считать возможность самостоятельного выбора ребенком пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

Интеграция деятельности осуществляется через:

-использование часов внеурочной деятельности, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования;

-проведение творческих программ и мероприятий для обучающихся;

-методическую деятельность (проведение семинаров, мастер-классов, творческих мастерских и т.п.), подготовку методических рекомендаций.


Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное;

духовно-нравственное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное.

Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Данные подходы к организации внеурочной деятельности и создание модели взаимодействия МБОУ «Каменская СОШ» и учреждений дополнительного образования служат механизмом модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей.

Создавая в школе модель образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, затрагивающую деятельность всей педагогической системы и обеспечивающую погружение учащегося в пространство, способствующее активизации его познавательной и творческой деятельности, то в результате это обеспечит достижение образовательных результатов обучающихся как главного эффекта реализации ФГОС.

За период существования у МБОУ «Каменская СОШ» сложились устойчивые партнерские связи, традиции и способы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования района. Накоплен огромный опыт не только образовательной деятельности, но и организации разнообразных мероприятий для школьников. Фестивали, конференции, конкурсы, концерты, музыкальные гостиные, КВН, общественные акции, семейные вечера, встречи поколений, культурно-познавательные программы, традиционные массовые праздники и гулянья – это далеко не весь спектр организуемых форм внеурочной деятельности.

Модель

организации внеурочной деятельности через взаимодействие

с учреждениями дополнительного образования




ШКОЛА

Название учреждений дополнительного образования


Кружки Бобочинского ГДО


Конкурсы чтецов

(-200-летие

М.Ю. Лермонтова,

-День Матери

-День снятия блокады Ленинграда)

МБОУ ДОД ШИ «Каменская детская музыкальная школа»

Тематические концерты

Клуб каратэ (на базе школы)


Турниры


Дзюдо (на базе школы)


-Турнир по дзюдо (памяти капитана А.Жарова)

МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского)

творчества» (на базе школы)

-конкурс творческих проектов


Социальное партнёрство МБОУ «Каменская СОШ»


Название учреждений дополнительного образования


в/ч 02511

-посещение музея

-проектная деятельность

-встреча с ветеранами

Дом молодёжной политики (п.Поляны)

-КВН

-Зарница

-Спортивные соревнования

Станция юных натуралистов (г.Выборг)

-творческие конкурсы

«Дары осени»

Акция «Зимующие птицы»

МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского)

творчества»

Творческие конкурсы в течение года

«Эрмитаж» (г.Выборг)

Посещение выставок в течение года

МАУК «Вересковая усадьба» (г.Выборг)

Тематические праздники

Государственный музей «Выборгский Замок»

Экскурсии в течение года

Театр «Святая крепость»

Посещение спектаклей в течение года

ДОЛ «Волна»

Организация детского отдыха

МАУ «Дом молодёжи» (г.Выборг) (Комитет спорта, культуры и молодёжной политики администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области»)

-Фестиваль песни

-Военно-спортивна игра«Победа», «День призывника»

-Игра по станциям «Всё равно мы молодцы»

-молодёжный турнир по дебатам

-слёт детских (молодёжных) активов ОУ

-смотр-конкурс юных экскурсоводов музеев

ДЮСШ «Фаваорит»

-соревнования по ОФП

Ленинградский областной центр развития ДО детей «Ладога»

-конкурс хоровых коллективов «звонкие голоса»




Ребята школы неоднократно становились победителями и призёрами соревнований и конкурсов различного уровня и направлений. Надо отметить, что инициатива проектов и мероприятий возникает как со стороны учреждений дополнительного образования, так и со стороны ОУ.

Существенным является то, что с каждым годом взаимодействие между учреждениями становится все более системным. Это происходит прежде всего за счет реализации совместных проектов. Учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями в организации образовательной, культурно- познавательной и досуговой деятельности детей и подростков.

К положительному воспитательному эффекту можно отнести тот факт, что участие в мероприятиях школьников имеет продолжение в виде познавательно-творческих выступлений перед родителями. Уже стали традиционными творческие отчетные концерты перед общественностью и родителями. Дети показывают все свои достижения за истекший год. Выступления учеников всегда вызывает искренний восторг зрителей

Слаженная работа администрации, классных руководителей, методистов, педагогов-организаторов дает возможность детям проявлять свои способности, пробовать свои силы в самых разных областях.

В заключение хочется сказать, что объединение усилий образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования создает условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.








































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации