Статья «Организация экологического воспитания детей в учреждении дополнительного образования»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня разговор об экологических проблемах надо
вести в наступательном и практическом ключе…
В. В. Путин, Президент Российской Федерации
Одна из главных задач образования на сегодняшний день, это формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан Российской Федерации [3]. И работу в этом направлении необходимо начинать с ранних лет. Воспитывать людей с экологическим мировоззрением и закладывать основы любви к родному краю необходимо с детства.
Для этой цели на базе кукольного театра «Сюрприз» МАУДО ДЮЦ «Восхождение» появилась идея создания проекта экологического воспитания детей «Мы в ответе за свою планету». Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. Основная причина экологического кризиса - низкий уровень экологической культуры общества. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет.
В решении этой задачи большую роль играет театрализованная деятельность. Через постановки кукольного театра можно донести до юного зрителя такие общечеловеческие истины, как любовь к природе родного края, патриотизм, гуманность и порядочность. С помощью театральных постановок артисты и зрители задумаются над тем как нужно бережно относиться к природе, и что каждый из нас может сделать для ее спасения. Яркие впечатления от постановок надолго останутся в душе зрителя и помогут стать им более ответственными и чуткими по отношению к природе. А юные артисты, в ходе подготовки и проведения мероприятия получат большой жизненный опыт [1].
Отсюда цель данного проекта - формирование ответственного отношения к природе у детей посредством театрализованной деятельности.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
Экологическое просвещение подрастающего поколения через театрализованные действия.
Развитие экологического сознания и экоориентированного образа мышления детей и подростков.
Формирование социальной активной позиции в области охраны окружающей среды.
Повышение уровня мотивации учащихся к социально-значимой деятельности.
После проведения диагностики знаний детей и подростков о природоохранной деятельности, было решено реализовывать проект в условиях работы летнего лагеря, так как в это время значительно повышается интенсивность воспитательного процесса [2].
Учащиеся театра кукол «Сюрприз» активные участники социально-значимой деятельности. За последние 3 года ими организовано и проведено 15 социально-значимых дел различного уровня для школьников, инвалидов, ветеранов труда и ВОВ, родителей, жителей микрорайона. Коллектив постоянно участвует в различных совместных мероприятиях с Министерством культуры Хабаровского края, управлением культуры Советско-Гаванского района, управлением образования администрации города. По инициативе Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках акции «Отражение: наркотик «OFF» был поставлен спектакль «Сладкая ловушка», также в репертуаре коллектива имеются спектакли агитационного характера: «Молодежь против наркотиков». Участие в подобных мероприятиях создает реальные условия для практического включения и адаптации детей в постоянно изменяющейся среде и для развития активной социальной личности.
Данный проект является логическим продолжением работы в просветительском направлении и своевременной для становления подростковой личности. Проект является комплексным, и включает в себя экологическое воспитание детей, социально-значимую и театральную деятельность. В нём апробируются технологии ТРИЗ (креатив-бой, данетки), новые формы образовательной деятельности (тренинги, ролевые и деловые игры, виртуальные экскурсии и т.д.).
В основу сюжета смены заложена ролевая игра «Социально-экологическая организация «Сюрприз». Участники смены – работники организации: директор (командир отряда), администраторы (руководители творческих групп), организаторы (разработчики творческих проектов), дизайнеры (разработчики печатной и наглядной продукции, оформление материалов).
В течение смены «работники» организации прошли по воображаемой экологической тропе, которая включала два маршрута: творческий и образовательный. Ежедневно в первой половине дня ребята по творческому маршруту готовили и проводили мероприятия, несущие информацию эколого-просветительского характера, для школьников города. А во второй половине дня по образовательному маршруту участников смены ждали воспитательные мероприятия, которые позволили сформировать экологическое сознание у ребят и выработать экологически правильное поведение.
По результатам входного анкетирования абсолютно все участники опроса ответили, что их интересуют вопросы экологии и охраны природы. На вопрос «Убеждён ли ты в необходимости сохранения природы?» все опрошенные так же ответили, что убеждены, поскольку природа – это фундамент нашей планеты, без природы не было бы жизни, она имеет большое значение и огромное влияние в жизни человека, и вообще всех живых существ на планете. Отвечая на вопрос «Кто, на твой взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?», ребята сошлись во мнении, что только если каждый человек будет прилагать усилия для решения данных вопросов, то только тогда экологических проблем не станет. Однако они отметили, что правительство и школы могут ориентировать общество в нужное направление. Отвечая на вопрос «Как ты проявляешь интерес к экологическим проблемам?» они ответили, что стараются следить за новостями, ищут информацию по данному вопросу в рамках проектов и школьных заданий. Ребята ответили, что хотели бы участвовать в пропаганде экологических знаний, в основном проводя кукольные спектакли и викторины. Дети считают, что эта деятельность будет важна для других, в частности для младших школьников, потому что правильное отношение к природе нужно закладывать с детства, а также, потому что природа важна для нас и людям на самом деле не безразлично её состояние, и вообще это обязанность каждого человека.
При составлении план-графика мероприятий, согласованного с образовательными учреждениями, стало очевидно необходимость разработки в подготовительном этапе творческих проектов. Перед тем как привлекать детей к социально значимой деятельности, необходимо сформировать у них понятие «социально-значимый» и «творческий проект», навыки построения проектов. Для этой задачи было проведено занятие «Социальное проектирование» с привлечением учащихся добровольческого объединения. В результате ребятами была проведена исследовательская работа «Дальневосточные леса и лесные чудеса», которая легла в основу творческого проекта «Не дадим в обиду лес!», после чего началась репетиционно-постановочная работа.
На основном этапе, в соответствии с планом, началось проведение воспитательных и творческих мероприятий (театральная деятельность и реализация творческих проектов).
Чтобы учащиеся театра кукол могли донести до зрителей глубину и масштаб данной проблемы, они сами должны обладать чертами «экологической личности». Для развития таких качеств было проведено 16 воспитательных мероприятий, где наиболее значимыми стали:
- Цикл бесед и встреч с экологами и туристами под девизом «Экология в современном мире», ребята узнали четыре главных закона экологии, основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на наше здоровье, чем занимаются специалисты природоохранной структуры.
- Акции «Батарейка, сдавайся!» и «Пластик-фантастик!», собранные батарейки и пластиковые бутылки были переданы трудовому отряду «Штурм», а сами ребята узнали о том, для чего сортировать мусор и как принять участие в той или иной экологической акции, какую опасность представляют выброшенные в мусорное ведро использованные батарейки и ртутные лампы задумались об идеи раздельного сбора мусора и его вторичной переработке.
- Креатив-бой «В мире флоры и фауны» и решение «Да-неток», которые помогли акцентировать внимание учащихся на существующих экологических проблемах, формированию их социальной ответственности.
- Тренинг «Экология души» и ролевая игра «Пресс конференция «Экология и здоровье» помогли выработать у детей отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Данные мероприятия помогли приобрести опыт в решении экологических задач на основе полученных знаний. Особенно важен этот опыт для городских школьников, поскольку в большинстве своем они оторваны от природы и у них преобладает созерцательно-тревожное отношение к ней.
Участниками кукольного театра «Сюрприз» было проведено 13 познавательно-игровых программ и спектаклей для 500 участников городских оздоровительных лагерей младшего школьного возраста.
Особенно запомнилось выступление в Краевом детском центре «Созвездие». В это время там проходила профильная смена «ЭкоМир». На главной сцене краевого центра, Владимир Олегович Сидоров, председатель Хабаровского краевого отделения «Всероссийского общества охраны природы», провел викторину на знание природы Хабаровского края и правил поведения в лесу.
Продолжило акцию выступление театральной студии «Сюрприз». После спектакля ребята из «Сюрприза» провели викторину, загадывали загадки на экологическую тему, читали стихи о красоте родной природы. Зрителям была предоставлена возможность высказаться об их представлении правильного поведения в лесу.
Владимир Олегович поблагодарил артистов за интересный и познавательный спектакль, подчеркнул, что юные дальневосточники получили благодаря ему знания о правильном поведении в лесу, что именно в такой ненавязчивой, игровой форме должно проходить экологическое воспитание. Ребята и вожатые Центра «Созвездие» подходили к артистам после спектакля, благодарили, приглашали приехать ещё.
Чтобы выявить отношение участников городских оздоровительных лагерей к творческим мероприятиям, использовались отзывы руководителей и педагогов ГОЛов, были разработаны вопросы для опроса детей младшего школьного возраста. Ведущие познавательно-игровой программы задавали данные вопросы детям и фиксировали их ответы. На завершающем этапе реализации проекта была проведена заключительная диагностика с учащимися кукольного театра.
Ребята ответили, что наиболее полезное по охране природы, что могут сделать люди, это не засорять нашу планету, не вырубать леса и просто любить природу. На вопрос «Что лично ты сделал и что смог бы ещё сделать полезного по защите природы?» ребята ответили, что проводили акции и экологическую пропаганду, перестали мусорить и сподвигнули на это своих друзей. Ребята считают актуальным введение повсеместно сортировки мусора, установку отдельных мусорных баков.
Они считают, что каждый человек должен руководствоваться следующими принципами, строя свои отношения с природой: пользоваться дарами природы разумно, не брать больше чем требуется для жизни, давать что-то природе, а не только получать, помнить, что все выбрасываемое должно куда-то деваться и что от нас зависит будущее поколений. По их мнению, в основе экологической культуры лежит ответственное отношение к здоровью окружающей среды, переживание за здоровье будущих поколений, желание сохранить красоту и разнообразие природного мира.
Свой уровень экологической культуры ребята оценивают как средний и выше среднего, потому что стараются соблюдать все законы экологии, но не всегда получается.
Ребята думают, что экологический проект повлиял на детей младшего школьного возраста положительно, они узнали много нового для себя, в частности правила поведения в лесу, задумались об экологических проблемах, поняли, что нужно беречь природу, ведь она у нас одна.
Ребята отмечают, что в ходе реализации экологического проекта они сами узнали много полезной информации по защите природы, важные и интересные факты и законы природы, стали более внимательно относиться к ней.
В ходе реализации проекта мы достигли следующих качественных результатов:
Повышение экологической культуры участников проекта, расширение сведений учащихся о природе, процессах и явлениях окружающей среды.
Адекватное отражение состояния внешней среды в ценностных установках, потребностях.
Проявление заинтересованного отношения к проблемам природы, желание участвовать в преобразованиях окружающей среды и социально-значимой деятельности.
Овладение навыками организации общественно значимой социальной деятельности с помощью проектов.
Развитие творческих способностей и качеств социально активной личности, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью и обладает чувством ответственности.
Созданные в ходе реализации проекта материалы пополнили фонд спектаклей кукольного театра «Сюрприз», и в дальнейшем планируется их использовать для проведения театральных постановок на площадках города.
Таким образом, работа по реализации проекта «Мы в ответе за свою планету!», стала весомым вкладом в развитие инновационных форм работы по экологическому воспитанию школьников в условиях учреждений дополнительного образования.
Список литературы:
1. Абрамова Г.Е. Экологическое воспитание средствами искусства. – Ярославль: Ярославский областной ИПК педагогических и руководящих работников, 1998. – 76 с.
2. Бахтиярова В.Ф. Педагогические условия экологического воспитания учащихся в летних оздоровительных лагерях: Дисс…. канд. пед. наук. – Уфа, 2000.
3. Рожков Е. Дышите глубже в феврале - год экологии России на дворе // Тихоокеанская звезда, 2017, 14 февраля.