Статья «Формы организации взаимодействия и сотрудничества с семьёй в дополнительном образовании»
«Формы организации взаимодействия и сотрудничества с семьёй в дополнительном образовании»
Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы
психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
В нашем учреждении «Доме детского творчества» села Кочубеевского ежемесячно для родителей всех объединений проводятся «Родительские университеты». Согласно выбранной тематике выступают социальный педагог, психолог. Опытные педагоги делятся своим опытом. Приглашаются специалисты из разных организаций, других учебных заведений. Тематика всегда актуальная и злободневная. Проходят «Университеты» в разных формах.
Регулярно проходят различные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Тропой здоровья», «Здорово быть здоровым». Оздоровительные мероприятия проходят в спортивных залах школ, парке, в пойме реки Кубани. Семейные команды с удовольствием принимают участие в спортивных соревнованиях.
Традиционно, ежегодно, осенью, ко «Дню матери» организуются и проходят конкурсы – выставки «Все мы родом из детства» - предоставляются творческие работы, выполненные родителями, «Мастерская семейного счастья» - выставляются работы, выполненные совместно родителями и детьми. В ближайшие к 8 Марта дни организуется концерт, во время которого приглашаются и награждаются самые активные мамочки объединений. Очень ярко прошло мероприятие «8 марта – день чудес!» - куда были приглашены мастерицы, которые проводили мастер – классы для мам и девочек. «Изготовление заколок», «Роспись пряничков», «Основы макияжа», «Сувениры своими руками».
Индивидуальные формы:
· Анкетирование, диагностика
· Посещение семьи на дому
· Индивидуальная консультация (беседа)
· Просветительская работа
Наглядно - информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, информационный уголок, презентации, видеофильмы «Наши достижения»,.Они несут в себе разную информацию: о работе объединений, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей и т.д.
Из своего педагогического опыта могу предложить несколько эффективных форм работы с родителями. Помимо традиционных родительских собраний в начале и в конце года, индивидуальных консультаций, проходят мастер – классы для родителей. Обычно они проходят на зимних каникулах, когда у родителей есть достаточно свободного времени. Тематика обычно «Сувениры на Рождество». Появилась ещё такая форма, как подготовка и проведение мастер – классов детьми для родителей. Дети знакомят с теми техниками, которые сами освоили на занятиях в студии. Очень здорово, когда дети чувствуют ответственность и творят вместе с родителями. Если у мам не получается прийти, на МК приходят бабушки, дедушки – это очень сплачивает семью, прививаются художественно – эстетические ценности.
Так же родители любят приходить на мероприятия в студии. Если к масленице накрывается стол, то, конечно родители с удовольствием подключаются и готовят блинчики с разными начинками. В студии проходил мастер – класс «Изготовление пирожных». Из разных полуфабрикатов дети учились делать сладкие десерты. Родители тоже подключились к МК.
В конце учебного года у выпускников проходит защита «Творческих проектов». Учащиеся предоставляют свои итоговые работы и работы, выполненные в течение всего периода обучения. Конечно, родители тоже присутствуют и поддерживают своих «юных талантов». Здесь уже получается и диспут и дискуссия.
В течение учебного года в «Доме детского творчества» проходят концерты - поздравления, разнообразные тематические выставки.
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что и учитывают в своей профессиональной деятельности педагоги и по возможности создают условия для их содержательного взаимодействия.