Модель урока биологии по теме «Эксперимент – основной метод изучения биологии» (5 класс)
Модель урока по теме «Эксперимент – основной метод изучения биологии»
Цель урока: создать условия для формирования знаний об эксперименте как ведущем методе познания природы; познакомить обучающихся с особенностями экспериментального метода
Задачи:
Образовательная: Продолжить формирование знаний обучающихся о методах изучения живой природы
Развивающая: Способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи ; развивать логическое мышление
Воспитательная: Продолжить формирование культуры умственного труда, интереса к познанию окружающего мира
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объясняют значение эксперимента в научном познании.
Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы проведения эксперимента
Личностные : убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных в ходе научного эксперимента
Этапы урока | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный |
Фронтальная работа | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. | Здороваются с учителем Эмоционально настраиваются на урок |
|
Актуализация знаний | Фронтальная беседа | Организует беседу по вопросам: -Что такое метод? -С какими методами вы уже знакомы? -Каковы особенности метода наблюдения? | Отвечают на вопросы | |
Целеполагание |
Фронтальная работа по вопросам | -Наблюдение - самый доступный из всех методов. Но не всегда с его помощью можно получить достоверную информацию -Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. Попробуйте догадаться, о каком методе пойдет речь? Демонстрирует видео сюжет, задает вопросы по сюжету - О каком методе вы узнали из сюжета? - Какова тема урока сегодня? - Какова цель нашей работы ? Уточняет тему урока и предлагает ее записать в тетрадь
| Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы Высказывают свои предложения по теме урока, формулируют тему урока
Записывают тему урока в рабочую тетрадь Участвуют в целеполагании, высказывают свои предложения . |
опыт по обнаружению дыхания растений (1.14 минуты) |
Открытие нового знания
| Фронтальная работа Групповая работа | -Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных методов научного познания. -Обратимся к учебнику, найдите в тексте учебной статьи определение «эксперимент» - Чем эксперимент отличается от наблюдения? Уточняет: Наблюдения только фиксирует свойства объектов, а эксперимент предполагает воздействие человека на объект исследования. Эксперимент (опыт) – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления . - Для проведения эксперимента необходимо его планирование. У вас на столах лежат Информационные листы , найдите информацию о планировании эксперимента Любой эксперимент предполагает проведение практических действий .Эти действия называются экспериментированием. - А сейчас мы с вами поработаем в роли экспериментаторов. У нас сегодня будут работать 4 научные лаборатории, а вы на несколько минут побудете в роли научных сотрудников. Каждая лаборатория получит инструкцию по выполнению эксперимента, а потом расскажет классу о результатах своей работы. А проводить вы будете очень интересный эксперимент по выделению ДНК. Вы, наверное, слышали, что в ней хранится наследственная информация . Извлечение ДНК. Звучит сложно и даже немного пугающе, правда? А ведь извлечение ДНК может быть выполнено с помощью несложного эксперимента | Работают с текстом учебника, находят определение, записывают его в тетрадь : Эксперимент - это наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях Высказывают предположения Работают с Информационными листами Работают в группах: изучают инструкцию, устанавливают последовательность действий и проводят эксперимент
|
Работа с текстом учебной статьи Отвечают на вопросы Информационный лист . Общий план эксперимента (см.Приложения)
Инструкция по проведению эксперимента по выделению ДНК (см.Приложения) |
Первичное закрепление и применение знаний
| Групповая работа | Учитель приглашает спикеров от каждой лаборатории доложить о результатах эксперимента, задает вопросы: - Какую цель вы поставили в начале эксперимента? - Какую гипотезу вы выдвинули? - Какое оборудование вы использовали? - Какой вывод вы сделали по результату эксперимента? Учитель благодарит «сотрудников» лаборатории за плодотворную работу - Предлагаю подумать над вопросом. Можно ли с помощью эксперимента: А) изучать поведение фламинго с помощью бинокля; Б)определить диаметр яйца дрозда с помощью штангенциркуля; В) изучить влияние разных доз удобрений на укоренение и развитие черенков | Рассказывают о проведении эксперимента Отвечают на вопросы: Цель- выделить ДНК Гипотеза- во всех живых клетках содержится ДНК Оборудование- маленький чистый стакан, соль поваренная (1 чайная ложка), образец (слюна), сок ананаса, холодный спирт, средство для мытья посуды ,питьевая трубочка Отвечают на вопрос, объясняю верного варианта ответа |
|
Рефлексия | Фронтальная работа | - Согласны ли вы с мнением о том, что эксперимент стал ведущим методом современной биологии? - Достигли ли мы поставленных целей урока? - Что оказалось для вас самым интересным? | Отвечают на вопросы | |
Информация о домашнем задании | | Объявляет домашнее задание, объясняет, как провести дома эксперимент, как зафиксировать его результаты | - Записывают домашнее задание: параграф провести домашний эксперимент |
Видеоинструкция по проведению эксперимента |
ПРИЛОЖЕКНИЯ
Информационный лист
Общий план эксперимента
1. Определить цель (Надо поставить вопрос – что изучить?)
2. Выдвинуть предположение, гипотезу (Что хотим выяснить в ходе изучения)
3. Составить план проведения опыта (эксперимента) (Планируем, как провести данный опыт – ход действия опыта)
4. Подобрать оборудование
5. Провести опыт (эксперимент), наблюдение (Проводится по составленному плану)
6. Записать свои наблюдения
7. Сделать выводы (Вывод – это ответ на конкретно поставленный вопрос гипотезы (предположения).
Инструкция по проведению эксперимента по извлечению ДНК из образца слюны
Необходимые материалы и аппаратура:
маленький чистый стакан;
соль поваренная (1 чайная ложка);
образец (слюна);
сок ананаса;
холодный спирт
средство для мытья посуды,
питьевая трубочка
Ход эксперимента:
Поместите немного слюны в небольшой стакан или другую маленькую емкость.
Добавьте несколько капель средства для мытья посуды.
3 Добавьте полную ложку ананасового сока в стакан, чтобы избавиться от всех клеточных белков.
Затем добавьте щепотку поваренной соли.
Тщательно перемешайте.
Теперь добавьте спирт и дайте ему осесть над смесью. Вы можете делать это с помощью питьевой трубочки, используя ее как пипетку, чтобы не налить слишком много.
Через некоторое время вы получите беловатый материал, похожий на слизь. Это ДНК.
РЕСУРСЫ.
1. https://rosuchebnik.ru/material/yunyy-biolog-5-prostykh-eksperimentov-ot-dnk-do-bakteriy/
2. https://youtu.be/KLb6hD7JN5A
3. https://youtu.be/DT1balEkNQY