Модель урока биологии по теме «Эксперимент – основной метод изучения биологии» (5 класс)

6
0
Материал опубликован 28 November 2022 в группе

Модель урока по теме «Эксперимент – основной метод изучения биологии»

Цель урока: создать условия для формирования знаний об эксперименте как ведущем методе познания природы; познакомить обучающихся с особенностями экспериментального метода

Задачи:

Образовательная: Продолжить формирование знаний обучающихся о методах изучения живой природы

Развивающая: Способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи ; развивать логическое мышление

Воспитательная: Продолжить формирование культуры умственного труда, интереса к познанию окружающего мира

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объясняют значение эксперимента в научном познании.

Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы проведения эксперимента

Личностные : убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных в ходе научного эксперимента



Этапы урока

Формы организации учебной деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных      результатов

1

2

3

4

5


Организационный

 

Фронтальная работа

 Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

 

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

 Здороваются с учителем





Эмоционально настраиваются на урок

 

 

Актуализация знаний

Фронтальная беседа

Организует беседу по вопросам:

-Что такое метод?

-С какими методами вы уже знакомы?

-Каковы особенности метода наблюдения?

Отвечают на вопросы


Целеполагание

 

Фронтальная работа по вопросам

 -Наблюдение - самый доступный из всех методов. Но не всегда с его помощью можно получить достоверную информацию

-Сегодня мы поговорим о новом методе исследования. Попробуйте догадаться, о каком методе пойдет речь?


Демонстрирует видео сюжет, задает вопросы по сюжету

- О каком методе вы узнали из сюжета?

- Какова тема урока сегодня?

- Какова цель нашей работы ?


Уточняет тему урока и предлагает ее записать в тетрадь

 

 

Просматривают видеосюжет

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предложения по теме урока, формулируют тему урока



Записывают тему урока в рабочую тетрадь


Участвуют в целеполагании, высказывают свои предложения .

 

 https://youtu.be/KLb6hD7JN5A

опыт по обнаружению дыхания растений (1.14 минуты)

 

 Открытие нового знания

 













Фронтальная работа























Групповая работа

 -Эксперимент (в переводе с латинского - проба, опыт) -один из основных методов научного познания.

-Обратимся к учебнику, найдите в тексте учебной статьи определение «эксперимент»

- Чем эксперимент отличается от наблюдения?

Уточняет:

Наблюдения только фиксирует свойства объектов, а эксперимент предполагает воздействие человека на объект исследования.

Эксперимент (опыт) – это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления .

- Для проведения эксперимента необходимо его планирование. У вас на столах лежат Информационные листы , найдите информацию о планировании эксперимента


Любой эксперимент предполагает проведение практических действий .Эти действия называются экспериментированием.

- А сейчас мы с вами поработаем в роли экспериментаторов. У нас сегодня будут работать 4 научные лаборатории, а вы на несколько минут побудете в роли научных сотрудников. Каждая лаборатория получит инструкцию по выполнению эксперимента, а потом расскажет классу о результатах своей работы.

А проводить вы будете очень интересный эксперимент по выделению ДНК. Вы, наверное, слышали, что в ней хранится наследственная информация . Извлечение ДНК. Звучит сложно и даже немного пугающе, правда? А ведь извлечение ДНК может быть выполнено с помощью несложного эксперимента

  Работают с текстом учебника, находят определение, записывают его в тетрадь :

Эксперимент - это наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях


Высказывают предположения







Работают с Информационными листами








Работают в группах: изучают инструкцию, устанавливают последовательность действий и проводят эксперимент

 

 

 

Работа с текстом учебной статьи






Отвечают на вопросы







Информационный лист . Общий план эксперимента (см.Приложения)







Инструкция по проведению эксперимента по выделению ДНК (см.Приложения)



 

Первичное закрепление и применение знаний

 

 


Групповая работа

 Учитель приглашает спикеров от каждой лаборатории доложить о результатах эксперимента, задает вопросы:

- Какую цель вы поставили в начале эксперимента?

- Какую гипотезу вы выдвинули?

- Какое оборудование вы использовали?

- Какой вывод вы сделали по результату эксперимента?







Учитель благодарит «сотрудников» лаборатории за плодотворную работу


- Предлагаю подумать над вопросом. Можно ли с помощью эксперимента:

А) изучать поведение фламинго с помощью бинокля;

Б)определить диаметр яйца дрозда с помощью штангенциркуля;

В) изучить влияние разных доз удобрений на укоренение и развитие черенков

Рассказывают о проведении эксперимента


Отвечают на вопросы:

Цель- выделить ДНК

Гипотеза- во всех живых клетках содержится ДНК

Оборудование- маленький чистый стакан, соль поваренная (1 чайная ложка), образец (слюна), сок ананаса, холодный спирт, средство для мытья посуды ,питьевая трубочка





Отвечают на вопрос, объясняю верного варианта ответа

 


Рефлексия

Фронтальная работа

- Согласны ли вы с мнением о том, что эксперимент стал ведущим методом современной биологии?

- Достигли ли мы поставленных целей урока?

- Что оказалось для вас самым интересным?

Отвечают на вопросы


Информация о домашнем задании


Объявляет домашнее задание, объясняет, как провести дома эксперимент, как зафиксировать его результаты

- Записывают домашнее задание:

параграф

провести домашний эксперимент

 

Видеоинструкция по проведению эксперимента

https://youtu.be/DT1balEkNQY









ПРИЛОЖЕКНИЯ

Информационный лист



Общий план эксперимента

1. Определить цель (Надо поставить вопрос – что изучить?)

2. Выдвинуть предположение, гипотезу (Что хотим выяснить в ходе изучения)

3. Составить план проведения опыта (эксперимента) (Планируем, как провести данный опыт – ход действия опыта)

4. Подобрать оборудование

5. Провести опыт (эксперимент), наблюдение (Проводится по составленному плану)

6. Записать свои наблюдения

7. Сделать выводы (Вывод – это ответ на конкретно поставленный вопрос гипотезы (предположения).





Инструкция по проведению эксперимента по извлечению ДНК из образца слюны

Необходимые материалы и аппаратура:

маленький чистый стакан;

соль поваренная (1 чайная ложка);

образец (слюна);

сок ананаса;

холодный спирт

средство для мытья посуды,

питьевая трубочка

Ход эксперимента:

Поместите немного слюны в небольшой стакан или другую маленькую емкость.

Добавьте несколько капель средства для мытья посуды.

3 Добавьте полную ложку ананасового сока в стакан, чтобы избавиться от всех клеточных белков.

Затем добавьте щепотку поваренной соли.

Тщательно перемешайте.

Теперь добавьте спирт и дайте ему осесть над смесью. Вы можете делать это с помощью питьевой трубочки, используя ее как пипетку, чтобы не налить слишком много.

Через некоторое время вы получите беловатый материал, похожий на слизь. Это ДНК.

РЕСУРСЫ.

1. https://rosuchebnik.ru/material/yunyy-biolog-5-prostykh-eksperimentov-ot-dnk-do-bakteriy/

2. https://youtu.be/KLb6hD7JN5A

3. https://youtu.be/DT1balEkNQY

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/09/podborka-stihotvoreniy-dlya-org-momenta-na-uroke




МОДЕЛЬ УРОКА
PPTX / 1.07 Мб

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.