Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
|
ФИО (полностью) |
Кириченко Анастасия Олеговна |
|
Место работы |
МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи» |
|
Должность |
учитель биологии |
|
Предмет |
биология |
|
Класс |
5 |
|
Тема и номер урока в теме |
урок №27 по теме « Лишайники» |
|
Базовый учебник |
Пасечник В.В. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 (линия «Вертикаль») |
Цель урока: выявление учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, знакомство с их многообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи:
Обучающие
обеспечение в ходе урока повторения основных понятий, теорий, фактов связанных с темой урока;
закрепление общеучебных умений и навыков критического восприятия информации;
создание условий для усвоения учащимися научных фактов о лишайниках.
Развивающие
развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными источниками информации, самостоятельность,
развитие критического мышления через проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;
формирование умения сопоставлять факты и делать выводы;
развитие познавательного интереса и мотивации учащихся.
Воспитательные
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы;
Формы работы учащихся: индивидуальная; групповая; парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер; интерактивная доска
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.
Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние
Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.
Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организационный момент |
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы |
Готовятся к работе. Слушают учителя. |
2 мин. |
2 |
Мотивация к учебной деятельности (формулирование темы, целеполагание) |
Чтение стихотворения Ю. Линника. Вопросы: «О каких организмах идет речь?», «Какова тема нашего сегодняшнего урока?», «Какую цель мы должны достичь к концу урока?» (прием «Корзина мнений»). Формулирование проблемного вопроса: «Почему лишайники относятся к особой группе организмов?» |
Слушают. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи урока записывают в «корзину». Учащиеся готовятся к работе, чтобы решить проблемный вопрос |
5-7 мин. |
3 |
«Открытие» нового знания |
Приглашение в путешествие по станциям. Пояснение: на столах лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых указаны места остановок и задания, а также рабочая карта, которую необходимо заполнять по ходу изучения нового материала (приложение 2). |
Смотрят в маршрутные листы, изучают рабочую карту. По ходу путешествия заполняют предложенную таблицу, обсуждают ее содержание в группе |
14-15 мин |
4 |
Физминутка |
Упражнения для опорно-двигательного аппарата и гимнастика для глаз (методика Базарного В.Ф) |
Выполняют упражнения |
2 мин. |
5 |
Применение нового знания |
Для закрепления предлагается графический диктант с взаимопроверкой |
Выполняют, осуществляют проверку в парах |
5 мин. |
Возвращение к проблемному вопросу урока «Почему лишайники относятся к особой группе живых организмов?» |
Отвечают на проблемный вопрос |
5 мин. |
||
6 |
Рефлексия |
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Спрашивает: - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока? Комментирует и выставляет оценки за урок. |
Называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели («Забор»). Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
5мин. |
8 |
Задание на дом |
Отлично, мы с вами ответили на все вопросы, и подходит к завершению наш урок. Обратите внимание на домашнее задание в ваших рабочих листах. Напоминаю, что тип творческого задания вы выбираете самостоятельно. |
Записывают домашнее задание (если осталось время обсуждают его и высказывают свои предположения). |
1-2 мин. |
Елена Владимировна
Елена Владимировна
Кириченко Анастасия Олеговна