Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

3
3
Материал опубликован 24 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

ФИО (полностью)

Кириченко Анастасия Олеговна

 

Место работы

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

 

Должность

учитель биологии

 

Предмет

биология

 

Класс

5

 

Тема и номер урока в теме

урок №27 по теме « Лишайники»

 

Базовый учебник

Пасечник В.В. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 (линия «Вертикаль»)

Цель урока: выявление учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, знакомство с их многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи:

Обучающие

обеспечение в ходе урока повторения основных понятий, теорий, фактов связанных с темой урока;

закрепление общеучебных умений и навыков критического восприятия информации;

создание условий для усвоения учащимися научных фактов о лишайниках.

Развивающие

развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными источниками информации, самостоятельность,

развитие критического мышления через проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;

формирование умения сопоставлять факты и делать выводы;

развитие познавательного интереса и мотивации учащихся.

Воспитательные

содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы;

Формы работы учащихся: индивидуальная; групповая; парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; интерактивная доска

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.

Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.

Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.

Презентация к уроку

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Готовятся к работе.

Слушают учителя.

2 мин.

2

Мотивация к учебной деятельности (формулирование темы, целеполагание)

Чтение стихотворения Ю. Линника.

Вопросы: «О каких организмах идет речь?», «Какова тема нашего сегодняшнего урока?»,

«Какую цель мы должны достичь к концу урока?» (прием «Корзина мнений»).

Формулирование проблемного вопроса: «Почему лишайники относятся к особой группе организмов?»

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, цель и задачи урока записывают в «корзину».

Учащиеся готовятся к работе, чтобы решить проблемный вопрос

5-7 мин.

3

«Открытие» нового знания

Приглашение в путешествие по станциям. Пояснение: на столах лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых указаны места остановок и задания, а также рабочая карта, которую необходимо заполнять по ходу изучения нового материала (приложение 2).

Смотрят в маршрутные листы, изучают рабочую карту.

По ходу путешествия заполняют предложенную таблицу, обсуждают ее содержание в группе

14-15 мин

4

Физминутка

Упражнения для опорно-двигательного аппарата и гимнастика для глаз (методика Базарного В.Ф)

Выполняют упражнения

2 мин.

5

Применение нового знания

Для закрепления предлагается графический диктант с взаимопроверкой

Выполняют, осуществляют проверку в парах

5 мин.

Возвращение к проблемному вопросу урока

«Почему лишайники относятся к особой группе живых организмов?»

Отвечают на проблемный вопрос

5 мин.

6

Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Спрашивает: - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока?

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели («Забор»).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

5мин.

8

Задание на дом

Отлично, мы с вами ответили на все вопросы, и подходит к завершению наш урок. Обратите внимание на домашнее задание в ваших рабочих листах. Напоминаю, что тип творческого задания вы выбираете самостоятельно.

Записывают домашнее задание (если осталось время обсуждают его и высказывают свои предположения).

1-2 мин.

Предварительный просмотр презентации

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ биологии в 5 классе учитель биологии А. О. Кириченко

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле и т.д. Много их в тропиках , но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах, в тундре, тайге, на песках, в лесах. К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Тело его - СЛОЕВИЩЕ (или ТАЛЛОМ) – состоит из ГРИБА и ВОДОРОСЛИ в тесной связи как единый организм.

слоевища выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. слоевище этих лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок слоевище напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре

<http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000354-1000-4ddd-2d22-060046bb2fd2/0081.swf> <http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000354-1000-4ddd-2d22-060046bb2fd2/0081.swf>

Значение лишайников в природе: Являются первопоселенцами безжизненных пространств. Участвуют в первичном почвообразовании. Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород. Являются важным элементом наземных биогеоценозов. В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами -эдификаторами. Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев. Являются пищей для многих диких копытных животных.

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека: Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень). Некоторые виды используются в пищу человеком. Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса). Служат для получения различных природных красителей. Используют в медицине. Используют в парфюмерной промышленности. Некоторые виды служат для определения возраста горных пород(лихенометрия). Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

"Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни". "Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни".

Лихеноиндикация Лихеноиндикация Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха(лихеноиндикация). Высокая чувствительность лишайников к загрязнениям вызвана тем, что взаимодействие его компонентов легко нарушить. Из воздуха или с дождём поступают без всяких препятствий в лишайник вместе с питательными и токсичные вещества, это происходит потому, что лишайники не имеют никаких специальных органов для извлечения влаги из субстрата, а поглощают её всем талломом. Поэтому они особенно уязвимы к загрязнению воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в областях промышленно развитых городов появились во второй половине XIX века. Основной причиной являлось увеличение содержания диоксида серы в воздухе. Между тем, использование серных фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовало улучшению качества воздуха, так что сегодня лишайники в больших городах встречаются часто. При «пассивном мониторинге» учитывается частота встречаемости лишайников в какой-то местности, по которой делается вывод о качестве воздуха здесь. При «активном мониторинге» наблюдают конкретный вид лишайника, который высаживают в исследуемом месте, и по воздействию на него окружающей среды (понижение жизнеспособности, изменение окраски таллома, гибель) судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований. В районах с интенсивным сельским хозяйством велико внесение удобрений, азотные соединения из которых распространяются с водой, делая реакцию почвы слабоосновной. Это ведёт к исчезновению видов лишайников, которые предпочитают кислые почвы. Лишайники служат также показателями наличия в воздухе токсичных тяжёлых металлов, накапливающихся в тканях, которые в итоге могут привести к гибели лишайника. Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.

1. Тело лишайника называется слоевище. 1. Тело лишайника называется слоевище. 2. Лишайники приносят вред природе. 3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. 4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. 5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. 6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. 7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество. 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. 10. Лишайниками питаются некоторые животные. 11. Лишайники являются лечебными организмами. 12. Лишайники портят своими выделениями почву.

1. Тело лишайника называется слоевище (да). 1. Тело лишайника называется слоевище (да). 2. Лишайники приносят вред природе(нет). 3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет). 4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли(да). 5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества(да). 6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт(нет). 7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество(да). 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета(нет). 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые(да). 10. Лишайниками питаются некоторые животные(да). 11. Лишайники являются лечебными организмами(да). 12. Лишайники портят своими выделениями почву(нет).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

В конкурсной работе отсутствует презентация к данному занятию. Это является обязательным условием участия в конкурсе.

25 March 2017

"На столах лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых указаны места остановок и задания, а также рабочая карта, которую необходимо заполнять по ходу изучения нового материала (приложение 2)". А где приложения?

25 March 2017

Добрый день! Елена Владимировна, Ваши справедливые замечания исправлены. Если возможно, посмотрите загруженные материалы. Благодарю!

30 March 2017