Лекционно-практическое занятие «Модель воспитательной системы класса "Дарить огонь души"»
Пояснительная записка к презентации
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР – КЛАССА
Модель воспитательной системы класса «Дарить огонь души» (лекционно-практическое занятие)
Возможно ли Другого изменить? (слайд 2)
Открыть , сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право?
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать
мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлёт людской судьбы…
-Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Маргарита Владимировна и я рада видеть Вас на своем мастер – классе. Классным руководителем и учителем одновременно работаю 28 лет и не изменяю своему принципу: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков».
Я – педагог, со мною рядом дети. (слайд 3)
Какой готовит им судьба удел?
Их надо научить всему на свете,
Чтоб каждый в своей жизни преуспел!
-Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации как обучения, так и воспитания всесторонне-развитой личности.
-Свой мастер-класс я хотела бы начать с небольшой рефлексии, которая поможет выяснить ваши ожидания и опасения от проводимого занятия. Используя метод «Фруктовый сад», вы можете лучше узнать и понять чего хочет каждый ребенок и чего он ожидает от вас, а полученные материалы можно использовать для формирования и построения личностно-ориентированного подхода в своей работе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. ( на стенде)
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания, которые вы хотели бы получить от нашей встречи, а опасения на лимонах.
Цель моей воспитательной программы - способствовать формированию нравственно и физически здоровой, интеллектуальной, всесторонне развитой личности, приспособленной к требованиям общества. (слайд 4)
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Из этого вытекают и следующие задачи в моей работе: (слайд 5)
Развитие творческих способностей в урочное и внеурочное время.
Формирование учебной мотивации и развитие учебных навыков.
Формирование уважения друг к другу, к старшему поколению.
Воспитание умения работать над собой, развитие самооценки.
Воспитание культуры поведения и здорового образа жизни.
Взаимодействие с семьёй.
Моё основное правило - «Правило 7У» (слайд 6)
Уверенность
Успешность
Удивительность
Убедительность
Уважительность
Уравновешенность
Улыбчивость
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.(слайд 7)
Духовно – нравственное.
Гражданско – патриотическое и правовое воспитание.
Художественно – эстетическое воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание здорового образа жизни.
Семейное воспитание.
Профессинально – трудовое воспитание
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель.
Хочу поделиться с вами тем, как можно вести портфолио классного руководителя, где отражается работа с детьми и родителями, идет анализ каждого мероприятия для исправления того, что у меня не получилось и наоборот. (пускаю портфолио классного руководителя и ученика)
(слайд 8) Духовно – нравственное воспитание и интеллектуальное развитие.
Цель: формирование у детей целостной и научно – обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим, национальным ценностям, культурному наследию, воспитания потребности в духовном обогащении.
« Я и другие» - взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере. Слайд 9
Ситуация. Собрались мальчики, разговаривают, подсмеиваются друг над другом. Саша обозвал Витю, и Вите показалось это обидным. Между Сашей и Витей завязалась драка. Остальные, образовав вокруг драки круг, наблюдают и подзадоривают дерущихся. Результат: один из драчунов оказывается в больнице с болью в боку. Проиграв эту ситуацию, каждый из детей озвучил свою точку зрения. Пришли к выводу, что надо было разнять драчунов, так как повод для драки оказался ничтожным. А наблюдать за дракой, да еще и «подначивать» дерущихся – это подло и недопустимо. Чтобы у детей сформировать умения реализовывать себя и свои способности и понять свою социальную роль как ученика, они принимают участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах, где встречаются с разными людьми. Это, например, работа «Сохрани здоровье зубов», «Вредные привычки», участие в школьном мероприятии «Десять любимых книг», где ребята сами выявляют круг чтения своих сверстников и т.д. Принимают участие в благотворительных ярмарках, концертах, дают навыки правильного поведения на дороге для первоклассников в роли ЮИДовцев. (слайд 10)
( слайд 11) Гражданско – патриотическое и правовое воспитание.
Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края , малой Родины; формирование чувства долга, воспитание правового сознания, уважение к нормам коллективной жизни и правам человека.
(слайд 12) – Проводится огромная работа по становлению учащегося как гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности: Человек, добро, семья, культура, Отечество, Родина малая и большая. Здесь я стараюсь привлечь детей к участие в акциях, связанных с героями войны, дети собирают материал о своих героях семьи, была сделана исс-кая работа «Мемориальный комплекс под Хулхутой» Богзыковым Айсом, и такой материал мы передали в наш школьный музей. Знакомство с правами ребенка прошло через участие класса в театрализованном представлении сказки по правам детей. Заняли 2 и 3 места в региональном конкурсе ко Дню Единства, проводимый Русской и Калмыцкой Епархией.
(слайд 13) Художественно – эстетическое воспитание
Цель: развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, воспитание человека высокой культуры.
( слайд 14-15)Воспитательная система класса – максимально открытая система. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День Знаний, День именинника, День матери, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 Марта, что просто обязует проводить совместные праздники. Тут у ребят нет предела показать себя и свое творчество: это классные праздники, театрализованное представление по ПДД для начальной школы, посещение музеев, концертов, выставок, участие в художественных конкурсах Всероссийского и регионального значения, где ребята тоже заняли призовые места .
(слайд 16) Экологическое воспитание
Цель:
воспитание человека – гражданина любящего природу своего края, своей малой Родины; формирование гуманного отношения к природе, умение сохранять и преумножать её богатство, воспитание экологической грамотности.
(слайд 17) –тема экологии дает детям возможность лучше изучить родной край, природу, заставляет задуматься над экологическими проблемами и попытаться понять их появления и разрешения.
(слайд 18)Дети проводят исследовательские работы, собирают материал и делают презентации, а затем делятся со сверстниками и отправляют свои работы на конкурсы. ( распечатать «Сайгак», «Элиста» и т.д. Собрали материал для создания Красной книги Калмыкии.
(слайд 19) Воспитание культуры здоровья: физического, психического и нравственного.
Цель: развитие потребности в здоровье и здоровом образе жизни, умение управлять своим здоровьем; физическое совершенствование. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
(слайд 20)От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций, организация походов по родному поселку – вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. Большую помощь в воспитательной работе по данному направлению оказывают кружки и секции, которые с удовольствием посещают мои ученики.
(слайд 21) В классе есть свои спортсмены, имеющие награды. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», активный отдых на воздухе.
(слайд 22) Семейное воспитание
Цель: воспитание уважение к семье, формирование чувства гордости за принадлежности к своей семье. Включение семьи в решение проблем воспитания.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Поэтому для меня изучение семей является важной составляющей. (слайд 23) В работе с родителями стараюсь использовать различные формы работы: 1. Круглый стол, где каждый родитель может высказать свое мнение, задать интересующий вопрос; 2. Родительские чтения; 3. Родительские лектории; 4.тематические консультации; 5. Анкетирование родителей. Самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия.
(слайд 24) Трудовое воспитание
Цель: воспитание трудолюбия, развитие навыков самообслуживания, уважение к мастерству и бережного отношения к результатам труда взрослых, потребности в труде, осознанного выбора профессии.
(слайд 25) Главный упор делаю и на саморазвитие человека посредством самоуправления в классе – выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, участие в проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых и творческих поручений, участие в субботниках, акциях «Чистый двор», «Чистый город».
(слайд 26) – ожидаемые результаты? Вот они…
Гуманизм
Азбука жизни
Развитие
Семинар классных руководителей.
PPT / 9.13 Мб
Мировоззрение
Образование
Наука
Искусство
Я – личность
А в целом гармония в развитии социально-адаптированнго ребенка, готовящегося жить в очень непростом мире.
(слайд 27) стих-е
(слайд 28) - Моя задача – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, пихать и пинать. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создать условия, удовлетворяя его внутренние запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «Я», выявить свое предназначение. Моя цель – помочь ему в этом.