12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокаев Валерий53
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Беслан


Автор: Кокаев Валерий Владимирович,

педагог дополнительного образования


МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Введение

В соответствии с общепринятыми в мировой практике концепциями национальное богатство включает в себя наряду с инфраструктурой, всеми видами машинного оборудования, строений и природных богатств (полезные ископаемые, воды, почвы, флора и фауна) еще и «человеческий капитал» (образование, здоровье, умение). Причём, чем более развита страна, тем большую долю в национальном богатстве составляет «человеческий капитал». Сегодня доля экологического образования и воспитания в процессе общего образования составляет всё более растущую часть. Поскольку в современных условиях любые специальные знания должны основываться на экологических принципах.

Содержательная сторона экологической воспитательной деятельности основана на признании того, что в настоящее время в результате развития человеческой цивилизации и усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду в биосфере происходят изменения, которые могут иметь катастрофические для общества последствия. В результате хозяйственной деятельности людей внесены изменения в естественные циклы обмена энергией и веществами в биосфере. Многие из антропогенных воздействий привели к тому, что уже признан ряд проблем, которые относят к глобальным проблемам окружающей среды. Поэтому приобретение обучающимися знаний, умений и навыков предотвращения или устранения экологических проблем имеет большое значение для общества и каждого конкретного человека.

Важнейшая задача сегодня - формирование у обучающихся экологического мировоззрения, имеющего социальную направленность и позволяющего оценивать социальные последствия безответственного отношения к экосистеме: снижение уровня благосостояния, технический и социальный регресс, снижение продолжительности жизни, уменьшение количества здоровых людей и др.

Неотъемлемой составной частью процесса экологического образования является формирование экологической этики. Это особенно актуально, поскольку в дальнейшем нормы поведения в повседневной жизни и трудовой деятельности должны быть направлены на сохранение благоприятной для жизни настоящего и последующих поколений среды обитания.

В соответствии с современной концепцией о потенциальной опасности любой деятельности человека важным вопросом формирования экологической этики является последовательное доказательство и внедрение в сознание обучающихся необходимости оценки экологической целесообразности разрабатываемых обучающимися систем и технологических процессов. В процессе обучения очень важно довести до сознания обучающегося то, что в его практической деятельности особую социальную значимость приобретают 4 основных закона экологии, сформулированные Б. Коммонером:

всё связано со всем;

всё должно куда-то деваться;

природа знает себя лучше, чем человек;

за всё надо платить.

Человечество не может использовать природные ресурсы и загрязнять окружающую среду без последствий для биосферы и общества. Поэтому любая деятельность человека, даже с точки зрения прогресса, должна быть оценена с экологической точки зрения и социальных последствий для людей (например, появление территорий, не пригодных для жизни человека).

Если обучающийся будет в своей повседневной жизни, руководствоваться этими законами, то многих негативных результатов можно будет избежать. Например, если сначала провести экологическую оценку какого - либо решения или технологического процесса, то может оказаться, что целесообразнее это решение вообще не принимать, а технологический процесс не разрабатывать. В этом случае социальные последствия будут более позитивными.

К одной из основных задач следует отнести формирование у молодых людей - будущих специалистов технических направлений экологического мышления, направленного на применение экологических знаний, как в своей профессиональной деятельности, так и на бытовом уровне. В процессе решения данных задач крайне важным является осознание обучающимися концепции устойчивого развития, направленной на удовлетворение нужд настоящего поколения, но при этом не лишающего и грядущие поколения возможности также удовлетворять свои нужды. В соответствии с данной концепцией вопросы экологического, экономического и социального равенства тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться комплексно и неразрывно.

Исходя из учения В.И. Вернардского, в качестве теоретической основы научной стратегии экологического образования можно выделить следующие основополагающие принципы: - принцип функционального единства общества и окружающей природы и постоянства их взаимодействия в эволюционно сформировавшейся двухкомпонентной глобальной социоэкосистеме (при изучении разных аспектов этого взаимодействия следует руководствоваться законами экологического, социального и экономического развития составных её блоков);

принцип целостного социально-экономического и экологического подхода к изучению взаимодействия общества с природной средой как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека;

принцип направленности научной мысли и технических достижений, образования на оптимизацию взаимодействия природы и общества; принцип многоцелевого использования природных экосистем и экологического обеспечения природопользования как экономической основы процветания общества;

принцип реальности устранения потенциальных противоречий между научно- техническим прогрессом и необходимостью сохранения экологической стабильности, которую можно рассматривать как непротиворечивость развития общества и эволюцию окружающей среды, которая происходила на протяжении геологических эпох и происходит в настоящее время.

Необходим системный подход к решению этой проблемы на основе рассмотрения влияния на окружающую среду всего жизненного цикла продукции от стадии добычи и первичной переработки всех видов природного сырья и далее на стадии производства, а также в процессе эксплуатации продукции и вплоть до утилизации или обезвреживания (удаления отходов и отработанных изделий).

«В России скопилось более 80 млрд. т. твёрдых отходов. Задача их утилизации остаётся одной из самых актуальных. Всем этим нужно заниматься на государственном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях, и вообще это должно быть мироощущением любого грамотного россиянина.

В России нужно создать специальную индустрию, которая бы занималась переработкой твёрдых отходов», - это выдержка из выступления Д. А. Медведева на заседании Совета безопасности России 30 января 2008 г.

Именно эта установка Председателя Правительства РФ послужила мотивацией при определении мною, педагогом дополнительного образования, направления деятельности по экологическому образованию учащейся молодёжи, в частности, школьников района. «Управление твёрдыми отходами» (ТБО бытовыми) - изучение такой актуальной экологической проблемы и предложил обучающимся творческого объединения. Для этого была разработана и одноименная авторская программа.

Управление отходами - один из самых молодых и проблемных секторов экономики, вызвал большой интерес у обучающихся. В частности, информация о том, что только в 70-е годы прошлого века в Европе взяли под контроль деятельность неуправляемых свалок, а в начале XXI века приступили к переходу от захоронения отходов к их переработке; факт того, что для нашей страны всё это стало актуальным буквально в последние годы и только сегодня развитие названного сектора стало приобретать системный и научный характер. И что тому есть несколько причин, которые совместно определили на первых занятиях в ходе эвристических бесед: во-первых, отходы стали в устрашающей степени влиять на нашу жизнь, на первоочередные условия человеческого существования, во-вторых, смена строя и ликвидация «железного занавеса» привели к увеличению количества отходов, превышающего все мыслимые пределы.

На одном из очередных занятий творческого объединения ребятам привел такой факт: В Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии разработана Экологическая программа по управлению отходами методом создания системы, сортировки и переработки вторичных материалов из твёрдых бытовых отходов с участием населения. По подсчётам, сделанным в этом Комитете, семья из 4 человек в течение года производит отходы в следующих объёмах: 100 кг макулатуры, 3 кг алюминиевой фольги, 150 кг различных пластмасс, 1 тыс. штук стеклянных бутылок, 3,5 кг старой одежды, приблизительно 3,5 кг обуви, металлических крышек 1,5 кг.

На основе анализа этих данных обучающиеся самостоятельно сделали следующие выводы:

бытовые отходы - это товар, эффективная система сбора которого может принести реальный доход.

России потребуется несколько десятилетий, чтобы выйти хотя бы на приемлемый уровень управления отходами.

Научно-ориентированное обучение является перспективным направлением развития системы образования. В предшествующий период развития общества задача общества состояла в том, чтобы дать возможность учащимся усвоить добытые наукой знания. Сегодня речь идёт о том, чтобы научить их добывать необходимые в данный период их жизнедеятельности знания, используя методы, сходные с методами научного исследования. Поэтому важнейшая задача объединения - развитие у детей интереса к технике, к поиску новых технических решений. По проблеме управления ТБО на сегодня здесь огромное поле деятельности. В процессе работы обучающиеся делают анализ существующих систем и вариантов переработки твёрдых бытовых отходов.

Проведение экскурсий на санкционированные полигоны различной степени оснащённости необходимым набором зданий и сооружений, где соблюдаются основные технологические операции по переработке и складированию отходов, и на неупорядоченные свалки способствуют развитию творческих способностей и расширению политехнического кругозора обучающихся.

В процессе творческой деятельности, которой охвачены обучающиеся в объединении, вынуждены повышать уровень своих знаний по следующим школьным дисциплинам: физике, химии, математике и биологии; изучать дополнительную литературу по техническим дисциплинам и ОБЖ.

Занятия проводятся в доступной и понятной форме, носят живой и творческий характер, обязательно преследуется и решается задача привития любви к окружающей природе и стремления к сохранению её чистоты в первозданном виде. На занятиях обучающимся объясняется то, что сохранение природы и её чистоты имеет двустороннее направление. С одной стороны, без технического прогресса и без улучшения жизненного уровня населения нет развития общества. С другой стороны, урбанизация общества порождает усиление загрязнения окружающей среды. Поэтому разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий есть одно из главных направлений научно-технического прогресса.

Для развития интереса полезно анализировать, какие изменения по количественному и морфологическому составу претерпели ТБО на протяжении нескольких веков и последних десятилетий. С этой целью в своей педагогической практике прибегаю к использованию исследовательского метода.

В качестве наглядных пособий использую видеокассеты, статистические данные федеральных и региональных ведомств, данные государственных СМИ, литературных источников; экскурсии на полигоны и свалки.

Особое внимание на занятиях уделяется вопросам, связанным с чистотой родного города. Во время экскурсий по улицам и дворам многоквартирных домов г. Беслана совместно с членами творческого объединения проводим сравнительный анализ чистоты и порядка на улицах и во дворах, в частности, мест расположения контейнеров для твёрдых бытовых отходов.

На базе МКОУ ДОД «Станция юных техников» г. Беслан в творческом объединении научно-исследовательские работы по экологическим вопросам ведутся в течение 6 лет. В 2004 - 2006 г.г. в разработке были темы: «Использование водных ресурсов г. Беслана»,

«Проблемы качества водных ресурсов г. Беслана». В этих работах были подняты проблемы сбережения количества и качества водных ресурсов бассейна подземных вод г. Беслана. Даны рекомендации по их сохранению и увеличению их запасов. Результаты исследований были доложены на районных и республиканских конференциях. Работа «Использование водных ресурсов г. Беслана» на Российской научной школе-семинаре «Академия юных» в 2006 г. в г. Гагры заняла первое место.

В разработке была также исследовательская работа по теме «Проблемы функционирования кустарных нефтеустановок», в которой рассматривались с критической точки зрения проблемы, возникающие в результате функционирования этих установок. О результатах работы было доложено соответственно на районной и республиканской конференциях. На Российской научной школе - семинаре в 2006 году в г. Гагры исследовательская работа заняла третье место.

С 2006 г. - в разработке тема по утилизации твердых бытовых отходов. Доклады по этой проблеме были сделаны на районных и республиканских конференциях «Шаг в будущее» и «Ступень в науку», где получили положительные отзывы и рекомендации относительно дальнейшей работы в этом направлении.


Год

Название работы

Ф.И.О. докладчика, место учёбы в настоящее время

Где была представлена работа

2004-2006

«Использование водных ресурсов г. Беслана»

Каргиева З.М., аспирант, СКГМИ, факультет экологии

Районная научная конференция 2005 г. Республиканская научная конферен - ция «Шаг в будущее Осетии», Российская научная школа - семинар «Академия юных», г. Гагры, 2006 г.

2004-2006

«Проблемы функционирования кустарных нефтеустановок»

Тарнакин Д. А., 5 курс, СКГМИ, Факультет промышленной электроника

Районная научная конференция 2005 г. Республиканская научная конференция «Шаг в будущее Осетии», Российская научная школа - семинар «Академия юных», г. Гагры, 2006 г.

2006

«Проблемы качества водных ресурсов г. Беслана»

Бабенко Е. В., аспирант, СОГУ, химический факультет

Районная научная конференция 2006 г. Республиканская научная конференция «Шаг в будущее Осетии», 2006 г.

2007

«Утилизация ТБО в г. Беслане (древесные материалы)»

Паномарёв И. С., 5 курс, СКГМИ, факультет информационные системы

Районная научная конференция 2007 г. Республиканская научная конференция «Ступень в науку», 2008 г.

2008

«Утилизация ТБО в г. Беслане ( на примере полиэтилен терефталата)»

Макиева 3. К., 5 курс, Университет дружбы народов г. Москва Лечебфак

Районная научная конференция 2008 г. Республиканская научная конференция «Шаг в будущее Осетии», 2006 г.

2009

«Машина для мойки полов и крыш зданий»

Борейко Д. С., 3 курс, СКГМИ

Районная научная конференция 2005 г. Республиканская научная конференция «Шаг в будущее Осетии», Российская научная конференц­ия «Шаг в будущее», г. Москва, 2010 г.

2010

«Утилизация ТБО в г. Беслане (на примере полиэтилен тере­фталата - бизнес план)»

Сугарова М.А., 2 курс, СОГМА

Районная научная конференция 2010 г. Республиканская научная конференция «Ступень в науку».2011 г.



Выше приведенные формы и методы экологического образования и воспитания, в значительной мере способствует формированию высокой социально - бытовой и экологической культуры. Способствует решению задачи, которую поставил перед обществом, системой образования, в частности, Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев: экологическая этика должна стать мироощущением любого грамотного россиянина.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.