Рекомендации для педагогов «Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья» Автор – составитель: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Вступление Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Моделирование воспитательной системы класса - это процесс взаимодействия воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных её системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах её построения. Модель воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №4 выстроена на основе идей «педагогики успеха» и позволяет проектировать деятельность группы продлённого дня по созданию условий для гармоничного развития достойной личности
Цель и задачи воспитательной системы Цель: создание условий для формирования личности ребёнка, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях. Задачи: - формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, потребности к самовыражению и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в социуме; - воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны, народных традиций, своего города; - формирование потребности в здоровом образе жизни и собственной безопасности.
Основные принципы воспитательной системы - принцип самовыражения; - принцип индивидуальности; - принцип выбора; - принцип творчества и успеха; - принцип доверия и поддержки;
Механизм реализации воспитательной системы класса Формы Методы Приёмы
Формы воспитательной работы «клубный час», «работа в группах», «работа в парах», «звезда класса», «заочные экскурсии», «защита проекта», «мозговая атака», «ситуативные практикумы», «разброс мнений», «репортаж на школьную тему»
Методы воспитания Педагогические Психотерапевтические Методы общепедагогического влияния Специальные или частно-педагогические методы - Внушение и самовнушение - Методы убеждения - Метод психоанализа
Приёмы воспитания «Ролевая маска»; «Непрерывная эстафета мнений»; «Обнажение противоречий»; «Распределение ролей»; «Коррекция позиций»
Основные направления воспитательной системы (реализуются в программах воспитания)
Основные направления воспитательной системы (реализуются в программах воспитания)
Вывод Изучением эффективности и результативности представленной модели воспитательной системы класса в ГПД занимается воспитатель как главенствующее ядро. В рамках такой системы живёт, растёт и развивается как личность школьник. Функционирование воспитательной системы зависит не только от внутри системных условий, а доминируется огромным множеством социальных, экономических, культурных и других факторов.
Кияйкина Наталья Федоровна