Рекомендации для педагогов «Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Пояснительная записка к презентации
Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Образование и воспитание – два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина, «образование без воспитания есть дело ложное и опасное».
Изменения политической и социально – экономической ситуации в нашей стране, социальная дифференциация, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения. Участникам учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате №4 учителям и воспитателям приходиться встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в развитии и поведении. Специалистов и педагогов группы продлённого дня всё чаще волнуют такие вопросы как диагностика, причины и проявление отклонений в поведении детей, умственного, психического и физического их развития. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей С ОВЗ.
Следовательно, остро стоит вопрос создания ребёнку с ОВЗ условия для свободного выбора форм, способов самореализации в обществе на основе общечеловеческих ценностей. А для этого необходимо способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной и вариативной. Нужна воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических особенностей.
Модель воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната №4 выстроена на основе идей «педагогики успеха» и позволяет проектировать деятельность группы продлённого дня по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения её потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение, где успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение – опредмеченный результат.
Воспитательный процесс в ГПД выстраивается с учётом постановки следующей цели и определения задач.
Цель: Создание условий для формирования личности ребёнка, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
Задачи:
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, потребности к самовыражению и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в социуме;
- создание условия для раскрытия творческих способностей детей, приобщение к культурным истинным ценностям, формирование нравственных принципов;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны, народных традиций, своего города;
- формирование потребности в здоровом образе жизни и собственной безопасности.
Работа по реализации целей и задач основана на принципах воспитания:
- принцип самовыражения;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки;
Исходя из индивидуально-психологических особенностей детей с ОВЗ, воспитательная система класса предусматривает очень тщательный отбор форм, методов и приёмов воспитания.
Формы воспитательной работы в ГПД
В своей деятельности я использую интерактивные формы работы, такие как:
«клубный час», «работа в группах», «работа в парах», «звезда класса», «заочные экскурсии», «защита проекта», «мозговая атака», «ситуативные практикумы», «разброс мнений», «репортаж на школьную тему»
Методы воспитательной работы
Мною применяются и используются лечебно–педагогические методы коррекции.
Они классифицируются на 2 основные группы: педагогические и психотерапевтические.
Педагогические методы, в свою очередь, подразделяются на следующие группы.
I. Методы общепедагогического влияния, содержащие в себе лечебно-педагогические указания, касающиеся всех видов недостатков характера, а иногда и всех категорий детской исключительности.
1. Коррекция активно-волевых дефектов.
2. Метод игнорирования.
3. Метод культуры здорового смеха.
4. Действия при сильном возбуждении ребенка.
5. Коррекция рассеянности.
6. Коррекция навязчивых мыслей и действий.
7. Коррекция бродяжничества.
8. Самокоррекция.
II. Специально или частнопедагогические методы, которые направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выявленных ненормальностей и недостатков характера.
1. Коррекция истерического характера.
2. Коррекция недостатков поведения единственных детей.
3. Коррекция нервного характера.
4. Прием борьбы с ненормальным чтением.
III. Метод коррекции через труд.
IV. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы распределяются нами по следующим основным видам:
I. Внушение и самовнушение.
III. Метод убеждения.
IV. Психоанализ.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогических ситуаций, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. Педагогических приёмов великое множество, но в своей работе я использую те приёмы которые приемлемы для контингента детей моего класса:
- стимулирующие приёмы: доверие, просьба, одобрение, награда, побуждение
- тормозящие приёмы: намёк, мнимое безразличие, взрыв, ирония, предупреждение
- коммуникативные приёмы. К ним относятся:
«Ролевая маска» - учащимся предлагается войти в некоторую роль, выступить уже не от своего имени, а от имени выбранного персонажа.
«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главное - само участие ученика в обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.
«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения задания с последующим столкновением противоречивых суждений. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
- приёмы, связанные с организаторской деятельностью:
«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.
«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям и т.п.).
«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.
Реализация описанных выше форм приёмов и методов воспитательной работы позволяет обеспечить условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения человека, школьника в различных сферах: «здоровье», «общение», «семья», «труд», «познание», «культура». Эту задачу решают направления воспитательной системы, которые отражаются в подпрограммах: «Обучение с увлечением», «Путь к сердцу», «Дети страны Россия», «Дорога в жизнь», «Здоровое поколение», «Школа светофорных наук или модульный курс по ПДД», «Ступени творчества».
Изучением эффективности и результативности представленной модели воспитательной системы класса в ГПД занимается воспитатель как главенствующее ядро. В рамках такой системы живёт, растёт и развивается как личность школьник. Функционирование воспитательной системы зависит не только от внутри системных условий, а доминируется огромным множеством социальных, экономических, культурных и других факторов.
Именно по этой причине определить результаты воспитания, выявить в «чистом виде» эффективность воспитательной системы сложно, но возможно. Под понятием «результативность воспитательной системы» подразумевается такая его характеристика, которая основывается на определении степени достижения поставленной цели.
Результативность воспитательного процесса – это конечный результат воспитания, сформированность жизненно важных потенциалов личности воспитанников, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.
Источники
kls2.edu22.info›data/documents/progrnark.doc
www.kogschool10.edusite.ru/p207aa1.html
sc3kor.org.ru/assets/files/lokal_akti/program
uch.znate.ru/docs/4079/index-7599.html?page=2
ffre.ru/ujgujgyfsbewatyrna.html
http://pedlib.ru/Books/1/0276/1_0276-56.shtml
http://mifschools.dm0.ru/page/klruk/MR_priem%20vosp.htm
Кияйкина Наталья Федоровна