Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

0
0
Материал опубликован 12 December 2018

Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

 

 

В формирующем эксперименте была разработана программа «Социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (с ДЦП) в условиях школы - интернат».

Данная  программа была ориентирована на создание развивающей социокультурной  среды в условиях школы-интерната, которая дает возможность ребенку с ДЦП младшего школьного возраста развивать свой творческий потенциал и оптимизировать его психическое развитие.

Сроки реализации программы: в течение одного учебного года.

В программе были использованы принципы, автором которых является Е.Л. Луценко:

1)                    Индивидуализации - выбор метода реабилитационного процесса определяется всем многообразием психофизических, личностных и социальных характеристик реабилитируемого.

2)                    Адресность - действия реабилитационного процесса предназначены для определенного человека или нескольких человек.

3)                    Непрерывности и последовательности - рациональное параллельное проведение комплексных реабилитационных мероприятий с постоянно увеличивающейся функциональной и смысловой нагрузкой, от простых процессов к сложным.

4)                    Преемственности и комплексности - согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разного профиля.

5)                    Своевременной коррекции дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.

Функции:

1)                    информационно-подготовительная (беседы с родителями и детьми об их увлечениях и интересах).

2)                    организационная (проведение занятий, используя методы социокультурной реабилитации).

3)                    координационно-практическая (рекомендации педагогам итогам проведенных занятий об их возможностях дополнительного образования).

Задачи:

1)           Изучить интересы и потребности детей с ДЦП в социокультурной сфере.

2)           Провести развивающие занятия (при помощи социокультурных методов реабилитации) и наблюдение за поведением детей.

3)           Дать рекомендации педагогам, воспитателям, специалистам в работе с детьми с диагнозом ДЦП при их взаимоотношениях.

Формы организации программы:

1)           Реализация личностно-ориентированного подхода к дошкольникам в процессе специфической детской деятельности;

2)           Обеспечение в процессе стимулирования творческой активности дошкольника тесной взаимосвязи различных видов творческой деятельности.

3)           Индивидуальные беседы с родителями.

4)           Занятия по развитию творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

1)           Развитие положительной эмоциональной контактности, коммуникативности, собственной активности детей, их интереса к окружающему;

2)           Формирование навыков адекватного поведения и общения со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. Привитие первых навыков личной и коллективной организованности;

3)           Расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи;

4)           Развитие эмоционально-эстетических и творческих возможностей детей средствами искусства (музыка, изобразительная деятельность, ручное творчество, арттерапия).

Содержание деятельности по этапам реализации программы

Таблица.

Название этапа

Содержание работы

информационно-подготовительный

Беседы с родителями и детьми об их интересах и увлечениях.

организационный

Проведение занятий с детьми и наблюдение за ними при помощи специалистов - педагогов, используя несколько направлений из социально-творческой сферы:  музыкотерапия; изотерапия; сказкотерапия с целью развития творческого потенциала. Занятия по музыкотерапии состояли из 3-х модулей: 1) Слушание (задача таких занятий: развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.); 2)Пение – задача занятий: совершенствовать певческий голос. 3)Игра на музыкальных инструментах – задача: приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыки (Приложение №). Занятия по изотерапии состояли их 3-х модулей: 1) Рисунок;  2) Композиция; 3) Живопись (Приложение №). Занятия по сказкотерапии состояли из 5-ти модулей: 1) анализ сказок - осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. 2) Рассказывание сказок. Дети выбирают роли разных персонажей и от их имени рассказывают общую сказку. Данный прием позволяет поставить себя на место другого. 3) Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, дети выбирают сами наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребенок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. 4) Сочинение сказок.  Каждый ребенок сочиняет свою собственную сказку о своем жизненном пути, т.е. о своей жизни. В ней дается не просто описание жизни главного героя, а в образной форме рассказывается об основных жизненных этапах. 5)Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

координационно-практический

разработка рекомендаций для педагогов о возможности дополнительного образования в творческой сфере.

Подводя итоги проведенной работе, можно сделать вывод, что в ходе работы дети учились самостоятельно и с помощью педагогов придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Это говорит о повышении уровня творчества детей с ДЦП младшего школьного возраста.

Положительный результат проведенного эксперимента доказывает необходимость применения творческих методов в  социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. И чем разнообразнее эти методы, тем интереснее работать детям. Социокультурные методы помогают развить рефлексивные способности, умение анализировать и проводить самоанализ, расширяет кругозор детей, их знания в разных областях, развить творческий потенциал детей, приобрести социально значимый опыт, совершенствовать навыки общения.

Рекомендации педагогам в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми, на наш взгляд, должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

- Создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

- Уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

- Чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

- Владеть различными технологиями реабилитации;

- Формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

- Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование творчества как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать различные методы социокультурной реабилитации (сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др.) в реабилитационной деятельности с детьми.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации