Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедическом обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»
ГО Верхняя Пышма Свердловской области
Пархоменко Надежда Сергеевна
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят существенные изменения. Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают учет индивидуальных запросов ребенка при планировании и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
На первый план в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выходит личностно-ориентированный подход, который предполагает разработку и построение модели личностно-ориентированного взаимодействия воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения с ребенком.
Суть личностно-ориентированного подхода в том, что в воспитательно-образовательном процессе во главу ставятся личность ребенка, его потребности, делается упор на развитие индивидуальных качеств и проявление уникальных черт.
Так, в МАДОУ «Детский сад № 2» города Верхней Пышмы Свердловской области логопедическая работа с детьми с ОВЗ в условиях логопедического пункта построена на основе разработанной модели личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с каждым ребенком (См. приложение).
В соответствии с этой моделью для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья был разработан индивидуальный образовательный маршрут, по которому осуществляется коррекционно-логопедическое обучение. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута является важным условием осуществления индивидуализированной помощи детям с ОВЗ, зачисленным на логопедический пункт. Для повышения эффективности в коррекции речи детей учителем-логопедом применяются различные традиционные и инновационные технологии в работе с каждым ребенком: игровые, информационно-коммуникационные технологии, мнемотехника, элементы технологии ТРИЗ, технология проектной деятельности и др.
Каждый ребенок с ОВЗ включается в индивидуальную, подгрупповую и групповую деятельность. Это позволяет детям сначала в индивидуальной форме научиться выговаривать те или иные звуки, различать их среди других звуков, на материале слогов, слов, фраз, закрепить их произношение в словах, словосочетаниях, предложениях, пересказывать тексты и составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, овладеть звуко-слоговым и звуко-буквенным анализом слов.
Вся работа осуществляется в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Детям предлагаются различные игры, направленные на коррекцию звукопроизношения (игры-звукоподражания, «Доскажи словечко», «Ромашка», «Логопедическое лото» и др.), развитие фонематического слуха («Ушки-слушки» и др.), навыков звукового анализа и синтеза («Сложи слово», «Вылечи словечко»), игры лексико-грамматического содержания («Посчитай-ка», «Чего не стало?», «Кто у кого?», «Что без чего?» и др.). Для полноценной социализации детей с ОВЗ учитель-логопед вовлекает их в различные проекты («Правила дорожного движения», «Моя летняя копилочка», «Профессии пап и мам», «Почему опадают листья?» и др.), конкурсы («Новогодняя почтовая открытка», «Цветная зебра» и др.), квесты («Дорога к знаниям – иду по карте»), викторины разного уровня (муниципальный, областной, всероссийский). Дети в процессе работы над проектом учатся взаимодействовать друг с другом, с социумом, находят разные пути решения той или иной проблемы, познают новое, совершают открытия и делятся своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Участие в конкурсах, квестах, викторинах также помогает детям закрепить полученные знания и умения, сформировать навыки общения с окружающим миром, позволяет раскрыть возможности и таланты дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Полученные дипломы за участие в конкурсах стимулируют детей на новые свершения и открытия, помогают им поверить в собственные возможности, мотивируют их к дальнейшему развитию способностей.
Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ, зачисленных на логопедический пункт в МАДОУ «Детский сад № 2» города Верхняя Пышма Свердловской области, построена в соответствии с разработанной моделью личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми и осуществляется на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, с опорой на ведущие виды деятельности детей дошкольного возраста, отражающие самоценность этого возраста, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников.