Рабочая программа «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининского района г. Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Педсовет рассмотрел « УТВЕРЖДАЮ»
и рекомендовал к утверждению Директор__________(В.Ю.Яковлев)
Протокол № ______ от ________ (подпись)
« _________» сентябрь 2018 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организация учебно-воспитательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях общеобразовательной школы
для 4 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Учитель Савельева Анна Константиновна
Классы |
2 |
часов (годовых и недельных через дробь) по программе |
136 / 4 |
«Согласовано»
«Руководитель ШМО»
--------------------------
(подпись) ФИО
«_______» _________ 20_______ год
Пояснительная записка
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Программа составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов начального общего образования.
Цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка.
Задачи:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личности развития ребенка;
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
Научить читать и записывать числа в пределах 1000.
Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
уметь применять полученные знания в жизни.
Место курса в учебном плане
На коррекционную работу по формированию умений по русскому языку, математике и литературному чтению в 4 классе с учеником с ограниченными возможностями здоровья отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 34 недели.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
10. образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
11. сравнивать числа и записывать результат сравнения;
12.решать задачи в 1-3 действия на сложение и вычитание;
13.выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
14.выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
15.использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
16.читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
1 |
Работа с текстом: части текста, тема, главная мысль, озаглавливание. |
2 |
Типы текстов |
3 |
Письменное сложение трехзначных чисел |
4 |
Просмотровое чтение |
5 |
Предложение: признаки предложения, правила оформления предложения в тетради. |
6 |
Виды предложений |
7 |
Письменное вычитание трехзначных чисел |
8 |
Работа с несплошными текстами. |
9 |
Главные члены предложения. |
10 |
Второстепенные члены предложения. Определение |
11 |
Письменное умножение трехзначных чисел на однозначные числа |
12 |
Изучающее чтение |
13 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
14 |
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство |
15 |
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа |
16 |
Рефлексивное чтение |
17 |
Сочинение: правила написания сочинения, оформление сочинения в тетради, работа над изученными орфограммами. |
18 |
Обучающее сочинение |
19 |
Виды углов |
20 |
План для сжатого пересказа |
21 |
Однородные члены предложения. |
22 |
Простое и сложное предложение. |
23 |
Прием «Короткие и длинные вопросы» по тексту |
24 |
Единицы длины, массы, времени |
25 |
Работа со словарными словами |
26 |
Правильный перенос слов с одной строки на другую. |
27 |
Площадь и периметр прямоугольника, квадрата. |
28 |
Учимся искать аргументы в рассказах |
29 |
Работа с изученными орфограммами. Подготовка к диктанту. |
30 |
Работа над ошибками |
31 |
Решение задач |
32 |
Учимся задавать вопросы к тексту |
33 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
34 |
Синонимы |
35 |
Письменное сложение многозначных чисел |
36 |
Пересказ текста |
37 |
Антонимы |
38 |
Омонимы |
39 |
Письменное вычитание многозначных чисел |
40 |
Изучающее чтение |
41 |
Фонетический разбор слова. |
42 |
Ударный слог. |
43 |
Уравнения |
44 |
Рефлексивное чтение |
45 |
Повторение словарных слов. Словарный диктант |
46 |
Правильный перенос слов с одной строки на другую. |
47 |
Луч. Отрезок. Ломаная |
48 |
Работа с текстами детских энциклопедий |
49 |
Работа над изученными правилами и орфограммами. |
50 |
Звуки и буквы, их характеристика. |
51 |
Среднее арифметическое |
52 |
Составление плана текста |
53 |
Списывание текста. |
54 |
Подготовка к диктанту. |
55 |
Рефлексивное чтение |
56 |
Задачи на движение |
57 |
Фонетический разбор слова. |
58 |
Работа над изученными орфограммами. |
59 |
Деление с остатком на 10, 100, 1000. |
60 |
Подробный пересказ текста |
61 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
62 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. |
63 |
Равенство. Неравенство. |
64 |
Пересказ текста |
65 |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
66 |
Повторение словарных слов. Словарный диктант |
67 |
Письменное умножение многозначных чисел на однозначные числа |
68 |
Рефлексивное чтение |
69 |
Слова с удвоенными согласными. |
70 |
Работа над изученными орфограммами. |
71 |
Письменное умножение многозначных чисел на двузначные числа |
72 |
Анализ текста по предложенному плану |
73 |
Правописание мягкого знака в конце слова перед другими согласными. |
74 |
Правописание мягкого знака в середине слова перед другими согласными. |
75 |
Письменное деление многозначных чисел на однозначные числа |
76 |
Подробный пересказ текста |
77 |
Правописание приставок и суффиксов |
78 |
Разбор по членам предложения |
79 |
Письменное деление многозначных чисел на двузначные числа |
80 |
Отзыв о прочитанном произведении |
81 |
Наречие |
82 |
Все части речи |
83 |
Деление с остатком |
84 |
Составление плана текста |
85 |
Написание парных звонких и парных глухих согласных. |
86 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
87 |
Решение задач изученных видов |
88 |
Рефлексивное чтение |
89 |
Работа над изученными правилами и орфограммами. |
90 |
Морфологический разбор имени существительного |
91 |
Единицы скорости |
92 |
Просмотровое чтение |
93 |
Правописание парных звонких и парных глухих согласных на конце слова. |
94 |
Повторение словарных слов. Словарный диктант |
95 |
Решение задач с помощью чертежа |
96 |
Изучающее чтение |
97 |
Изложение: правила написания изложения, оформление изложения в тетради, работа над изученными орфограммами. |
98 |
Обучающее изложение. Работа над ошибками |
99 |
Устный счет |
100 |
Пересказ текста |
101 |
Имя существительное. Склонение имен существительных |
102 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
103 |
Умножение числа на сумму |
104 |
Рефлексивное чтение |
105 |
Разбор слова по составу |
106 |
Единственное и множественное число имен существительных. |
107 |
Составление плана текста |
108 |
Анализ текста по предложенному плану |
109 |
Глагол. Нахождение глагола в предложении. |
110 |
Единственное и множественное число глаголов. |
111 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
112 |
Отзыв о прочитанном произведении |
113 |
Работа над изученными правилами и орфограммами. |
114 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
115 |
Решение задач на движение в противоположных направлениях |
116 |
Характеристика главных героев с использованием художественно-выразительных средств |
117 |
Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным. |
118 |
Единственное и множественное число имен прилагательных. |
119 |
Перестановка и группировка множителей |
120 |
Изучающее чтение |
121 |
Приставки и предлоги |
122 |
Раздельное написание предлогов со словами. |
123 |
Пробная контрольная работа |
124 |
Просмотровое чтение |
125 |
Местоимение. Нахождение местоимений в предложениях. |
126 |
Морфологический разбор глагола |
127 |
Работа над ошибками |
128 |
Рефлексивное чтение |
129 |
Работа над изученными правилами и орфограммами. |
130 |
Повторение словарных слов. Словарный диктант |
131 |
Геометрические фигуры |
132 |
Пересказ текста |
133 |
Подготовка к диктанту. |
134 |
Работа над ошибками |
135 |
Решение задач изученных видов |
136 |
Просмотровое чтение |
Используемая литература
Русский язык, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, в двух частях. – М.: Просвещение, 2013.
Русский язык рабочая тетрадь, В.П.Канакина, в двух частях. – М.: Просвещение, 2013.
Математика 4 класс, Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И., учебник в двух частях. – М.: Просвещение, 2013.
Математика 4 класс, Моро М.И., Волкова С.И., рабочая тетрадьв двух частях. – М.: Просвещение, 2013.