Статья «Использование современных ИК-технологий в процессе обучения биологии в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

0
0
Материал опубликован 14 October 2017 в группе

Использование современных ИК-технологий в процессе обучения биологии в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Локтионова Елена Анатольевна

учитель биологии, высшей квалификационной категории областного казенного образовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Курск

E-mail: .ru

The use of modern infrared technology in the learning process of biology in terms of special secondary schools for children with disabilities (HIA)

Loktionova Elena

the biology teacher of the highest qualification category of the regional state educational institution "Kursk school for children with disabilities", Kursk

E-mail: .ru

АННОТАЦИЯ

Цель - возможность получения качественного образования, работа над формированием ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информационной.

Методы- словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой.

Выводы: использование ИК технологий  в специальной школе для детей с ОВЗ целесообразно, поскольку позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует повышению мотивационной составляющей процесса обучения, формирует ключевые компетенции и способствует социализации школьников.

ABSTRACT

The goal is the possibility of obtaining a quality education, working on forming key competences: social, communicative, information.

Methods - verbal, visual, practical, search, games.

Conclusions: the use of IR technology in a special school for children with disabilities it is advisable because it allows to create optimal conditions to enhance the effectiveness of teaching biology, contributes to the motivational component of the learning process, creates core competencies, and contributes to the socialization of students.

Ключевые слова: мультимедийные, презентации, компьютерные ,анимации, игровая форма, ключевые компетенции, анимации, социализацмя, эффективность преподавания

 

Keywords: multimedia, presentation, computer ,animation, shape, core competencies, animation, socializacija, teaching effectiveness

Использование современных ИК-технологий в процессе обучения биологии в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ?

Золотое правило дидактики - наглядность.

Ян Каменский

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и потребностями общества.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив  в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обозначено: «Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан». И компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

В чем же преимущество ИК технологий? Прежде всего, в том, что их применение, формируя ключевые компетенции, придает обучению естественный характер, делает школу комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность – средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого. А это крайне важно для грамотной организации учебно-воспитательного процесса в условиях специальной школы для детей с ОВЗ. Ведь информационные технологии расширяют возможности и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

Безусловно, вводя ту или иную технологию, следует исходить из целесообразности ее применения. Так, решение вопроса эффективного использования возможностей ИКТ на уроках биологии в школе для детей с ОВЗ потребовало поиска и создания новых средств обучения. К сожалению, существующие мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы  для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому у учителя возникает потребность в самостоятельной разработке относительно несложных электронных пособий.

Как известно, человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, стараюсь мобилизовать зрительное восприятие детей с отклонениями в развитии, применяя мультимедийные презентации, интернет - технологии, компьютерные анимации – словом, все, что дает учителю возможность организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Именно это может стать результатом возникшего интереса к необычным урокам, с которыми раньше школьники не встречались.

Кроме того, использование ИКТ позволяет учителю работать над формированием ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информационной. На уроках с применением данной технологии стараюсь организовать и индивидуальную работу, и работу в группах. В этом случае ребята учатся принимать совместное, коллективное решение, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом уважая мнение другого человека. Подобранные специальные задания помогают обучающимся формировать навыки диалогической и монологической речи, делать выводы, используя необходимую информацию.

Уроки биологии с компьютерной поддержкой и использованием интерактивной доски в условиях особым образом организованного педагогического процесса наиболее интересны.

Подобные учебные занятия позволяют использовать несложные компьютерные тесты, электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь дикторов, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Опыт работы показывает, что детям со специальными образовательными потребностями нравятся яркие, выразительные слайды с иллюстрациями и анимационными эффектами. Они любят решать кроссворды, выполнять различные самостоятельные задания, отбирать необходимый материал, работать с тренажером.

В результате повышается эффективность учебного процесса, осуществляется индивидуальный подход в обучении, расширяется объем получаемой информации, обеспечивается гибкость управления учебным процессом, повышается качество контроля знаний обучающихся и разнообразие его форм, повышается уровень учебной мотивации школьников, что просто необходимо в условиях школы для детей с ОВЗ.

Ребятам важно овладеть и Интернет – технологией, которая поможет в их социализации и предоставит широкие возможности поиска информации для выполнения творческих заданий, будет способствовать развитию коммуникативных компетенций с помощью электронной почты и он-лайн общения.

Использование мультимедийных презентаций с анимационными эффектами на уроках в 5-9 классах позволяет привнести в привычный ход урока новое мотивационное направление, активизируя интерес школьников, и одновременно увеличить интенсивность урока, повысить эффективность усвоения учебного материала.

Опыт работы  показывает, что применение мультимедийных средств обучения необходимо в тех случаях, когда нужно познакомить ребят с объектами природы, продемонстрировать опыт, организовать дидактическую игру и т. д. Анимационные эффекты целесообразно включать, когда требуется наблюдение за жизнью растительного и животного мира, за скрыто протекающими процессами в растительном и животном мире.

Внедряя в образовательный процесс информационные технологии, учитель должен учитывать особенности развития своих учеников, а следовательно, учитывать определенные требования, как то: четкий, крупный шрифт; заливку фона и букв; максимального размера фотографии, иллюстрации, видеоматериалы. А главное, не допускать перегрузки информацией.

  Итак, использование ИК технологий  в специальной школе для детей с ОВЗ целесообразно, поскольку позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует повышению мотивационной составляющей процесса обучения, формирует ключевые компетенции и способствует социализации школьников.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка обобщающего урока биологии по теме «Нервная система» в 9 классе.

Урок биологии. 9 класс

Тема: «Нервная система»

Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех.

Генри Форд

Цели и задачи урока:

обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях обучающихся по теме: «Нервная система, ее строение и функции»;

сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;

развивать умения решать схемы и головоломки,  анализировать, сопоставлять и делать выводы;

воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви  и бережному отношению к своему организму.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, игровой.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя

Мы закончили изучение темы «Нервная система, ее строение и функции».

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему. Будем работать как  в группах, так и  индивидуально. 

 3.Обобщение и систематизация изученного по теме: «Нервная система». Коррекционно-развивающая игра «Нервная система, ее строение и функции».    

Ход игры

Функции нервной системы

Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение нервной системы?

Ответы:

регулирует работу органов;

поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма;

обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма;

обеспечивает связь организма с внешней средой;

защищает организм от повреждений;

обеспечивает организм питательными веществами и кислородом;

является опорой тела;

служит основой психической деятельности: речи, памяти, мысли, чувства.

Назовите основные отделы нервной системы (работа с таблицей).

Поясните, какой термин зашифрован.

Работа с терминами Примеры заданий.

( слайд 2-12)

Нервная система состоит из (головного мозга, спинного мозга, нервов)

Какой тканью образована нервная система? (нервной)

Назовите главные клетки нервной ткани? (нейроны)

Каково строение спинного мозга?

Выберите правильные ответы на вопрос: каково значение спинного мозга?

Ответы:

связывает головной мозг с органами тела;

участвует в регуляции движений туловища и конечностей и работы внутренних органов;

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела;

зависит отделение пота, сокращение диафрагмы, кровеносных сосудов;

обеспечивает сознание, память, внимание, речь.

Строение головного мозга

Подпишите отделы головного мозга, которые мы изучили (на экране)

(слайд 13)

Продолговатый мозг

связывает головной мозг со спинным;

управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, потоотделением

Мозжечок

обеспечивает согласованность движений и равновесие тела

Большие полушария - кора

обеспечивает сознание, память, речь, мышление, трудовую деятельность

У доски работа с таблицей «Головной мозг его значение»

(6 карточек) – соединить

 
 

Среди предложенных вам образцов тканей, выберите нервную ткань. Объясните свое решение

 

Назовите главные клетки нервной ткани.

Нейроны

(по выполняемым функциям)

чувствительные вставочные двигательные

Игра «О, счастливчик!» (слайд 16 -36)Примеры заданий

Из какого вещества образована кора больших полушарий?

1-белого 3-голубого

2-серого 4- красного 2

В состав нейрона не входит?

1- длинный отросток

2- короткие отростки

3-тело

4-гайморит 4

Рецепт здорового образа жизни. Режим дня. Найдите правильные варианты ответа (слайды 37-43)

Обучающимся после школы рекомендуется сразу делать уроки (отдыхать)

Отдых должен быть пассивным (активным).

Во время занятий ничто не должно отвлекать вашего внимания.

Приготовление уроков начинать с устных предметов (письменных предметов средней сложности).

Неправильно (правильно) организованный режим дня обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

Режим дня вырабатывает вредные (полезные) привычки.

Ребенок страдает (не страдает) от нехватки времени.

Конкурс «С точностью до…» (слайды 44-50)

Длина спинного мозга (45см)

Масса головного мозга (1300-1400г)

Организм должен отдыхать через (35- 40 минут)

Короткий перерыв составляет (5-10 минут)

Диаметр спинного мозга взрослого человека (1 см)

Взрослому школьнику достаточно спать (7-8 часов)

Ужинать необходимо за (1,5-2 часа до сна).

Вставьте в предложения пропущенные слова

Гигиена сна

Ложиться спать в … … (одно время).

Перед сном полезно совершить … (прогулку).

Рекомендуется ужинать за … часа до сна (1,5).

На ужин употреблять … , … … пищу(легкую, хорошо усваиваемую).

Гигиенические процедуры совершать … … (перед сном).

Вредно спать на … матраце и … подушке (мягком высокой)

Ложиться нужно на …. бок (правый).

Полезно спать при … …. . (открытой форточке).

Менять постельное белье через … дней (10).

Матрац чистить …раза в месяц … (1-2) .

Просмотр видеосюжета « Влияние никотина на нервную систему»

Найдите правильные варианты ответа:

(слайды 51-53)

Вызывает в головном мозге торможение.

Вызывает в головном мозге возбуждение.

Утомляется и истощается головной мозг.

Слабеет память, внимание, снижается работоспособность.

Не влияет на память, внимание, работоспособность.

Улучшается общее состояние организма.

Появляется бессонница, боль, раздражительность.

Нарушается работа мозга.

Просмотр видеосюжета «Влияние алкоголя на нервную систему»

(слайды 54-55)

Вывод: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство».

5. Подведение итогов урока. Формулирование выводов по изученному материалу.

Учитель предлагает сделать выводы по обобщению материала.

(слайд 56-57)

6.Оценка результатов.

Учитель предлагает командам оценить свою работу на уроке, выставить оценки.

7.Рефлексия.

Завершение урока:«Учитесь, читайте, размышляйте
и извлекайте из всего
самое полезное»

Н.И. Пирогов

Учитель благодарит учащихся за игру!

(слайд 58)

Список литературы

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

4.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

5.В.И. Сивоглазов Естествознание: Учебник для 9 класса вспомогательной школы. М: Просвещение,1990, для учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации