12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгорная Ирина Николаевна34
0

Модифицированная образовательная программа по кубановедению для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Ознакомление с историей и культурой кубанского казачества»

Автор: Подгорная Ирина Николаевна.

Должность: старший воспитатель, высшая квалификационная категория.

Полное официальное название организации: Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 8 муниципального образования Динской район».

Регион, населённый пункт: Краснодарский край, станица Динская.


Модифицированная образовательная программа по кубановедению

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«Ознакомление с историей и культурой кубанского казачества» (региональный компонент)

Тезисы к публикации:

Модифицированная образовательная программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, на основании федеральных, региональных нормативных документов.

Цель программы: формирование начального представления о кубанском казачестве. Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.

Особенностью построения данной программы является то, что в течении 3-х лет обучения выделяется девять основных тематических разделов, помогающих реализовать цель и задачи программы.

Данные тематические разделы повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста дошкольников.

Основной формой работы является организованная образовательная деятельность, игровые ситуации, встречи, праздники, развлечения, взаимодействие с родителями.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мы должны проникнуться гордостью за то, что мы казаки, и привить эту гордость нашим потомкам. От того, какими мы будем сегодня и завтра, зависит будущее казачества. О нас и наших делах будут судить потомки. Так будем же достойны славы наших предков».

/Атаман В. П. Громов/

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознавать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в ДОУ, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своѐ место в жизни, используя полученные знания и умения на благо Родины.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо с детства научить ребенка любить свою станицу, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремѐсла.

Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы

традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно-русской культуры. А потому и сама культура Кубани уникальна. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи предков.

Достижение этой задачи в детском саду осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Программа дополнительного образования «История и культура кубанского казачества» среднего и старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основании: Приказа МОН Краснодарского края и Департамента по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края № 4177/76 от 01.09.2016г.об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края; Образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества Кубанского казачьего войска, Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования /авторы – Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В./, 2009г. г. Краснодар, Программы «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, 2016г. г. Краснодар; методического пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций «Дошкольникам о Кубани», 2016г. г. Краснодар.

Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста, является первой ступенью программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а так же может рассматриваться и как самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия кубанского казачества подрастающему поколению, и является инструментом воплощения в жизнь на уровне дошкольного образования.

Цель программы – формирование начального представления о кубанском казачестве. Развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.

Задачи, решаемые программой:

воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремеслами, видами труда;

приобщение дошкольников к кубанским казачьим знаменательным датам, через событийно-праздничные мероприятия;

привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

развитие творческих способностей детей;

формирование и совершенствование трудовых навыков.

Специфика программы в дошкольном образовательном учреждении как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через образовательную деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических особенностях Краснодарского края.

Программа призвана активизировать знания дошкольников об общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, о природе Кубани, что необходимо учитывать при отборе материала.

Особенностью построения данной программы является то, что в течении 3-х лет обучения выделяется девять основных тематических разделов, помогающих реализовать цель и задачи программы:

«Традиционная культура кубанских казаков»,

«История моей казачьей семьи»,

«Труд и быт казаков на Кубани»,

«Декоративно-прикладное искусство»,

«Памятники истории кубанского казачества»,

«Природа родного края»,

«Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества»,

«Православие и казачество»,

«Казак-патриот».

Данные тематические разделы повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста дошкольников.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия соответствует времени занятия возрастной группы: средняя группа – 20 минут; старшая группа – 25 минут; подготовительная к школе группа – 30 минут.

Основной формой работы является образовательная деятельность, игровые ситуации, встречи, праздники, развлечения, работа с родителями. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых мероприятий, праздников, развлечений, участия в мероприятиях района и ДОУ.

В результате реализации данной программы планируется формирование у воспитанников ключевых компетенций.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дошкольники должны

знать/понимать:

историю своей казачьей семьи, свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;

уклад жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи;

названия и отличительные признаки наиболее распространенных в Краснодарском крае растений и животных;

историю возникновения станицы Динской, ее названия;

герб, гимн, флаг Краснодарского края, а так же символы Динского района;

особенности жизни и быта казачества, о том, как ведется хозяйство, знания предметов деревенского быта, домашней утвари, кухни;

основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой казачества;

основные ремесла, виды декоративно-прикладного искусства кубанского казачества;

об обычаях, праздниках, обрядах, традициях кубанского народа, о народном календаре;

особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные праздники и традиции;

структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.

уметь/применять:

исполнять, демонстрировать некоторые фольклорные формы кубанского казачества;

реконструировать некоторые основные праздничные обряды;

рассказать о казачьем роде;

выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с присущими традиционными видами декоративно-прикладного искусства кубанского казачества.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

1-й год обучения

Средняя группа (4 – 5 лет)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

Примечание

Традиционная культура кубанских казаков.

2


История моей казачьей семьи.

2


Труд и быт казаков.

2


Декоративно-прикладное искусство.

2


Памятники истории кубанского казачества.

2


Природа Кубани.

2


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

2


Православие и казачество.

2


Казак – патриот.

2



Итого:

18



2-й год обучения

Старшая группа (5 – 6 лет)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

Примечание

Традиционная культура кубанских казаков.

4


История моей казачьей семьи.

4


Труд и быт казаков.

4


Декоративно-прикладное искусство.

4


Памятники истории кубанского казачества.

4


Природа Кубани.

4


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

4


Православие и казачество.

4


Казак – патриот.

4



Итого:

36



3-й год обучения

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

п/п

Наименование разделов, тем

Количество занятий

Примечание

Традиционная культура кубанских казаков.

4


История моей казачьей семьи.

4


Труд и быт казаков.

4


Декоративно-прикладное искусство.

4


Памятники истории кубанского казачества.

4


Природа Кубани.

4


Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

4


Православие и казачество.

4


Казак – патриот.

4



Итого:

36



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1-й год обучения

Средняя группа (4 – 5 лет)

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Знакомство с кубанскими казаками.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Понятие «казачья семья».

Обязанности и увлечения членов казацкой семьи.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства изготовленных в Динском районе.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Динского района.

Раздел 6. Природа Кубани.

Красота природы Краснодарского края. Растения моей местности.

Животные Краснодарского края. Животные моей местности.

Писатели, художники о красоте родного края.

Раздел 7. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования. (по выбору педагога)

Раздел 8. Православие и казачество.

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 9. Казак – патриот.

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казачества. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь.


2-й год обучения

Старшая группа (5 – 6 лет)

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства изготовленных в Краснодарском крае.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Памятники казакам – защитникам Родины.

Раздел 6. Природа Кубани.

Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Лекарственные растения. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Творческий проект «Красная книга Краснодарского края».

Раздел 7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 8. Православие и казачество.

Святой покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой богородицы (14 октября). Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 9. Казак – патриот.

Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Динская – казачья станица3-й год обучения

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков.

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. История моей казачьей семьи.

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда. Казачья станица, двор, дом.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества.

Памятники выдающимся деятелям истории и культуры кубанского казачества. Музеи.

Раздел 6. Природа Кубани.

Растительный и животный мир Кубани. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт. Туризм. Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей.

Раздел 7.Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 8. Православие и казачество.

Православная церковь – дом Божий. Храмы в Динском районе. Казак в храме. Молитва. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе.

Раздел 9. Казак – патриот.

Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды. 


Материально-техническое обеспечение:

Интерактивное учебное пособие.

«Животный мир Кубани». ОИПЦ «Перспективы образования».

«Кубановедение». ОИПЦ «Перспективы образования».


Список используемой литературы.

«Кубановедение». Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. /Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шеевченко Г. В., Жилина Т. И./, 2016г.

«Кубановеднеие» 2 класс. Методическое пособие для учителя. /Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А./, 2016г.

«Кубановедение» 1 класс. Методическое пособие для учителя. /Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А./, 2016г.

«Символы Краснодарского края». /Бодяев Ю. М./, 2012г.

«Памятники природы Кубани». /Печерина Л.А./, 2012г.

«Кубанские исторические хроники». /Ратушняк В. Н./, 2015г.

«Кубанские были». Книга для чтения. /Бодяев Ю. М./, 2012г.

«Кубань – земля, открытая для всех». /Ратушняк В. Н./, 2012г.

«Жемчужины Кубани». Учебное пособие. /Хамцова Ю. А., Терская И. А./, 2013г.

«Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей». Краснодар. Традиция, 2012г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.