12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сатарова Оксана Валерьевна47 Учитель биологии и химии в МКОУ Болчаровская СОШ Россия, Ханты-Мансийский АО, c.Болчары Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок биологии по теме «Ткани», 8 класс
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Сатарова Оксана Валерьевна | |
Предмет | Биология | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 8 класс | |
Продолжительность урока (занятия) | 40 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Ткани | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Биология. Человек: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2014. | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок изучения нового материала. Данный урок входит в состав 2 главы и является в ней 5. К этому моменту ученики уже знакомы с науками о человеке и общим обзором человеческого организма знают систематическое положение человека, а также историческое прошлое людей, человеческие расы и клеточное строение организма. На данном уроке ученики повторят ранее изученный материал, изучают разновидности тканей человеческого организма и особенности их строения и выполняемых функций, закрепляют изученный материал. | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | 8 класс биологию изучает на базовом уровне. В классе 8 мальчиков и 12 девочек, среди них один ученик с ОВЗ. Средний возраст 14 лет. По итогам 1 полугодия по биологии имеют оценки: «5» - 4 человека, «4» - 8 человек, «3» - 8 человек. Ребята данного класса заинтересованы в хороших знаниях по биологии, некоторые из них предполагают дальнейшее обучение в ВУЗах соответствующего профиля. В целом у учащихся класса отмечается положительная учебная мотивация, причём как процесс обучения, так и конечная цель познания. Однако учащиеся имеют разный уровень развития психических качеств личности. Условно можно выделить три группы: высокий, средний и средне – низкий уровни развития. У 4 человек высокий уровень развития интеллекта. У них устойчивое внимание, при необходимости умеют быстро переключатся. Хорошо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи. У ребят этой группы сформирована монологическая речь, они умеют оперировать биологическими терминам, работоспособны, целеустремлённы, умеют отстаивать свою точку зрения. Способны переносить знания с одних явлений на другие, готовы выполнять творческие задания а также задания исследовательского характера. Они способны к самоконтролю и адекватной самооценке. Активно работают на уроке. Еще одна группа из 9 человек так называемого среднего уровня. Эти ученики тоже обладают учебной мотивацией, но уровень психического развития отличается от уровня представителей первой группы. У них преобладают репродуктивные способы действий, они хорошо могут выполнять задания по указанному алгоритму, но затрудняются в установлении причинно-следственных связей. Эти школьники обращаются за помощью к учителю или «сильным» одноклассникам. При работе в разноуровневой группе выполняют роль «ведомого». Вместе с тем в классе присутствует группа 8 человек средне – низкого уровня развития. Эти ученикам с трудом даётся учебный материал. На уроке низкая работоспособность, они быстро утомляются. Могут выполнять задания по образцу, плану или алгоритму, с творческим заданием справиться не способны. Постоянно нуждаются в помощи и контроле. В классе хорошо налажена взаимопомощь, поэтому на уроках можно применять такую форму работы, как работа в разноуровневых группах. Учитывая мотивацию класса и его готовность к восприятию, в работе целесообразно применять метод проблемного изложения учебного материала, поисковый и исследовательский методы, а также методы АМО и технологию сотрудничества. | |
Цели урока/ занятия | Организовать деятельность учащихся по изучению основных типов тканей человека. | |
Задачи урока/ занятия | - личностные: способствовать повышению мотивации к выполнению учебных действий, интереса к окружающему миру; развитию способности к самооценке своих действий; – предметные: сформировать знания учащихся о тканях человека их строении и функциях, определить взаимосвязь строения с функциями; – метапредметные: создать на уроке позитивную творческую атмосферу, развивать умения планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия; осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | На данном уроке учащиеся актуализируют знания о клеточном строении организма, приобретут знания об основных видах тканей человеческого организма их строении и функциях, закрепят умение работать с микроскопом, знания об основных видах тканей человеческого организма их строении и функциях, навыки сотрудничества. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет. Ткани – группы клеток и межклеточное вещество, объединённые общим строением, функциями и происхождением. У человека, как и у всех животных, существует 4 типа тканей: 1) эпителиальная; 2) соединительная; 3) мышечная; 4) нервная. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное выполнение поставленных на уроке целей и задач. По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи. 1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему. 2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения. 3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока. По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся. b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей: Игровая деятельность Практическая направленность используемых методов Высокая мотивация и интерес Постоянная смена различных видов деятельности Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения Обязательная рефлексия Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся. Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Обучающиеся понимают основные понятия (ткань, виды (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная) и типы тканей, их особенности и выполняемые функции), Обучающиеся умеют отличать одни типы тканей от других, Обучающиеся имеют представления о функциях выполняемых различными видами и типами тканей в организме человека. Результаты воспитания и социализации: У обучающихся отработаны навыки работы в парах и группах. Результаты развития: У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления. У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности. – предметные: сформировать знания учащихся о тканях человека их строении и функциях, определить взаимосвязь строения с функциями; Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе инпут и проработка темы, однако для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. Обмен хорошим настроением, передача позитивного настроения и переключили на совместную деятельность, сняли напряжение, и создали интригу приятного ожидания того, что будет дальше. - личностные: способствовать повышению мотивации к выполнению учебных действий, интереса к окружающему миру; развитию способности к самооценке своих действий; Эти задачи решаются на этапе рефлексия. АМО «В кафе» способствовало тому, что учащиеся смогли самостоятельно оценить и подвести итог своей личной работы на уроке. Предложенный метод обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно оценить полученные им на уроке результаты (и оценку за урока). – метапредметные: создать на уроке позитивную творческую атмосферу, развивать умения планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия; осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. Для отработки коммуникативных навыков на всех этапах урока организована работа в парах или группах. Это способствует развитию навыков и формированию их способности к эффективному самовыражению. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО, музыкального сопровождения. Урок направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Выдержанная сюжетная линия позволяет учащимся освоить вновь вводимые понятия и разобраться в нюансах понятий (например: виды и типы тканей). Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | АМО, разработанные для данного урока, активизируют учащихся на повышение их учебной мотивации, способствуют активному плодотворному взаимообщению, укрепляют взаимосвязь с семьей. С введением технологии АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес к предмету, применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия | Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету в любой параллели школьного курса информатики. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Приложение 1. мультимедийная презентация ( выполнена в программе MS PowerPoint). Приложение 2 ( 2.1.-2.5) текстовый документ (выполнены в программе MS Word ) Приложение 3 текстовый документ (выполнен в программе MS Word ), должно быть напечатано на карточках: отдельно понятие и отдельно функция (обучающиеся должны соединить подходящие по смыслу межу собой). Приложение 4 текстовый документ (выполнены в программе MS Word ), должно быть выполнено на листе ватмана для наглядности. Приложение 5 музыкальная разминка. К уроку также необходимо приготовить «Автобусные билеты» листочки разделенные на две части «Мой опасения» и «Мои ожидания». Для проведения этапа самооценки необходимо приготовить стикеры красного, желтого и зеленого цвета. Музыкальный фрагмент разминки. Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Микроскоп с готовыми микропрепаратами. Листы ватмана (по числу команд) с верхушкой таблицы по каждому виду ткани. Маркеры (набор на команду). Листы в клеточку по числу учащихся «Меню». |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Биология. Человек: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2014. http://moeobrazovanie.ru/edu/lessons/glavnie_formi_relefa_sushi_164651 Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 "Технология АМО" Бесплатный электронный курс "Активные методы обучения" |
3