Конспект урока географии на тему «Мой край на карте России» (8 класс)
Класс: 8
Учитель: Цурган Светлана Анатольевна
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Тема: Мой край на карте России
Цель: создать условия для получения новых знаний о родном крае.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и систематизировать знания по изучению родного края;
- развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;
- развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач;
-развить логическое мышление, умения делать выводы;
- продолжить формирование умения работать с учебником и другими источниками информации;
- создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родной местности;
- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников;
- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения;
- создать условия для формирования жизненной позиции учащихся.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта Красноярского края, словари, проектор, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
Ребята давайте с помощью смайликов определим настроение, с каким вы пришли на урок. (Обучающиеся в руках держат смайлики с каким настроением мы пришли на урок (поднимают соответствующий смайлик).
II. Актуализация знаний и целепологания.
Вводное слово учителя.
Любовь к Отчизне начинается с малого: с твоего дома, улицы, друзей. То, чем ты окружаешь себя с детства, и что станет твоей судьбой. Знаешь ли ты мир вокруг себя? Умеешь ли ты любоваться и красотой первого робкого цветка и прелестью красок осени?
Останешься ли ты равнодушным к чужому страданию или придёшь на помощь? Человек жив лишь тем, что становится частью его души. Любовь начинается с познания: познания мира вокруг себя и своего места в этом мире.
Есть хорошие слова известного писателя–географа Ю.К.Ефремова: «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю…» Чем больше мы узнаем о своем крае, тем больше любим его и гордимся…
И я уверена, что сегодняшний урок по изучению нашего края оставит в ваших сердцах особые чувства…
Край сибирский, где твоё начало?
У каких неведомых широт?
За хребтами древнего Урала
Где народ особенный живёт….
Здесь, в краю привольном и суровом,
Люди, духом сильные живут…
Им сам Бог велел в столетье новом
Из прорыва выводить страну.
И не надо нам искать мессию,
Сказано воистину давно:
В будущем Могуществу России
Прирастать Сибирью суждено!
- Кто назовёт тему урока? (предлагают тему урока)
Тема: Мой край на карте России.
- Каковы цели урока? (предлагают цели урока)
III . Открытия новых знаний.
- Что вы понимаете под словом «Родина», какой смысл вы в него вкладываете?
Посмотрите в словаре значения слова РОДИНА. (На партах словари)
РОДИНА – это место рождения человека, родная страна.
РОДИНА – это определённая территория с её природой, населением, культурой и языком, на котором говорит народ.
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.
БОЛЬШАЯ РОДИНА и МАЛАЯ РОДИНА, чем отличаются эти 2 значения?
БОЛЬШАЯ РОДИНА –это страна в которой человек родился.
МАЛАЯ РОДИНА –это место, край, где именно человек родился.
Происхождение термина Сибирь и сегодня до конца не выяснено. Одни учёные предполагают, что название этому краю дал татарский городок Кашлык (Сибирь), располагавшийся на берегу реки Иртыш. Другие утверждают, что слово произошло от названия племени сипыр, которое проживало в Западной Сибири в 1 тысячелетии до нашей эры, либо происходит от слова «север».
Знаменитый сибирский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Покорение Сибири Ермаком». Глядя на репродукцию этой картины мы можем себе представить, как это происходило (репродукция картины на слайде).
Образован Красноярский край 7 декабря 1934 года.
- Какой город является центром края? (Красноярск)
Андрей Ануфриевич Дубенский основатель г.Красноярска (1628 год).
- Посмотрите на карту, определите границы Красноярского края (определяют границы Красноярского края)
Северной границей Сибири считается Северный Ледовитый океан, а самой крайней северной точкой называют мыс Челюскина.
Южной границей Сибири являются Монголия и Казахстан.
Уральские горы – это естественная граница на западе.
Река Колыма и горный хребет Джугджур – это естественная граница на востоке.
Площадь Красноярского края составляет 2339,7 тыс. кв. км, это 13,6% территории всей страны.
Протяженность края с запада на восток 1250 км в северной части и 650 км на юге. С севера на юг 3000 км.
IV. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Великий край!
Саянские остроги,
И степь, и тундра…
И во всей красе
Тайга на скалах, где кипят пороги.
Весь в облаках, как в льдинках, Енисей.
Какая мощь в тебе,
Мой край таежный!
И нет тебя прекрасней и родней.
Как хорошо, что здесь порою можно
С природою побыть наедине. (Анатолий Третьяков)
На территории края в окрестностях оз.Виви (Эвенкия) расположен географический центр России.
На берегу Енисея, в центре города Кызыл (столица республики Тува), возвышается обелиск, символизирующий центр Азии.
- Определите по карте, какие реки протекает по территории края? ( Енисей, Средняя и Нижняя Тунгуска, Чулым, Кеть, Хатанга) Енисей – самая многоводная река России. Общая длина реки составляет 4092 км. (Показ презентации река Енисей).
На территории края находится самый высокий в России Тальниковский водопад, высота которого достигает 600м (Показ презентации Тальниковский водопад).
На полуострове Таймыр находится самая северная материковая точка не только нашей страны, но и всей планеты.
- Определите по карте, как называется эта точка? (Называется эта точка мыс Челюскин). Пирамида из камней (гурий) была сложена на мысе Челюскин Руалом Амундсеном в 1919 г.
Красноярск, крупнейший экономический и культурный центр Центральной и Восточной Сибири, административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России). Город расположен на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Алтайско- Саянских гор, в котловине, образованной самыми северными отрогами Восточного Саяна.
В Красноярске создан уникальный заповедник «Столбы», о котором мы сейчас послушаем сообщения ваших товарищей (было дано опережающие д/з подготовить презентацию: заповедник «Столбы»)
V. Закрепление.
1.На территории какого региона находится Красноярский край?
2. Откуда происходит названия термина Сибирь?
3.Сколько процентов территории всей страны занимает наш край?
4.Какие известные достопримечательности России находятся в Красноярском крае?
VI. Подведение итогов работы.
Дорогие ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие по краю, но настоящее путешествие у вас будет продолжаться всю жизнь. Вы увидите синие горы Саяны, красоту и мощь Енисея, наши города. Ведь кто знает, куда занесет вас судьба, кем вы будете по профессии, но мне хочется, чтобы вы выросли настоящими людьми.
Наш урок я хочу закончить словами:
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться краше и краше….
- Продолжите фразу «Для меня Красноярский край -это ….» — Любимый край.
-А для вас? Продолжите фразу, передавая мини глобус.
А сейчас определите своё настроение после нашего урока и поднимите соответствующие смайлики, сравните своё настроение на начало урока и по его окончанию, выскажите своё мнения.
Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке, до свидания до новых встреч.