Конспект урока на тему «Мой родной край»

7
0
Материал опубликован 8 February 2020

Малые города Смоленщины
PPTX / 957.93 Кб

/data/files/c1581141358.pptx (Малые города Смоленщины)


Раздаточный материал
DOCX / 16.7 Кб

/data/files/n1581141379.docx (Раздаточный материал)


https://www.youtube.com/watch?v=EGVUV6uPLWk

Конкурсная работа: конспект урока на тему: «Мой родной край»

Автор работы: Цивилева Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №26 им. А.С. Пушкина» (г. Смоленск, Смоленская область)

Предмет: История Смоленщины

Класс: 9

Тип занятия: комбинированный

Тема: Малые города Смоленщины


Цели и задачи:

обучающие: познакомить учащихся с особенностями работы с историческими источниками и документальными фотоматериалами, способствовать при помощи исторических фактов формированию целостного представления о роли малых городов в развитии региона и государства;

развивающие: развитие способности к мыслительной деятельности, развитие критического мышления при усвоении информации, развитие внимания, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных), развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение применять новые знания, развитие творческих и речевых способностей учащихся, развитие умения формулировать проблему, развитие умения работать в группах;

воспитательные: способствовать обеспечению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, созданию благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, взаимодействия учащихся в групповой работе, развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД:

Личностные УУД:  

Ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Отечество», «малая Родина», уважать историю своей Родины, бережно относиться к памяти предков, осознавать гордость за сопричастность к истории родной страны.

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, повышать уровень саморегуляции.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.

Познавательные УУД:

Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видеофрагмента, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать её.


Планируемые результаты:

Предметные:

Знать

- понятия «малый город», «урбанизация»; типологию малых городов; ключевые даты региональной истории, выдающихся земляков;

Уметь

- изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- давать оценку историческим событиям и процессам.

Личностные:

- осознание учащимися себя гражданами России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Межпредметные связи: информатика, география

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Формы работы: групповая, индивидуальная


Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Первичное усвоение новых знаний.

IV. Первичное закрепление.

V. Рефлексия (подведение итогов занятия).








Ход урока:


I. Организационный этап.

У каждого найдётся уголок,

Куда уставшим сердцем он стремится…

Там он не будет больше одинок.

В ключах там сможет досыта напиться

Воды студёной, полной чудных сил,

Там слаще яблоки, там звонче песни…

Там живы те, кто нас давно простил…

Ты в мире места не найдёшь чудесней!

Надежда Сергеева [13]

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Прочтите эпиграф к нашему уроку (слайд 2) и определите, чему посвящены эти строки (малая Родина).

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к своим родителям и прародителям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей малой Родиной. Любовь к родному городу, знание его истории – это основа, на которой может осуществиться духовный рост человека [12, С.55]

Взглянем на карту Смоленской области (слайд 3). Определите, сколько городов расположено на территории региона (учащиеся перечисляют названия городов, всего 15 городов).

Большинство из названных вами городов относятся к категории малых городов. Какие города называют малыми?

Терминологическая работа: учащиеся получают раздаточный материал с фрагментами из научных статей [11, 14, 15], посвящённых малым городам. После ознакомления с информацией, учащиеся формулируют определение термина «малый город», записывают его в тетрадь.

В этом же материале рассматривается типология малых городов:

Какие типы малых городов существуют? (города-сателлиты (города-спутники; города - центры сельской округи; моногорода (монопрофильные города), сложившиеся на основе одного производственного предприятия; города - научные центры (наукограды); города как рекреационные центры (города-музеи, города проведения фестивалей и конкурсов); города как мемориальные образования).

В настоящее время развитию малых городов в России уделяется повышенное внимание. С 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (слайд 4) [3]. Среди конкурсантов мы можем встретить и знакомые, родные нам названия городов Смоленской области.

t1581141145aa.jpg



II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель – учащимся: В ноябре 2019 года Минстрой РФ впервые обнародовал индекс качества городской жизни в стране [4]. Ознакомимся с его результатами в Смоленской области (слайд 5):

t1581141145ab.jpg

Комфортность определялась по результатам анализа шести типов пространств: жилья, уличного пространства, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, лично-дорожной сети и общегородского пространства. Максимально город мог набрать 360 баллов, если менее 180, то он считается неблагоприятным для проживания.

Какие города набрали больше всего баллов? (Гагарин, Вязьма, Сафоново, Десногорск, Смоленск)



Рейтинг комфортности городов Смоленской области (слайд 6) [6]:

Малые города:

Баллы

Гагарин

198

Сафоново

195

Десногорск

190

Ярцево

172

Починок

158

Дорогобуж

157

Ельня

153

Велиж

147

Демидов

145

Рудня

138

Духовщина

134

Сычёвка

131

Средние города:

Баллы

Вязьма

195

Рославль

149

Крупный город

Баллы

Смоленск

186



Какие выводы мы можем сделать, исходя из данных рейтинга? (только 5 из 15 городов Смоленской области, участвовавших в анализе, признаны комфортными для проживания. Наибольшее количество баллов набрали малые города – Гагарин, Сафоново, Десногорск, средний город – Вязьма)

Какой путь в своём развитии прошли малые города Смоленщины? Как менялась их роль в истории региона с течением времени? Как характеризуется современное положение малых городов нашего края? Придём к ответам на эти вопросы в ходе нашего урока.

III. Актуализация знаний.

Учитель – учащимся: Посмотрим видеофрагмент [19], посвящённый форуму малых городов, состоявшемуся в январе 2018 года в Коломне (Московская область) (слайд 7) [5]. Обратите внимание на то, как определяют значение малых городов делегаты указанного мероприятия (просмотр видеофрагмента)

Ребята, почему важно знать и не забывать историю малых городов? (выслушиваются ответы учащихся)

Безусловно, жизнь каждого человека, находящегося сейчас в классе, так или иначе связана со смоленской землёй. Для большинства присутствующих она является малой Родиной. Тем большую ценность будет иметь наша совместная работа по изучению истории малых городов Смоленщины – родных уголков для вас, ваших родителей, ваших бабушек и дедушек.


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Основная часть урока уделена выступлениям учащихся с заранее выполненными проектами о малых городах Смоленщины, поэтому следует подробнее остановиться на подготовительном этапе работы учащихся.

Подготовка выступлений ведётся в микрогруппах (по 2-3 человека). Выступая публично перед аудиторией, каждая группа презентует результат своей работы. Подготовка осуществляется в несколько этапов:

1) Информирование потенциальных докладчиков о предстоящем занятии (за 2 недели до проведения урока учащиеся получают задание по подготовке проектов о малых городах Смоленщины). Для учащихся предусмотрены небольшие, простые в исполнении задания, которые помогут при подготовке выступления, сделают работу над ним менее рутинной, внесут в неё элементы квеста:

  • найти город, над проектом о котором ребята ведут работу, на сайте «Города России» [7] (Список малых городов http://города-россия.рф/reytin-cities.php?name=малые);
  • определить географическое положение города, используя сервис Яндекс. Карты. Смоленская область [8] (https://yandex.ru/maps/10795/smolenskoblast);
  • ознакомиться с содержанием статьи о городе в энциклопедии Смоленской области [10] (энциклопедия Смоленской области http://websprav.admin-smolensk.ru/history/raion/index.htm)
  • посетить официальный сайт города (при необходимости использовать информацию, размещённую на данном ресурсе, для разработки проекта);
  • в качестве творческого задания учащимся предлагается создать информационный буклет о городе, которому посвящено выступление.

2) Распределение обязанностей в микрогруппах (осуществляется учащимися самостоятельно).

3) Подбор и первичная проработка материалов к выступлению (на данном этапе учащиеся ведут поиск информации в интернете (поиск текстов, фото-, фоно- и видеоматериалов) и/или библиотеке, учитель рекомендует учащимся побеседовать с родителями, бабушками и дедушками о том, что известно представителям старшего поколения об истории малых городов, какие воспоминания хранит память родственников о детстве и юности в указанных городах (следует особенное внимание уделить семейным фотоальбомам).

4) Составление текста выступления, разработка мультимедийной презентации (по вопросу создания презентации учащиеся консультируются с учителем информатики).

5) Определение порядка выступления (целесообразно провести эту работу заблаговременно во избежание излишних затрат времени на уроке)

Варианты определения порядка выступлений:

  • Алфавитный порядок
  • Хронологический (в зависимости от даты основания города)
  • Территориальный (по степени удалённости от Смоленска как областного центра)
  • Демографический (по численности населения города)
  • По индексу качества городской жизни

Можно использовать и иные варианты. Учащиеся могут самостоятельно определить очерёдность своих выступлений.



Учитель – учащимся: Прослушайте выступления своих одноклассников. Представьте себя в роли журналистов - участников форума малых городов, которым надо написать статью о роли малых городов в жизни региона. Запишите по ходу выступлений основные тезисы для составления статьи на заданную тему.

Выступления учащихся

Темы: в каждом классе набор тем зависит от выбранных для исследования малых городов

Структура выступления:

1. Название города, дата основания

2. Символика (герб и флаг)

3. Географическое положение

4. Численность населения (в динамике)

5. Основные события истории города

6. Современное экономико-социальное положение

(в соответствии с намеченным планом должен быть организован материал презентации, сопровождающей выступление).

По завершении своего выступления каждая группа презентует созданный ею информационный буклет о городе (включая сведения о достопримечательностях, известных уроженцах города).


IV. Первичное закрепление.

Обсуждение проблемы: Согласны ли Вы с мнением: «Эра малых городов прошла»?

V. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Учитель: «Малые города – истинные индикаторы состояния страны. Блеск столицы и других крупных центров, высокие доходы значительной части их населения, внушительность высоток, впивающихся в небо, еще не свидетельство процветания страны. А вот если малые города своим внешним видом, благоустроенностью, исправной работой предприятий говорят о порядке и достатке, который обеспечивает жителям достойную жизнь, то ясно, что страна благоденствует и имеет светлые перспективы» [17, С.179]. Согласны ли вы с мнением известного российского географа Георгия Михайловича Лаппо? (выслушиваются ответы учащихся)

Малые города рассматриваются как основа устойчивого развития регионов в России, но сводится ли значение малых городов лишь к экономическим и социальным показателям? Интересная, насыщенная история малых городов Смоленской области убеждает нас в том, что особую ценность представляет роль малого города как хранителя культурно-исторической памяти.

Выдающийся российский культуролог, филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране» [18, С. 177].







Используемые ресурсы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247

2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство Образования и Науки РФ [сайт]. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/543

3. Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях – 2020 // Конкурс [сайт]. – Режим доступа : https://konkurs.gorodsreda.ru

4. Минстрой России обнародовал первый в стране индекс качества городской среды // Минстрой РФ [сайт]. – Режим доступа : https://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-obnarodoval-pervyy-v-strane-indeks-kachestva-gorodskoy-sredy/

5. Более 400 человек принимают участие в форуме малых городов и исторических поселений в Коломне // Костромская правда [сайт]. – Режим доступа : http://in-kolomna.ru/novosti/oficialno/bolee-400-chelovek-prinimayut-uchastie-v-forume-malyh-gorodov-i-istoricheskih-poseleniy-v-kolomne

6. Пять городов Смоленской области назвали комфортными для жизни // Smolgrad.ru [сайт]. – Режим доступа : http://smolgrad.ru/new/pyat-gorodov-smolenskoj-oblasti-nazvali-komfortny-mi-dlya-zhizni/

7. Список малых городов за 2018 год // Города России [сайт]. – Режим доступа : http://города-россия.рф/reytin-cities.php?name=малые

8. Карта Смоленской области [Электронный ресурс] // Яндекс. Карты. – Режим доступа : https://yandex.ru/maps/10795/smolenskoblast

9. Смоленская область [Электронный ресурс] : персоналии : энциклопедия // Администрация Смоленской области : официальный портал органов власти. – Смоленск, 2010–2013. – [Ч. 1]. – URL: http://websprav.admin-smolensk.ru/history/encyclop/index.htm

10. Энциклопедия Смоленской области [Электронный ресурс] / Смоленский промышленно-экономический колледж; [ред. Г. С. Меркин] // Администрация Смоленской области : официальный портал органов власти. – Смоленск, 2010–2013. – Ч. 2. – URL: http://websprav.admin-smolensk.ru/history/raion/index.htm

11. Барабошина Н. В. Малый город России: в поисках культурного своеобразия // Молодой ученый. – 2017. – №21.1. – С. 1-3. – URL: https://moluch.ru/archive/155/43963

12. Любчич Н. А., Овчаренко И. А. Моя малая Родина // Молодой ученый. – 2017. – №34.1. – С. 55-58. – URL: https://moluch.ru/archive/168/45434/

13. Сысоева Н.Н. Дом детства // Стихи.ру – URL: https://www.stihi.ru/2012/03/11/11939

14. Мурин Д. В. Понятие малых городов и их классификация // Теория и практика современной науки. – 2017. – №5(23). – С.570-575. – URL: https://modern-j.ru/domains_data/files/23/Murin%20D.V.2(Osnovnoy%20razdel).pdf

15. Подсвирова А.В. Малые города России: специфика и факторы формирования. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – №4. – С.52-55. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malye-goroda-rossii-spetsifika-i-faktory-formirovaniya

16. История Смоленщины XIX–XX вв. 8-9 класс: Учебник по истории родного края. – 3-е издание, переработанное и дополненное / Будаев Д.И., Ильюхов А.А. – Смоленск: Универсум, 2011. – 436 с.

17. Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа / Лаппо Г. М. – М. : Новый хронограф, 2012. – 504 с.

18. Лихачёв Д. С. Письма о добром. – М.: Наука; СПб.: Logos, 2006. – 315 с.

19. Минстрой РФ. Форум малых городов и исторических поселений 17.01.2018 года г. Коломна (видеофрагмент) // YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=EGVUV6uPLWk)



Изображения гербов:

Велиж https://geraldika.ru/symbols/8032

Вязьма https://geraldika.ru/symbols/21846

Гагарин https://geraldika.ru/symbols/22819

Демидов https://geraldika.ru/symbols/22816

Десногорск https://geraldika.ru/symbols/25254

Дорогобуж https://geraldika.ru/symbols/1952

Духовщина https://geraldika.ru/symbols/3503

Ельня https://geraldika.ru/symbols/31642

Починок https://geraldika.ru/symbols/36972

Рославль https://geraldika.ru/symbols/3512

Рудня https://geraldika.ru/symbols/8036

Сафоново https://geraldika.ru/symbols/8038

Смоленская область https://geraldika.ru/symbols/1124

Сычёвка https://geraldika.ru/symbols/3500

Ярцево https://geraldika.ru/symbols/3932



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.