Классный час для учеников 9-х классов общеобразовательных школ «Мой выбор профессии»

Классный час для учеников 9-х классов общеобразовательных школ
По теме Мой выбор профессии».
Цели:
- Расширить и уточнить знания о существующих профессиях;
- прививать уважение к людям разных профессий;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки;
- побуждать учеников к самостоятельному поиску информаций о профессиях;
- расширять кругозор и внимание.
Оснащение: презентация, доска, распечатки для учеников 16 мотивов .
Пройдёт совсем немного времени. Останетесь ли вы еще в школе в 10 класс или уже в этом году пойдете в средне-специальное заведение. Но вам придется выбирать сейчас или через 2 года свой «жизненный путь». Представьте, что перед вами перекресток, от которой расходятся дорожки, но не в три стороны, как в народных сказках, а примерно 50 000 дорог – т.к. именно столько сейчас существует различных профессий. И согласитесь очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: достаток ваш и вашей семьи, круг вашего общения, интересы, а также в некотором ваше личное счастье. Часто говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что такое профессия.
Примерные ответы детей.
На слайде вы видите 4 слова (Профессия, специальность, квалификация и должность). Как вы можете объяснить разницу между этими словами? Какие различия можно выделить?
Ответы детей.
Обобщим ответы.
На слайде.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека.
Специальность – это вид занятий т.е. чем занимается специалист в рамках той или иной профессии.
Квалификация- уровень мастерства (проф. мастерства).
Должность – это место.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
Выбор профессии это важное событие в жизни человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, те знания, которые получаете вы в школе являются базой вашего дальнейшего становления. Поэтому постарайтесь серьезно подойти к этой проблеме. Определить круг ваших интересов, ваших личностных качеств. Чтобы не ошибиться нужно пробовать себя в самых разных областях, как хорошо заметил Л. Питер и повторил З. Зидан : Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.
В разные времена одни профессии и специальности очень нужные, востребованные, а другие теряют свои позиции, а есть профессии которые вообще уходят «в историю». Я предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого нужно разделиться на 3 группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа –«Самые отважные профессии».
Третья группа – «Самые нужные профессии».
Самые модные: артист, экономист, певец, юрист, блогер, менеджер, дизайнер, журналист, IT, автослесарь, косметолог, пластический хирург, спикер, эколог и т.п.
Профессии, которые всегда нужны: учитель, врач, дворник, таксист, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, повар, экономист, слесарь – водопроводчик и т.п.
Самые отважные: сотрудник МЧС, полицейский , охранник, гонщик, подводник, космонавт и пр.
Вы перечислили не все профессии. Как мы уже говорили их около 50000. Но выбирая специальность нужно ориентироваться на город в котором вы живете, УЗ, которые есть в соседних городах и областях, и сколько человек выпускается ежегодно (насыщенность рынка) и ситуацию в стране.
Как вы считаете, почему многие люди ошибаются в выборе своей профессии.
Примерные ответы учащихся:
- Желания родителей «давят».
- Династии.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию» с друзьями.
- Близкий УЗ где можно учиться.
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей, не соответствует темперамент.
Вы перечислили самые распространённые типы ошибоок.
Но как, же тогда правильно выбрать профессию?
Упражнение «Формула профессии» №2 .
Мы с вами пытались составить формулу профессий по пирамиде Климова (предмет, цель, условия и пр.)
Сегодня мы попробуем составить из понятий «хочу», «могу и «надо»»
Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
«Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).
Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:
- хочу + могу + надо;
- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;
- надо – это всё, что нужно для общества, города (страны).
Сложив все это получаем формулу осознанного выбора.
Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Упражнение «Это мой выбор!»
- Теперь мы применим формулу осознанного выбора профессии?
Хочу быть модельером, дизайнером, швеёй. Могу быть дизайнером, люблю шить могу швеёй, рядом есть колледж – стану швеёй.
Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.
- Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
Упражнение : Основной мотив твоего выбора»
Это упражнение помогает разобраться в том, что-же двигает человеком при выборе профессии.
На слайде и на распечатке 16 основных мотивов каждому. Повторно можно выполнять в парах или группе с аргументацией.
Список мотивов включает 16 фраз:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогощает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Вам необходимо зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые вам меньше всего относятся. У вас остается 8 мотивов. Теперь задание зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один мотив из двух.
Подведение итогов (рефлексия).
- Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы учащихся:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Пока не знаю, какую выбрать.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.