12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна17

Классный час для учеников 9-х классов общеобразовательных школ


По теме Мой выбор профессии».

Цели:

- Расширить и уточнить знания о существующих профессиях;

- прививать уважение к людям разных профессий;

- воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки;

- побуждать учеников к самостоятельному поиску информаций о профессиях;

- расширять кругозор и внимание.


Оснащение: презентация, доска, распечатки для учеников 16 мотивов .


Пройдёт совсем немного времени. Останетесь ли вы еще в школе в 10 класс или уже в этом году пойдете в средне-специальное заведение. Но вам придется выбирать сейчас или через 2 года свой «жизненный путь». Представьте, что перед вами перекресток, от которой расходятся дорожки, но не в три стороны, как в народных сказках, а примерно 50 000 дорог – т.к. именно столько сейчас существует различных профессий. И согласитесь очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: достаток ваш и вашей семьи, круг вашего общения, интересы, а также в некотором ваше личное счастье. Часто говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что такое профессия.

Примерные ответы детей.

На слайде вы видите 4 слова (Профессия, специальность, квалификация и должность). Как вы можете объяснить разницу между этими словами? Какие различия можно выделить?

Ответы детей.

Обобщим ответы.

На слайде.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека.

Специальность – это вид занятий т.е. чем занимается специалист в рамках той или иной профессии.

Квалификация- уровень мастерства (проф. мастерства).

Должность – это место.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Выбор профессии это важное событие в жизни человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, те знания, которые получаете вы в школе являются базой вашего дальнейшего становления. Поэтому постарайтесь серьезно подойти к этой проблеме. Определить круг ваших интересов, ваших личностных качеств. Чтобы не ошибиться нужно пробовать себя в самых разных областях, как хорошо заметил Л. Питер и повторил З. Зидан : Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.
В разные времена одни профессии и специальности очень нужные, востребованные, а другие теряют свои позиции, а есть профессии которые вообще уходят «в историю». Я предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого нужно разделиться на 3 группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа –«Самые отважные профессии».

Третья группа – «Самые нужные профессии».

Самые модные: артист, экономист, певец, юрист, блогер, менеджер, дизайнер, журналист, IT, автослесарь, косметолог, пластический хирург, спикер, эколог и т.п.  

Профессии, которые всегда нужны: учитель, врач, дворник, таксист, строитель, водитель, парикмахер, полицейский, повар, экономист, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: сотрудник МЧС, полицейский , охранник, гонщик, подводник, космонавт и пр.

Вы перечислили не все профессии. Как мы уже говорили их около 50000. Но выбирая специальность нужно ориентироваться на город в котором вы живете, УЗ, которые есть в соседних городах и областях, и сколько человек выпускается ежегодно (насыщенность рынка) и ситуацию в стране.

Как вы считаете, почему многие люди ошибаются в выборе своей профессии.

Примерные ответы учащихся:

- Желания родителей «давят».

- Династии.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию» с друзьями.

- Близкий УЗ где можно учиться.

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей, не соответствует темперамент.

Вы перечислили самые распространённые типы ошибоок.

Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Упражнение «Формула профессии» №2 .

Мы с вами пытались составить формулу профессий по пирамиде Климова (предмет, цель, условия и пр.)

Сегодня мы попробуем составить из понятий «хочу», «могу и «надо»»

Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

«Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

- хочу + могу + надо;

- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

- надо – это всё, что нужно для общества, города (страны).

Сложив все это получаем формулу осознанного выбора.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Упражнение «Это мой выбор!»

 - Теперь мы применим формулу осознанного выбора профессии?

 Хочу быть модельером, дизайнером, швеёй. Могу быть дизайнером, люблю шить могу швеёй, рядом есть колледж – стану швеёй.

 Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

 Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

- Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Упражнение : Основной мотив твоего выбора»

Это упражнение помогает разобраться в том, что-же двигает человеком при выборе профессии.

На слайде и на распечатке 16 основных мотивов каждому. Повторно можно выполнять в парах или группе с аргументацией.

 

Список мотивов включает 16 фраз: 

1. Возможность получить известность, прославиться. 

2. Возможность продолжать семейные традиции. 

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами. 

4. Возможность служить людям. 

5. Заработок. 

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии. 

7. Легкость поступления на работу. 

8. Перспективность работы. 

9. Позволяет проявить свои способности. 

10. Позволяет общаться с людьми. 

11. Обогощает знаниями. 

12. Разнообразная по содержанию работа. 

13. Романтичность, благородство профессии. 

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия. 

15. Трудная, сложная профессия. 

16. Чистая, легкая, спокойная работа. 


Вам необходимо зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые вам меньше всего относятся. У вас остается 8 мотивов. Теперь задание зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один мотив из двух.


Подведение итогов (рефлексия).

- Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы учащихся:

- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

- Пока не знаю, какую выбрать.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.