Мой взгляд на Победу или создание условий для повышения учебной мотивации обучающихся
Конкурс «Профессиональный дебют» Самойленко Е.Д., преподаватель ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Образовательный проект
DOCX / 1.75 Мб
Презентация
PPTX / 7.04 Мб
«Мой взгляд на Победу или создание условий для повышения учебной мотивации обучающихся»
Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри! Предлагаю Вашему вниманию проект по теме «Мой взгляд на Победу или создание условий для повышения учебной мотивации обучающихся»
Информация о проекте
(слайд)
Э. Асадов
«День Победы» (отрывок)
День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!...
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.
75 лет - целая жизнь... Годы стирают эмоции, боль и память. Но эту цену и эту боль миллионов людей нельзя забывать. Нельзя предавать. Важно помнить...
(слайд)
Ведущей педагогической идеей проекта является описание явлений , последствий и фактов Великой Отечественной Войны с помощью универсального языка математики, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Реализация проекта «Мой взгляд на Победу» поможет студентам не только осознать жестокость Великой Отечественной войны, но и покажет, как историческое событие можно описать языком математики, создаст условия для повышения уровня учебной мотивации обучающихся и интереса к данной дисциплине.
Падение интереса к предмету ведет к снижению математической грамотности. Именно поэтому сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес обучающихся к предмету, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение математики.
Совершенствование образовательного пространства РФ ставит перед образовательной системой задачу становления выпускника, владеющего не только основами научных методов познания окружающего мира, но и мотивированного на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование. Задача педагога состоит в том, чтобы научить обучающихся учиться, что с точки зрения психологии означает научить их хотеть учиться, то есть сформировать мотивацию к учению.
Именно поэтому, в процессе обучения математике, я нахожу способы уйти от сухости и формальности предмета и показать обучающимся связь математики с событиями, явлениями и процессами окружающего нас мира. А в 2020 году одним из ярких событий является 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне.
(слайд)
Основной целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к обучению посредством использования личностно-ориентированного подхода и описания событий Великой Отечественной войны математическим языком, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
(слайд)
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать практический опыт и необходимую психолого-педагогическую, учебно-методическую и историческую литературу по теме.
В тесном сотрудничестве с психологом колледжа выявить имеющийся уровень учебной мотивации учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к обучению.
Разработать систему форм работы, мотивирующих к изучению математики на основе фактов и событий, произошедших во время Великой Отечественной войны.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Практическая и педагогическая значимость реализации данного проекта заключается в том, что продукт проекта поможет обучающимся глубже оценить последствия для человечества такого события как Великая Отечественная война, а также покажет универсальность языка математики. Решение практико-ориентированных задач создаст условия для формирования устойчивой учебной мотивации.
Технология реализации проекта «Мой взгляд на Победу» состоит из трех основных этапов, представленных в таблице 2.
(таблицу распечатать и раздать членам жюри)
Таблица 2 - Краткое содержание работы над проектом по этапам
Название этапа | Содержание работы | Срок реализации |
Подготовительный этап | - анализ качества обученности обучающихся на примере предмета «Математика»; - изучение и анализ материалов по теме проекта, а также современных педагогических технологий; - разработка уроков с использованием необходимых заданий и форм; - организация работы НОУ | Сентябрь – декабрь 2019 г. |
Основной этап | - проведение уроков с использованием выбранных педагогических технологий, форм и методов обучения с целью повышения учебной мотивации обучающихся; - работа над исследовательской работой обучающихся в рамках НОУ | январь – май 2020 г. |
Заключительный этап | - подведение итогов и анализ результатов; - анализ качества обученности обучающихся на примере предмета «Математика; - представление продуктов проекта. | май – июнь 2020 г. |
На подготовительном этапе был проведен анализ качества обученности студентов 1 курсу ГБПОУ «Челябинский колледж индустрии питания и торговли», а так же совместно с психологом колледжа опрос на тему «Мои успехи и сложности на занятиях по математике» и диагностика уровня учебной мотивации (методика А.А. Реан, В.Я. Якунин). Результаты Вы видите на слайде.
(слайд)
(слайд)
Результаты опроса
«Что такое математика?»
(слайд)
«Мои успехи в изучении математики»
(слайд)
«Причины моей «неуспешности» в изучении математики»
Анализ полученных результатов показывает уровень качества обученности не выше 50%. Большая часть студентов считают математику школьным предметом и могут выполнять задания только с помощью преподавателя. А учебно-познавательные мотивы и мотивы творческой самореализации имеют самой низкое значение.
Многочисленные психологические исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и П. Голу, А.К. Марковой показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для обучающихся, если обучающиеся подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у обучающихся складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
(слайд)
Исходя из этого, я использую следующие формы, методы и приемы работы:
личностно-ориентированнный подход;
применение технологии проектной и исследовательской деятельности;
решение практико-ориентированных задач;
использование разнообразного дидактического материала;
применение информационно-коммуникационных технологий.
Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
На слайде приведен пример карты-задания, которые я использую на своих уроках.
(слайд)
Решение данной практико-ориентированной задачи формирует у обучающихся четкое представление о связи таких математических понятий как степень и логарифм, формирует учебную мотивацию, показывает связь математических данных математических понятий с окружающим миром, в частности с событиями Великой Отечественной войны.
Одним из инструментов осуществления реализации личностно-ориентированного подхода является технологии проектной и исследовательской деятельности. Именно они, на мой взгляд, позволяют показать связь любого предмета с окружающей нас действительностью. Позволяют развивать у обучающихся интерес к предмету, творческие способности, самостоятельность и самоконтроль. Дают возможность построения межпредметных связей, и вместе с этим повышают уровень мотивации к учению в целом.
В качестве реализации проектной и исследовательской деятельности в своей практике я использую создание и руководство научным объединением учащихся (НОУ). Это форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит и конференций.
(слайд)
Список участников НОУ на 2019 – 2020 учебный год
№ | ФИО | № группы |
1 | Мелин Кирилл – лидер группы | ПиКД 113 |
2 | Гнатенко Анастасия | ОП 131 |
3 | Князева Вероника | ОП 131 |
4 | Седунова Анна | ОП 131 |
5 | Цивенко Виолетта | ОП 131 |
6 | Юркова Юлия | ОП 131 |
7 | Вовченко Максим | ПиКД 113 |
Обучающиеся, демонстрируя результаты своих исследований, переводят реальные факты и события на язык математики. И урок математики приобретает новый формат, хорошо прослеживаются межпредметные связи и практико-ориентированная направленность задач.
Основной этап проекта включает в себя три направления:
- научно-исследовательская деятельность в рамках секции НОУ
В этом году, объектом исследования стали факты и ключевые события в Великой Отечественной Войне.
Предмет исследования - математические модели в описании фактов и последствий Великой Отечественной Войны.
Проблема исследования заключается в том, что у современного поколения сегодня наблюдается низкий уровень знаний о фактах и ключевых событиях в Великой Отечественной Войне, ее последствий и следа в истории для нашей страны.
(слайд)
Идея исследования заключается в том, что подойти к исследованию фактов и ключевых событий в Великой Отечественной Войне можно и с позиции математического моделирования, составив математическое описание и подбор аргументов, подтвержденных в рассчитанных цифрах.
Гипотеза исследования заключается в том, что новые знания о фактах и ключевых событиях в Великой Отечественной Войне помогут усилить исследовательскую мотивацию современных студентов в области истории и математики, а также напомнить людям о патриотизме, о любви к Роднине, о цене Победы.
(слайд)
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить цифры в Великой Отечественной Войне и составить математические модели, характеризующие факты и ее последствия.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретический материал в рамках темы (книги, журналы, Интернет-источники).
Обработать полученные исторические и статистические данные.
Составить математические модели фактов и последствий Великой Отечественной Войны.
Более подробно с данной работой можно познакомиться на всероссийском образовательном портале «Урок.рф» (https://урок.рф/library_kids/velikaya_otechestvennaya_vojna_v_tcifrah_195559.html).
- подготовка и проведение открытого урока по теме «Великая Отечественная война на языке математики».
(слайд с фото)
Урок был проведен среди обучающихся ГБПОУ «Челябинский колледж индустрии питания и торговли» в рамках преподавания дисциплины «Математика», а также среди обучающихся ГБПОУ «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего» в рамках открытых уроков на базе курсов повышения квалификации.
Методическая разработка урока представлена в рамках образовательного портала «Урок.рф» (https://урок.рф/library/velikaya_otechestvennaya_vojna_na_yazike_matematiki_111249.html).
Видео урока было предоставлено для отборочного тура конкурса «Профессиональный дебют».
- участие в научно-практических конференциях, конкурсах.
(слайд с дипломами)
Мы приняли участие во II Международной научно-практической конференции «Образование 2020: Актуальные вопросы и современные аспекты» и в VII Всероссийском конкурсе, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!».
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ уровня обученности, по результатам промежуточной аттестации и диагностика уровня учебной мотивации. Данные представлены на слайде.
Результаты реализации проекта
(слайд)
Изменение уровня качества обученности
(слайд)
Изменение уровня учебной мотивации обучающихся
По результатам видна положительная динамика изменения как качества обученности, так и учебно-познавательной и творческой мотивации.
Главным результатом проекта является создание благоприятных условий, для формирования стойкой учебной мотивации у обучающихся, интереса к предмету «Математика», воспитания чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
(слайд)
В результате реализации проекта у обучающихся сформируется:
устойчивая внутренняя мотивация к обучению, повышение интереса к математике и развитие мотивов учебной деятельности;
сознательные предметные знания и умения;
повышение результативности обучения;
способность к различным формам мышления и активной умственной деятельности;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах;
развитие социального опыта;
повышение исследовательской и публикационной активности обучающихся.
Достигнутые результаты:
Действием образовательного проекта охвачено 150 обучающихся ГБПОУ «ЧГКИПиТ»;
Проведен урок по теме «Великая Отечественная война на языке математики»;
(слайд)
С научно-методическим и дидактическим обеспечение проекта можно подробно познакомиться на всероссийском образовательном портале «Урок.рф», а так же по следующим ссылкам:
https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/04/МК-769.pdf;
В заключении отмечу, что в процессе работы над проектом, поставленные задачи были реализованы и цель достигнута.
Благодарю за внимание!