Статья «Мотивация обучающихся — главное условие повышения качества образования»
Автор: Федорова Людмила Ивановна, БОУ "Калининкая общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ" Минобразования Чувашии
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотивация рассматривается внутренняя и внешняя, устойчивая и неустойчивая, положительная и отрицательная. Психологи и педагоги рассматривают мотивацию как одну из движущих сил учения ребёнка с ОВЗ. Существует утверждение, что без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успеха. Задача учителя коррекционной школы – изучить каждого ученика и помочь каждому ученику, а это требует от педагога большой подготовительной работы к урокам, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:
- гуманное отношение к детям;
- удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве в процессе учебной работы;
- стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
- обогащение мышления эмоциями, чувствами;
- воспитание ответственного отношения к учебному труду;
- формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию.
Каждый учитель по-своему мотивирует учащихся на учебный процесс вообще, на получение нового материала, на его усвоение, т.е. изо дня в день осознанно расти.
Дети, у которых сформирована учебная мотивация, и дети с отсутствием учебной мотивации проявляют разную реакцию на самого учителя, на учебный предмет, подразумевается значение учебного предмета и значение педагога. Часто можно услышать, что не любят русский язык, что предпочитают другие предметы. Есть ученики, которые ждут новых упражнений с более трудными заданиями. Есть те, кто обязательно выполнит упражнение, но лишь для того, чтобы выполнить. Есть и такие дети, которые крайне отрицательно (даже враждебно) относятся к выполнению заданий, они изо дня в день вообще не стараются получать каких-либо знаний и умений. Например, один ученик имел крайне негативное отношение к русскому языку и часто говорил, мол, когда уйдёт из школы, в первую очередь взорвёт кабинет русского языка. Но зато он усердно выполнял все задания, и у него получалось гораздо лучше других.
Наиболее существенно и то, принимает или не принимает ученик учителя. Учитель не принимает, но не отталкивает ученика, а ученик может позволить себе отрицательно относиться к учителю. Для того чтобы ученик принимал учителя, надо стараться использовать любую возможность: слово, взгляд, жест, прикосновение педагога – стиль общения и культура поведения учителя. Положительно располагающий момент – приветствие: переходим мы из класса в класс – вместо слова «здравствуйте» использую выражение «добрый день». Считаю, что «здравствуйте» при входе в класс звучит более официально, а выражение «добрый день» - больше располагает в данный момент к себе.
Оборудование урока также положительно мотивирует: портрет, картины художников, рисунки детей. С чем приятней работать: с цветными карточками или чёрно-белыми? Очень странно то, что учебники по географии, по истории печатают с цветными рисунками, а учебник русского языка и учебник чтения - с черно-белыми рисунками (начиная с 5 по 9 класс).
Для мотивации нужна необычная форма обучения, в последние десятилетия к учителям выставляют всё новые и новые требования.
Содержание материала может мотивировать, если очень интересный материал. Но не всегда материал интересный и лёгкий, поэтому учителю надо эмоционально постараться, чтобы был успешный результат.
Позитивное начало урока. Говоря о позитивном начале урока, я соглашусь с выражением петербургского учителя Окунева А.А., который в своей книге написал: «Даже у опытного учителя урок не пойдёт, если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным».
Урок начинается с оргмомента. Оргмомент создаёт определённый настрой на урок и в него входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
Рифмованное начало урока (стих-настрой) с четверостишиями типа:
«Прозвенел уже звонок, начинается урок…» старшеклассниками воспринимаются не серьёзно, и хором они не будут произносить, и учителя снисходительно послушают. Я их слегка переделываю: третью строчку превращаю в вопрос, тут дети должны дать соответствующий ответ, а последующей строчкой или выражением утверждаю их ответ, т.е. происходит в форме диалога.
«Прозвенел уже звонок,
Начиная наш урок.
Рады мы встречать гостей?
Рады мы встречать гостей!» (отвечают дети).
Или:
«Будем мы старательны (внимательны)?
Будем мы старательны!». (отвечают дети).
Следующий этап урока также очень важен. Это - мотивация к учебной деятельности, введение в тему урока, постановка цели урока.
Эпиграф к уроку. Удачно выбранный эпиграф – это суть, лейтмотив урока, он помогает мобилизовать ученика, привлечь его внимание к восприятию нового материала, усилить его мотивацию.
Использую народную мудрость: притчи, загадки, пословицы и поговорки, создаётся какая-нибудь проблемная ситуация, пример из жизненной ситуации - всё это успешно заостряет внимание детей. У наших детей с интеллектуальными нарушениями кругозор узок, поэтому многие жизненные истории и ситуации их очень впечатляют. Для создания проблемной ситуации, например, перечисляю слова и задаю вопрос «Нужны ли они нам? Зачем нужны?». Или «Правильно ли я сказала?» Или же специально делаю какую-нибудь грубую ошибку и задаю вопрос: «Что здесь не так?».
Иногда прибегаю к театрализованному началу (сама сыграю диалог, фрагменты использую, назову героев сказки, что они (например, Буратино и Мальвина) сказали бы по этому или такому поводу).
Недолговременная зажигательная игра (блиц-опрос) «Да-нетка» помогает самоутверждению, росту самооценки у каждого, когда проводится не в официальной форме: когда ребята отвечают хором или выкрикивают с места, даже слабые ученики меняются, подтягиваются.
Дальше при переходе к следующему этапу урока уместно вставить следующие положительно располагающие выражения «хотите ли?», «а не хотите ли?» и «готовы ли?», «мы это можем?» (узнать). А потом озвучиваю пожелание типа «В течение всего урока следим за осанкой, за своим настроением. Я думаю, наша совместная работа будет приятной и интересной, и мы добьёмся хороших результатов. Желаю вам удачи!».
Детям с интеллектуальными нарушениями трудно видеть в слове, в теме, в задании ключевое значение, поэтому, называя тему урока, обращаю внимание на каждое слово, расшифровываем каждое слово, тогда детям более понятно, что надо видеть, что надо знать.
Новую тему стараюсь излагать в виде столбика, если изучаем слова, правописание слов. Например, под выражением «в первом столбике» у меня чётко подразумеваются слова с безударными гласными, во втором столбике слова с парными звонкими и глухими согласными; третий столбик – с непроизносимыми согласными, четвёртый столбик – с двойными согласными, пятый столбик – со сложными словами. Если предложения изучаем, то каждое предложение начинаем с новой строчки, чтобы ребята чётко видели и представляли. Есть у меня опорные листы, где даны примеры для конкретного представления (и для выполнения закрепляющих заданий по ним).
Провожу поэтические минутки, психологические минутки, физкультминутки, включаю игровые моменты. Физкультминутка должна быть эмоциональной и должна отличаться для детей разного возраста. Малыши и дети среднего звена рифмованную физкультминутку выполняют эмоционально, старшие стесняются выполнять их, поэтому использую такой вариант, чтобы они глаза закрыли и представили или рисовали, например, восьмёрку (лежачую восьмёрку) руками или головой. Выполняем зрительную гимнастику по методике В.Базарного, дыхательную гимнастику.
В списке мотивирующих методов стоит использование наглядности и музыкальное сопровождение.
Мотивируем, вдохновляем обучающихся выполнять творческие работы самостоятельно и в своём сопровождении.
Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ является очень важным критерием успешной учебной и воспитательной работы всего коллектива педагогов и воспитателей, направленной на социальную адаптацию воспитанников к полноценной жизни в современном обществе. Всем педагогам необходимо проводить работу по формированию учебной мотивации. Формировать её можно различными путями, основываясь на имеющийся опыт и знания возрастных особенностей.
Селиванова Галина Геннадьевна
Елена Владимировна
Федорова Людмила Ивановна