Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее реализации

1
0
Материал опубликован 5 January 2023





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

имени полного кавалера ордена Славы И.И. Сидорова

142061, Московская область, г. Домодедово, с. Ильинское, д. 9/1

тел.: 8(496)796-89-34, 8(496)-796-88-34, факс: 8(496)796-89-34

E-mail:dmdd_ilinsksosh@mosreg.ru





Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее реализации



Подготовила:

Хачатрян Р.С., учитель

английского языка















Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для ее реализации

«Нет, и не может быть детей, которые

не хотели бы учиться с самого начала учения».



В.А.Сухомлинский



Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.

Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.



У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности - личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.

Учащиеся нашей школы со 2 класса изучают английский язык. Данные УМК не только отражают все принципы современной парадигмы, в их содержание заложены информационные потребности обучающихся определенного возраста, они ориентированы на реальные возможности учителя и учащихся общеобразовательных школ, обеспечивают высокий уровень мотивации учащихся. Упражнения познавательны, и не только чему-то обучают, но также развивают и воспитывают. Много заданий, где по ходу их выполнения ученики взаимодействуют с учителем, одноклассниками, родственниками, зарубежными сверстниками.

Развитию эмоционально-мотивационной сферы учащихся способствует присутствие в учебнике стихов и песен. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей. В песнях лучше усваиваются грамматические конструкции. Они способствуют совершенствованию навыков произношения, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, способствуют сплочению коллектива, стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

Конечно наиболее часто песни использую на уроках в начальной школе. (песни «Алфавит», «Цвета», «Как тебя зовут», «Привет», различные песни на движения, «Времена года» и т.д.)

Также учащимся нравится заучивать стихи на разные темы, рифмовки, считалочки.

Таким образом, у детей формируется положительный настрой и готовность к общению на английском языке, мотивация к дальнейшему его изучению на последующих ступенях школьного образования.

На уроках использую различные методы и приемы обучения - ролевые игры, ситуативные упражнения, элементы драматизации, интенсивной методики, песни и стихи.

Применение игровых методов обучения помогает избежать монотонности и однообразия в работе над различным материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Игровые технологии формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность школьников, поскольку зачастую развивают способность учащихся анализировать, сравнивать и обобщать. Игра в значительной степени повышают мотивацию ребенка к изучению иностранного языка. Например, различные игры при изучении алфавита, цветов, одежды и т.д.(на доске рисунок-силуэт букета из ватмана, в нем много прорезей. Называю цвет по–английски, и у кого из ребят есть цветок такого цвета, выходит с ним к доске и вставляет в прорезь, в результате получается очень большой красивый букет. Также можно вставлять рисунки одежды в прорези чемодана и т.д.)

Ролевая игра эффективна, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и имеет образовательное значение. Большую помощь в организации речевой ситуации на уроке оказывает использование реквизита (картинки, маски животных, сказочных героев, пальчиковые куклы), что помогает ученикам очень быстро и естественно войти в роль, делает более свободными и естественными их движения, помогает обрести уверенность в себе.

Целью таких уроков является:

Ориентация на овладение учащимися аспектами языка- произношением, лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи.

Закрепление грамматического материала: построение вопросительного и восклицательного предложения и их интонация.

Обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и новых слов.

Развивающими задачами таких уроков являются:

Развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей и др.)

Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение и др.)

Развитие навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

С первых уроков во втором классе ввожу отработку звуков с помощью какого-то сказочного персонажа. Дети привыкают к нему и с удовольствием повторяют звуки за героем. Дети учатся описывать внешность и характер героя на примере своего любимого персонажа, приносят любимую игрушку или делают маску (рассказывают кто он, где живет, какой он, сколько лет, есть ли семья, что умеет делать, а что нет и т.д.). Постепенно информация усложняется (добавляем цвета, спорт, музыкальные инструменты, рабочий день и т.д.)

Элементы рисования используются по теме «Дом» «Деревня», «Одежда». Несколько учащихся у доски рисуют дом по прослушанному тексту (например, дом большой, имеет два этажа, сад перед домом и т.д.) «Деревня» (в поле стоит маленький фермерский домик, на лугу пасутся коровы, около дома красивые клумбы и т.д.)

Элементы пантомимы используются при изучении прилагательных-антонимов (высокий- низкий, большой маленький, молодой- старый)



В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов.



Использование проектной технологии позволяет:

Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;

Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;

Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.



Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.



Важно сформировать у ребенка способность и желание работать в группе, учитывая при этом важность каждого отдельного участника и всего коллектива в целом. В процессе занятий, необходимо демонстрировать ребенку важность роли друзей и навыков развития дружеских отношений со сверстниками, предлагая парные и групповые формы работы на уроке. Развитие у детей навыков активного слушания способствует не только упрощению коммуникации, но и усвоению иностранного языка. Необходимо с раннего возраста развивать у учеников такие техники разрешения конфликтов, как умение договариваться и быть посредником в разрешении споров как одноклассников, так и героев сказок и ролевых игр.

Желательно иметь кабинет иностранного языка для начальных классов, где будет комплект мебели, посуда, фрукты, овощи, куклы, зоопарк и еще очень много, что необходимо на уроке иностранного языка.

В заключении хотелось бы отметить, что обучение всегда должно быть орентировано на результат. В вопросе мотивации требуерся наблюдательноисть и гибкость поведения преподавателя, и требует тщательного изучения и анализ с целью правильного ее формирования и развития у каждого учашиеся.





















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Баскакова Г.Н. Пословицы и поговорки в обучении английскому языку.// Английский язык-первое сентября.2007.№1.

Высоцкая Е.В. Роль музыки и песни в изучении английского языка.// Английский язык-первое сентября.2007.№4.

Денисенко О.А. Потенциал УМК «Enjoy English» для начальной школы в профессиональном совершенствовании учителя английского языка.// Английский язык в школе. 2007. №4.

Калантарян Х. Творческая работа как средство создания мотивации.// Английский язык-первое сентября. 2009.№18.

Линкевич Н.И. Никифорова Е.Б. Роль курса «Happy English.ru» // Английский язык в школе. 2007.№4.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации