Мотивация обучающихся - условие повышения качества образования
«Мотивация обучающихся - условие повышения качества образования»
В данной статье рассматриваются приемы и способы педагогической деятельности, необходимые для формирования мотивации учения у обучающихся школы и способствующие повышению качества образования.
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивация учения, ситуация успеха.
Российский и советский педагог – экспериментатор Станислав Теофилович Шацкий пишет, что ученье без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы переживания положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей.
Стремление самого ученика к познанию является необходимым условием успешного формирования умений. Создавая на своих уроках положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий мотивирую каждого ученика на стремление к познанию. Основой планирования способов включения, учащихся в урок является создание мотивации их работы. Интерес, а также радость от проделанной работы на уроке, от сделанных открытий своих возможностей, все это помогает создать мотивационную основу творческой, созидательной деятельности.
Для устной работы в начале урока предлагаю упражнения с решением, в которых допущены «любимыми» ошибки учеников. Учащиеся довольно редко проверяют свои решения, а тем более своего одноклассника. Сообщая учащемуся, что это его собственное решение и что в нем есть возможная ошибка, позволяет заинтересовать всех учащихся класса, которые стремятся найти эту ошибку и рассматривают разные варианты, допуская в свою очередь и другие ошибки. Разбор всех возникших ошибок позволяет отработать их в ходе устной работы. Учащиеся мгновенно включаются в работу. Например, в 7 классе при изучении алгебры можно предложить следующие задания:
тема | пример |
Формулы сокращенного умножения. |
|
Свойства степени с натуральным показателем. |
|
Решение линейных уравнений. |
|
Разложение многочлена на множители. |
|
В ходе устной работы применяю упражнения, в которых использую нематематическую информацию. Эти полезные и интересные сведения из различных областей наук позволяют стимулировать мыслительную деятельность учащихся.
Например, в 5 классе можно предложить следующие задачи:
Сколько раз в день прилетают родители к птенцам, пока их вскармливают?
Королек, горихвостка, поползень – 400 раз в день, что в 20 раз больше, чем стриж, и на 100 раз меньше мухоловки.
Дуб живет до 2000лет, что в 5 раз превосходит предельный возраст лиственницы и простой ели. Ель «колючая» живет на 400 лет дольше простой и на 300 лет дольше кедра. Максимальный возраст сосны остистой превышает возраст кедра в 9 раз. Сколько живут деревья?
А также использую разнообразные формы подачи условия: таблицы, схемы, блок-схемы и т.д.
Например, при решении текстовых задач с помощью уравнения предлагаю записать все данные задачи в таблицу и составить математическую модель.
Задача. Расстояние между городами мотоциклист проехал за 0,8 ч, а велосипедист – за 4 часа. Скорость велосипедиста на 48 км/ч меньше скорости мотоциклиста. Найдите скорости каждого из них.
| скорость, V (км/ч) | время, t (ч) | расстояние, S(км) |
Велосипедист | х | 4 | 4х |
Мотоциклист | х+48 | 0,8 | 0,8(х+48) |
Получаем уравнение: 4х=0,8(х+48)
Для того, чтобы создать ситуацию успеха, стараюсь убедить ребят, что данное задание доступна каждому учащемуся в классе, что решение его простое и «красивое». Следующие моменты, используемые мною на уроке, быстро включают учащихся в работу:
чертеж, подготовленный заранее на доске, его простота;
условие задачи, которое легко воспринимается;
коллективное обсуждение задания;
четкое понимание последовательности действий.
Коллективное обсуждение позволяет снять страх у учащихся перед заданием и быстро найти решение. Это форма работы создает положительный настрой на всю дальнейшую деятельность ребят на уроке. Когда ученик видит, как просто и «красиво» решается задача, он более уверен в своих силах.
Чтобы наиболее эффективно организовать интеллектуальную работу учащихся я предлагаю им включаться в простую, доступную деятельность – рассмотреть картинки (диаграммы, графики, таблицы) и ответить на ряд вопросов.
Например, ребятам предлагается рассмотреть композиции русского художника. И ответить на вопрос: «С помощью каких геометрических фигур они выполнены?»
А чтобы узнать фамилию художника нужно выполнить следующие задания:
ИЙ = 28; ВА =40; СК = 30; СНЕ = 22; КАН = 6; ЦО = 5; ДИН = 44; В = 52
Эта коллективная форма работы позволяет показать ребятам, что не страшно ошибаться при ответе на вопросы учителя. Данная форма работы позволяет сильным и средним учащимся проявить свою наблюдательность, а слабых успокоить, как бы говоря им: «Постарайся вглядеться в картинку, это ты умеешь». Данное задание носит исследовательский характер и позволяет ученику после разбора увидеть, что он может выполнить его самостоятельно. Учитель тут играет роль режиссёра.
Известно, что далеко не у каждого учащегося сформирована способность выполнить задание на виду у всего класса. Некоторые очень волнуются от общего к ним внимания, и ни о какой деятельности не может быть и речи. Поэтому можно использовать две рабочие доски, индивидуальные задания. Если учащийся испытывает страх перед заданием, то вызываю двух учащихся для совместного решения.
В процессе выполнения заданий осуществляется смена видов деятельности, что способствует предупреждению или снятию утомления. Как раз этому способствует применение на урока различных дидактических игр и игровых элементов.
Составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход урока, забочусь и о комфортном психологическом состоянии учащихся. Интерес и радость у ребенка от выполненного задания – это и есть критерий успешной работы на уроке. Сочетания учебных, воспитательных и развивающих целей на уроках и во внеурочное время реализуется потенциал математики как предмета.
Литература
Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н.Е.Кордина - Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111с.
Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. - 4-е изд., стереотип. - М.: Вентана - Граф, 2019. - 272с.: ил. - (Российский учебник).
Математика: 5 класс: учебник/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир; под ред. В.Е.Подольского. - 6-е изд., стереотип. - М.: Вентана - Граф, 2020. - 304 с.: ил. - (Российский учебник).